Уроки в школе Международного Бакалавриата. Семинар учителей физкультуры

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

Учитель – бакалавр?

29 октября в Московской экономической школе (МЭШ) состоялся семинар для учителей физической культуры, работающих по программам Международного бакалавриата. В работе семинара приняли участие учителя физкультуры из России и Казахстана. Любопытно, что с инициативой о проведении семинара выступили сами учителя физкультуры Ассоциации школ Международного бакалавриата. Более подробную информацию об этой организации можно найти на сайтах: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Международный бакалавриат – международная неправительственная организация, имеющая консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы. На 1 сентября 2007 г. в него входили 2107 школ в 125 странах мира, в том числе 13 российских. Диплом Международного бакалавриата признан 1300 университетами в 102 странах мира (в том числе в Оксфорде, Кембридже, Гарварде, Йеле, Сорбонне, Лондонской школе экономики и т.д.).

Программа, позже получившая название «Международный бакалавриат», разрабатывалась в 20–60-е гг. XX в. как универсальный курс для наиболее способных студентов, обеспечивающий подготовку к поступлению в университеты во всех странах мира. Инициаторами унификации и стандартизации международного образования были Международная школа Женевы и Школа ООН в Нью-Йорке. В 1968 г. была создана Организация международного бакалавриата. Раньше у средних школ, входящих в международное сообщество, не существовало единой программы и общей системы экзаменов для поступления в университет, одинаково признаваемой во всех странах. Международный бакалавриат решает эту проблему.

Международный бакалавриат – лидер международного школьного образования в мире. Университеты более чем 100 стран при приеме новых студентов отдают предпочтение выпускникам школ, получившим дипломы Международного бакалавриата. Обучение по этой программе ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого учащегося, умений критически и творчески мыслить, эффективно общаться, успешно действовать в различных ситуациях, заботиться о своем здоровье. Девиз этой программы – «Обучение для жизни».

Семинар

В процессе работы, организованной учителем физкультуры Еленой Петровной СЫСИНОЙ (МЭШ), учителя поделились своим опытом:
– по планированию уроков физической культуры (оно сильно отличается от общегосударственного, однако все школы такого типа работают внутри общей системы образования и должны соответствовать требованиям министерств);
– по междисциплинарным проектам;
– по способам оценивания учащихся.

Все эти школы, работающие по программам Международного бакалавриата, помимо международного диплома, выдают своим выпускникам аттестаты государственного образца. Получается, что и на учеников, и на учителей ложится дополнительная нагрузка, потому что учителям (в том числе и физкультуры) приходится разрабатывать свои собственные программы, которые, с одной стороны, обеспечивают выполнение государственного стандарта, а с другой, соответствуют международным требованиям. Работа по международной программе предъявляет повышенные требования к учителю, который должен быть широко образованной, творческой личностью, обладать навыками проектного мышления и к тому же владеть иностранным языком.

Но дискуссиями работа не ограничилась. Во второй части семинара учителя поделились своим опытом на практике и продемонстрировали собственные педагогические приемы: подводящие упражнения, необычную разминку, подвижную игру, методические указания. Получился такой своеобразный мастер-класс, проведенный силами самих участников. Приведем пример одного из выступлений.

Мастер-класс

Учитель физической культуры МЭШ Алексей Владимирович МАЛЕНЬКИЙ в своем выступлении обратил внимание на игры, развивающие внимание. Такие игры целесообразно проводить как в начале урока (чтобы настроить детей на рабочий лад), так и в конце, чтобы переключить внимание детей на другие задания. Несмотря на простоту заданий, эти игровые упражнения вызвали бурю положительных эмоций у учителей (учеников) и дали общий настрой мастер-классу.

Игры на внимание при перестроениях

Учитель предлагает детям построиться:
– по росту (в порядке его увеличения);
– по цвету глаз (от более темных к более светлым);
– по цвету футболок (от более темного к более светлому);
– по имени (в алфавитном порядке).

Задания можно придумать и другие – важно, чтобы перестроение выполнялось в очень быстром темпе (скажем, до счета «три» или «пять»).

Затем ученикам предлагается быстро перестроиться в круг.

Как правило, это не вызывает больших трудностей у учащихся, так как в зале либо есть нарисованный круг (в центре площадки), либо ученики быстро образуют его сами, взявшись за руки.

Затем нужно перестроиться так, чтобы получился треугольник.

Это задание может вызвать определенные трудности. Обычно ни один класс не может его выполнить с первого раза в быстром темпе. Связано это с тем, что в зале нет треугольной разметки. Даже из строя в одну шеренгу упражнение выполняется легко. Для перестроения из круга в треугольник необходимо, чтобы в классе нашлись три ученика, которые способны взять на себя роль лидеров, образуя «вершины» треугольника. Они могут быть капитанами команд, командирами отделений и т.п.

Игра «Класс, смирно!»

Детям предлагается выполнять упражнения только после того, как учитель скажет слово «Класс!». Если учитель не произносит его, упражнение выполнять не нужно. Выполнение упражнения сопровождается показом учителя. Перед игрой класс нужно построить в одну шеренгу. Ученик, допустивший ошибку, делает шаг вперед.

В проведении игры многое зависит от подачи материала учителем. Можно придумать смешные движения, увеличить темп и т.п.

Игра «Запрещенное движение»

Учитель показывает упражнения, дети повторяют за ним. Но одно из движений (заранее оговоренное) выполнять нельзя – оно запрещено. Перед этой игрой класс также должен построиться в одну шеренгу. Ученик, допустивший ошибку, делает шаг вперед.

В отличие от предыдущей игры она направлена на зрительный анализатор, а не на слуховой. Как правило, дети меньше ошибаются в этой игре. Правильно говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

Игра «Слушай сигнал!»

Детям при выполнении упражнений (на месте или в движении) даются другие задания, которые выполняются по сигналу учителя (свистку, определенному положению, команде). При успешном выполнении предлагаются два условных сигнала, затем три. Задание можно усложнить, воздействуя как на слуховой, так и на зрительный анализатор. Например: учитель принял положение «руки за голову» – ученикам нужно принять положение «упор лежа»; учитель принял положение «руки на пояс» – ученики выполняют одно приседание; по команде «Время!» – прыжок вверх.

В этой игре можно незаметно дать детям дополнительную нагрузку. Важно только правильно ее рассчитать, воздействуя на нужные группы мышц, в зависимости от задач урока.

Данный семинар показал, что порой учителям физкультуры не стоит ждать, пока кто-то другой решит их наболевшие проблемы. Может быть, стоит использовать опыт учителей международных школ и самим проводить такие встречи, делиться опытом, обсуждать, спорить. Кому, как не нам, учителям физкультуры, лучше знать, что нам важно и нужно сейчас! А решение проблем можно найти, посетив соседнюю школу, поговорив с коллегами. А еще лучше организовать такую встречу самому. Это позволит и на себя взглянуть с другой стороны.