Особенности стратегического планирования деятельности профессиональной образовательной организации
Особенности стратегического планирования деятельности профессиональной
образовательной организации
Strategic Planning Features of professional educational organization
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель
Sergey Ryzhikov, teacher
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Лебедянский торгово-экономический техникум»
399610 Липецкая область, г. Лебедянь, ул. Ленина, д. 32
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Телефон 89042981072
Аннотация
Стратегическое управление профессиональной образовательной организации сопровождается последовательным формированием информационной, культурной, экономической, правовой систем и выражается, в конечном итоге, в новой более эффективной организованности. В статье обосновано новое содержание важного для стратегического управления документа «Стратегия образовательной организации».
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, стратегическое управление, программа развития.
Annotation
Strategic management of professional educational organizations is accompanied by sequential formation of informational, cultural, economic, legal, expressed, ultimately, in a new, more rational organization. T
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Особенности стратегического планирования деятельности профессиональной
образовательной организации
Профессиональные образовательные организации вступили в фазу перемен. Она отражается в тех высоких требованиях, которые предъявляются ко всем сторонам жизни образовательного учреждения. Реализация Концепции развития образования на 2016 - 2020 годы требует повышения организационной составляющей управления, полной информационной открытости образовательной организации, соответствия результатов профессионального образования ожиданиям общества. Опережающие требования социума к профессиональному образованию заключаются в том, чтобы подготовить специалиста, профессионала с высоким чувством личной ответственности за результаты своего труда, личности способной к саморазвитию.
Стратегической целью модернизации профессионального образования в современном мире, ориентированного на требования следующих десятилетий - является создание принципиально новой системы образования - непрерывной - главной идеей и целью которой является постоянное развитие личности в течение всей жизни в интересах человека и общества [5].
Модернизация профессионального образования в таких условиях налагает отпечаток на те задачи, которые стоят перед образовательной организацией. Прежде всего, это следование определенной стратегической цели, модернизация условий подготовки специалистов.
Назовем причины, по которым необходимо создавать стратегию профессиональной образовательной организации.
1 Следование стратегическому плану адаптирует организацию к внешнему окружению, в том случае, если долгосрочный план учитывает перемены, происходящие в социальной сфере и на рынке образовательных услуг.
2 Правильно составленный стратегический план показывает необходимые долгосрочные действия образовательной организации и тот результат, которого нужно достичь. Стратегический план в своей резюмирующей части показывает будущий образ организации, то, как изменятся отношения с партнерами и потребителями образовательных услуг, какими станут эти услуги.
3 Долгосрочное управление учитывает возможности и угрозы макроэкономических, макротехнических, инновационных, общегосударственных факторов. Без их учета невозможно построения будущего образовательной организации.
4 Стратегическое управление позволяет рассмотреть в динамике внутренние факторы образовательной среды организации – состояние организации и общего управления, финансов и материально-технической базы, потенциала персонала, качества учебного процесса.
5 Формализованный стратегический план – это инструмент для действий, своего рода ежедневная подсказка о том, что нужно делать завтра.
6 Стратегический план определяет альтернативные пути существования организации. Это может быть не только развитие, но и другие стратегические альтернативы, такие как сокращение, диверсификация, интеграция в той или иной форме с другими учебными учреждениями.
Стратегическое управление сопровождается последовательным формированием информационной, культурной, экономической, правовой систем выражается, в конечном итоге, в новой более эффективной организованности профессиональной образовательной организации.
Решая проблему построения стратегии, мы столкнулись с отсутствием методических рекомендаций о том, как построить стратегический план профессиональной образовательной организации. Поэтому, чтобы ответить на ряд вопросов, было решено проанализировать несколько Программ развития техникумов и колледжей. Программы выложены в сети Интернет в свободном доступе. Цель исследования заключалась в том, чтобы найти в этих документах общее и различие, выбрать лучшее и главное составить рекомендации по составлению стратегического плана профессионального образовательного учреждения.
Произвольно было выбрано сорок Программ развития профессиональных образовательных организаций, названия их, в общем-то, не отличаются друг от друга («Программа развития», «Комплексная программа перспективного развития»), только один документ носит название «Стратегия развития». Возникает вопрос, а если стратегический план предусматривает слияние или сокращение, то как быть со словом «развитие»? Наверное, все-таки такой документ должен носить название «Стратегия образовательной организации».
В названиях всех документов указаны сроки, на которые эти программы рассчитаны, в среднем это 3-5 лет, что соответствует нормам стратегического управления.
Общий взгляд на программы показывает, что составители потратили много усилий на то, чтобы документ был красивым. Здесь можно увидеть и колонтитулы на каждой странице с гербом учебного заведения и цветные графики и даже картинки с мультяшными поварами и официантками! Не радуют орфографические ошибки. Форму никто не отменял, но и о содержании нужно позаботиться.
Поговорим о недостатках содержания. С чего начинается стратегия? Конечно, с основной цели, причины, по которой существует профессиональная образовательная организация. Миссия, так мы, глядя на западные образцы, уже привыкли её называть. Миссии прописаны почти во всех анализируемых Программах. Качество провозглашенной миссии низкое в том случае, если не указано в каком регионе образовательная организация намерена предоставлять свои услуги.
Первым разделом Программы чаще всего является Введение. В нем отражаются цели создания программы, иногда принципы разработки. На наш взгляд, изложение принципов излишне, научность должна проявляться в применяемых инструментах, а принципы лучше оставить для звучных докладов.
В Паспорте программы отражены нормативные источники, сроки реализации плана, но не всегда изложены источники и объемы финансирования.
Информационная справка об учебном учреждении чаще всего напоминает отчет, который сдавался учредителю в прошлом году. Недостаток такого отчета излишняя подробность и многостраничность.
В одной из программ поразила структура колледжа, описанная словами. Кто кому подчиняется, какие связи существуют между подразделениями? Ничего не понятно. Да и нужно ли в Стратегии приводить структуру управления или структуру организации, если в ней ничего не предусмотрено менять? Среди прочего удивил SWOT – анализ, без выведенных из него стратегий. Целевые индикаторы и показатели чаще всего не имеют количественных значений. В некоторых программах бросается в глаза полное отсутствие исполнителей, в других наоборот указаны фамилии, но отсутствуют должности. Конечно, в планах и механизмах реализации должны быть указаны должности ответственных, а не фамилии тех, кто занимает эту должность в данный момент.
Не претендуя на полноту анализа и помня о том, что критиковать легче, чем предложить что-то существенное, перейдем к обоснованию нового содержания такого важного документа как «Стратегия образовательной организации». Основанием служат лучшие образцы из исследованных Программ развития образовательных организаций и предложения автора.
Предлагаем следующую структуру документа.
Титульный лист. Содержит название документа, сроки, на которые рассчитана стратегия, 3-5 лет, реквизиты утверждения директором и согласования с учредителем.
Второй титульный лист, содержит должности и фамилии разработчиков, реквизиты утверждения общего собрания коллектива, одобрения Попечительского Совета.
Введение. В нем следует отразить миссию профессиональной образовательной организации, цели создания и ключевые направления стратегии организации, сроки подачи предложений по корректировке и сроки ежегодного отчета о ходе выполнении стратегии.
Термины, определения и сокращения. Эти сведения должны отражаться в отдельном разделе, для того чтобы пояснить некоторые аббревиатуры и дефиниции, используемые в документе.
Паспорт программы. В нем следует отразить нормативные источники составления стратегии, в том числе реквизиты приказа о разработке стратегии, цель и задачи, краткая характеристика документа, сроки и этапы выполнения стратегии, важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы, объемы и источники финансирования, исполнители стратегии, ожидаемые результаты (в сжатом изложении), система и сроки промежуточного и итогового контроля исполнения стратегии. Отдельно остановимся на задачах, вообще задачи стратегии - это укрупненный перечень программных мероприятий, намеченных на долгосрочный период.
Информационная справка об учебном учреждении, на наш взгляд, должна включать наименование, название учредителя, реквизиты лицензии и государственной аккредитации, юридический адрес, сведения о территориально обособленных структурных подразделениях, численность контингента обучающихся, формы обучения, специальности, профессии, адрес сайта, контактная информация. Следует избегать экскурсов в историю, итогов приема абитуриентов, справок о составе и численности спортивных кружков и секций и вообще всего, что не относится к задачам стратегического управления.
Следующим разделом мы предлагаем аналитическую справку о выполнении стратегии предыдущего периода. Не впадая в патетику и перечисление полученных наград, в аналитической справке следует отразить степень выполнения задач прошлого долгосрочного плана. Это даст возможность проанализировать, что выполнено и что нет, посмотреть насколько адекватными были механизмы реализации стратегии. Если в прошлой стратегии были заложены количественные показатели, то определить насколько успешным было их достижение. Педагогическая этика не позволит нам, конечно, написать, кто конкретно не справился с выполнением заданий прошлых стратегий. И, наконец, такой документ остановит от соблазна повторить все написанное ранее заново.
Итак, мы кратко определили, зачем нам нужна стратегия, информировали общественность об учреждении, подтвердили, что имеем право на ведение образовательной деятельности и изложили реквизиты – свои и учредителя, для обращения граждан в случае конфликта интересов.
Теперь мы должны обосновать, а что собственно ждет общество от нас. Предлагаем изложить это в разделе «Государственный и социальный заказ в области профессионального образования». Такой раздел может включать контрольные цифры приема, порядок оказания услуги, порядок информирования потенциальных потребителей, основания для предоставления отказа от государственной услуги, предельные цена на оплату государственной услуги, объем и порядок оказания государственной услуги, порядок контроля и требования к отчетности об исполнении государственной услуги. А также положения, отражающие стратегию развития страны и региона в области профессионального образования, выраженные в следующих документах: Концепция развития образования на 2016 - 2020 годы, Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, Стратегия социально-экономического развития региона на перспективный период. Здесь определяются основные приоритетные стратегические направления образования, реализуемые образовательным учреждением, отвечающие потребностям страны и региона.
Следующий раздел можно назвать «Обоснование разработки стратегии». Смысл содержания этого раздела заключается в том чтобы показать, что является основанием для разработки стратегического плана. Здесь применимы такие методы как SPACE-анализ, SWOT-анализ, анализ профиля среды. Излагаются PEST-анализ, матрицы возможностей и угроз, анализ сильных и слабых сторон образовательной организации.
Качественно выполненный SPACE-анализ, позволит определить положение образовательной организации на рынке образовательных услуг, выработать стратегии для того или иного положения. SWOT-анализ является универсальным инструментом выработки стратегий. Этот вид анализа уже достаточно давно применяется в России для определения стратегий развития территорий, в конкретизации стратегических планов регионов.
Следующий раздел «Основные стратегии образовательной организации». Сюда включаются определенные в предшествующем разделе направления долгосрочных действий. Их название служит наименованием отдельных подпрограмм (субстратегий). Например, «Организация эффективного информационно-методического обеспечения образовательного процесса», «Совершенствование системы управления качеством» и т.д.
Предлагаем перечень субстратегий в следующих сферах: основные направления развития, образовательная политика (расширение сферы предоставляемых услуг), воспитательная деятельность, информатизация, научно-методическая и инновационная деятельность, социальное партнерство и общественные связи, материально-техническая база, экономика и финансовая деятельность, кадры, система менеджмента качества, социальная сфера, культурно-информационное пространство. Последний раздел отражает действия руководства по соблюдению этических стандартов при выполнении стратегии. Сформулированные в этом разделе цели и задачи, намечают курс действий по преобразованию культурно-информационной среды и также входят в долгосрочно-ориентированную систему программных мероприятий.
Каждая подпрограмма должна иметь в свою очередь «Целевые показатели программы» и «План мероприятий по реализации программы». Первый документ включает цели и задачи подпрограммы, наименование ключевых показателей, единицы измерения, сроки исполнения. Второй документ включает наименование мероприятий, исполнителя, срок исполнения и этап реализации программы на котором будет осуществляться данное мероприятие (как мы увидим в последствие это связано с финансированием), намечаемые количественные и качественные результаты.
Покажем на примере формирование раздела «Основные стратегии образовательной организации».
Миссия образовательной организации (цель 1 уровня): «Удовлетворение потребностей предприятий, организаций и населения Центрального Федерального округа РФ в оказании на высоком уровне образовательных услуг за счет повышения интеллектуального уровня персонала профессиональной образовательной организации, знаний, имеющих практическую направленность в сфере экономики и торговли, развития материально-технической базы и эффективного использования возможностей региона с его уникальными предприятиями». Обязательно конкретизируется название региона.
Раздел содержит несколько подпрограмм.
Подпрограмма 1 «Качественное совершенствование кадрового потенциала» (цель 2 уровня). Цель подпрограммы: создание системы управления, обеспечивающей необходимые организационные условия для эффективной реализации миссии образовательного учреждения. Задачи подпрограмм отражены таблице 1, план мероприятий по реализации в таблице 2.
Таблица 1 - Целевые показатели подпрограммы 1
Цели и задачи программы
Наименование показателей
Единица измерения
2017
2018
2019
2020
2021
Повышение квалификации педагогических работников (цель 3 уровня)
Стажировка педагогических работников на профильных предприятиях (цель 4 уровня)
Доля педагогических работников, прошедших стажировку за последние три года
%
19
21
26
22
13
Совершенствование качественного состава педагогических кадров (цель 3 уровня)
Привлечение представителей сотрудников профильных предприятий в коллектив преподавателей (цель 4 уровня)
Количество представителей профильных мероприятий в составе преподавателей
Человек
2
3
3
3
4
Таблица 2 - План мероприятий по реализации подпрограммы 1
Наименование показателей
Руководитель, ответственный исполнители
Срок исполнения, этап
Ожидаемые результаты
Улучшение показателей, характеризующих качественный и количественный состав педагогических работников (цель 5 уровня)
Создание полноценных условий для непрерывного профессионального развития педагогического коллектива (задача, 6 уровень)
Руководитель отдела кадров
2017-2018
1 этап
Система непрерывного профессионального развития педагогического коллектива
Обеспечение системности и результативности повышения квалификации и стажировки педагогов (цель 5 уровня)
Разработка перспективного плана повышения квалификации руководящих и педагогических работников
(задача, 6 уровень)
Заместитель директора по научно-методической работе
2017
1 этап
План повышения квалификации руководящих и педагогических работников
Подпрограмма 2 «Организация эффективного учебно-методического обеспечения образовательного процесса» (цель 2 уровня). Цель - формирование качественной образовательной среды. Задачи по достижению цели отражены в таблице 3, план мероприятий по реализации подпрограммы 2 в таблице 4.
Таблица 3 - Целевые показатели подпрограммы 2
Цели и задачи программы
Наименование показателей
Единица измерения
2017
2018
2019
2020
2021
Совершенствование исследовательской работы на профильных предприятиях (цель 3 уровня)
Повышение количества педагогических работников, занимающихся научной деятельностью (задача, 4 уровень)
количество педагогических работников, занимающихся педагогической и научной деятельностью
%
30
35
40
50
50
Таблица 4 - План мероприятий по реализации подпрограммы 2
Наименование показателей
Руководитель, ответственный исполнители
Срок исполнения, этап исполнения
Ожидаемые результаты
Совершенствование исследовательской деятельности педагогов (цель 3 уровня)
Организация внутренних конкурсов методических материалов (задача, 4 уровень)
Заместитель директора по научно-методической работе
2017-2021
Исследовательские компетенции, ИКТ компетенции
На рисунке 2 видно, что цель Подпрограммы 1 содержит 4 уровня иерархии, а цель Подпрограммы 2 - 2 уровня. Это связано с тем, что декомпозиция целей проводится до того иерархического уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижению вышестоящей цели и в конечном итоге главной цели [4].
Цели и задачи выполнения подпрограмм образуют дерево целей по выполнению стратегии (рисунок 2).
Рисунок 2 – Пример дерева целей
Дерево целей можно отразить в приложении, рисунок позволит визуализировать связь целей с миссией организации, а изложенные подцели, возможно, будут образовывать пересечения в отношениях древесного порядка. В местах пересечения отношений древесного порядка находятся узловые проблем, на которые нужно обратить наибольшее внимание при реализации стратегии, это проблемы, носящие комплексный характер.
В разделе «Риски и мероприятия по их минимизации» нужно изложить факторы конкуренции на рынке образовательных услуг, негативно сказывающихся на качестве работы, недостатки кадрового обеспечения, проблемы осуществления долгосрочного научно-обоснованного прогноза потребностей рынка образовательных услуг; предусмотреть описание внешних и внутренних рисков реализации стратегии и меры, направленные на их снижение.
Следующий раздел «Финансовое и ресурсное обеспечение реализации стратегии». Здесь необходимо изложить объемы поэтапного финансирования стратегии, бюджетные и внебюджетные источники
Раздел «Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии и показатели эффективности ее реализации», содержит ожидаемые итоги по каждой стратегической подпрограмме, в соответствие с поставленными в них целями и задачами.
Раздел «Осуществление мониторинга и контроля за реализацией стратегии». Здесь отражаются сроки промежуточного и итогового контроля, должности ответственных за его проведение.
Документ «Стратегия профессиональной образовательной организации» заканчивается необходимыми приложениями. В качестве приложения можно привести:
Приказ об утверждении Стратегии профессионального образовательного учреждения.
Дерево целей стратегии развития.
График выполнения основных мероприятий стратегии (таблица 5). Этот документ позволит всегда иметь перед глазами те мероприятия, которые необходимо выполнить, напомнить сроки их реализации.
Подпрограммы отдельных направлений, например «Программа развития отделения дополнительного профессионального образования», «Программа развития отдела по работе с инвалидами» [3], «Социальное партнерство и содействие в трудоустройстве выпускников» [2].
Таблица 5 – Пример графика выполнения основных мероприятий стратегии
Наименование подпрограммы
Мероприятие
Срок
Ответственные
Контроль
Организация эффективного учебно-методического обеспечения образовательного процесса»
Организация внешней содержательной экспертизы основных профессиональных образовательных программ
не позднее 1 марта 2017
Руководитель центра оценки качества образования
директор техникума
Комплексное развитие образовательного учреждения
Оптимизация организационной и управленческой структуры с позиций его стратегического развития, перспектив и направлений социально-экономического развития региона
не позднее 1 апреля 2017 года
Заместитель директора по учебно-методической работе
Утверждение в Управлении образования и науки Липецкой области
директор техникума
Опыт стратегического планирования в региональном управлении показывает, что по истечении некоторого времени необходима корректировка стратегической программы, так как стратегия это не догма, а в большей степени тренд. Это следует учитывать и при составлении стратегии образовательной организации. Сроки такой корректировки излагаются во введении к документу, мероприятия уточняющего характера отражаются в текущем распорядительном порядке, приказами директора.
Предложенная рубрикация Стратегии образовательной организации не претендует на абсолютную полноту, но она позволяет выбрать правильные ориентиры для формирования документа по долгосрочному планированию. Успехом профессионального образования в целом нужно считать разнообразие содержания стратегий образовательных учреждений. Только на основе многообразия подходов к решению перспективных проблем может быть создана структурная и функциональная организация профессионального образования, которая определит её адекватное реагирование к внешним вызовам.
Что дает стратегическое управление?
Прежде всего, это повышение предсказуемости будущего состояния образовательной организации. Стратегическое управление предусматривает охват тех сфер (например, культурно-информационной среды), которые ранее игнорировались, и, казалось бы, не нуждались в управлении, определение приоритетов в управлении, при сохранении преемственности с имевшимися ранее знанием и опытом. Стратегическое управление позволяет снизить неопределенность действий и определить правильную реакцию на внешние угрозы и риски.
Список литературы
Программа развития Государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области среднего профессионального образования «Кандалакшский индустриальный колледж» на 2014 - 2016 г.г.
Программа развития колледжа на 2015-2020гг Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский Александровский лицей»
Программа развития колледжа на 2016-2020гг ГБОУ СПО Ульяновский фармацевтический колледж
Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития// Электронный журнал Managerline Надежный менеджмент// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Читаева, Ю.А. Модернизация профессионального образования в странах Европейского Союза и России Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (12.02.2012)
References
1 Development Program of the State Autonomous Educational Institution of the Murmansk region of secondary professional education "Kandalaksha Industrial College" for 2014 – 2016.
2 College of Development Program for 2015-2020 St. Petersburg State budget professional educational institution "College" Imperial Alexandrovsky Lyceum"
3 Development program for college 2016-2020 Ulyanovsk College of Pharmacy.
4 Development and evaluation of possible solutions to identify the preferred directions of development // Electronic Journal Managerline Reliable Management // http://www.managerline.ru/stmans-212-1.html.
5 Chitaeva, Y. Modernisation of vocational training in the European Union and Russia Source: // http://www.managerline.ru/stmans-212-1.html.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
дерево целей 1Рисунок 1Описание: дерево целей 115