Планирование Литература 6 класс по УМК под ред. И.Н. Сухих.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол №___ от_____________
Председатель МО
______________(Ф.И.О.)
«РЕКОМЕНДОВАНО
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ»
Решением педагогического совета
Протокол №___ от_____________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ школы № 93
_________________Т.В.ЯшинаПриказ № ____от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6-2 КЛАССА
Срок реализации программы: 1 год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
98 ч (3 ч в неделю)
Учитель: Корчагина Татьяна Владимировна
_______________________
(подпись)
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012.
Литература: Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе Программы для 5 – 9 классов, созданной авторским коллективом под редакцией доктора филологических наук, профессора И.Н.Сухих, для общеобразовательных учреждений с учётом Образовательной программы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе в объёме 105 часа (3 часа в неделю).
Изменения, внесенные в примерную программу и их обоснование
В авторскую программу внесены изменения в части календарно – тематического планирования, обусловленные анализом календарного учебного графика ГБОУ школы № 93. В соответствии с учётом праздничных дней, 7 уроков на повторение выносятся на самостоятельное изучение.
Используемый учебно-методический комплекс
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2-х ч. / Т.В. Рыжкова, И. Н. Гуйс; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Дополнительная литература для учащихся:
Рыжкова Т.В. Тетрадь по литературе для 6 класса общеобразоватю учреждений: основновное общее образование / Т.В.Рыжкова, И.Н.Гуйс ; под ред. И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 64 с.
Жизнеописания достопамятных людей земли русской (Х - ХХвв.) Составитель С.С. Бычков. – М.: Московский рабочийй. , 1991. – 3344с.: ил.- (Клуб любителей истории Отечества)
Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997. – 496 с.
Дополнительная литература для учителя:
Рыжкова Т.В.Литература в 6 классе. Книга для учителя с тематическим планированием : методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс. – М.: Издательскийй рекомендации и тематическое планирование по литературе для 6 класса : методическое пособие : основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательскийй центр «Академия», 2010. – 304с.
Русские писатели. Библиографический словарь. Под редакцией П.А.Николаева. Москва. «Просвещение», 1990
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПБ.: Искусство – СПБ, 1994.-399с.,5л. ил
Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980. Компендиум. М.: - Новая школа , 1996, 320с.
Мифы в искусстве: Историко-художественная монография. (По Рене Менару), М.: Современник. 1996. – 271с.: ил.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007. – 320 с.
Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика»,2008. – 368с.: ил.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Используемые формы и виды контроля
Используемые формы, виды контроля результатов обучения учащихся по данной учебной программе:
написание сочинений по литературным произведениям;
различные виды чтения: индивидуальное чтение вслух, чтение по ролям, инсценирование;
творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика и т.д.), ответы на вопросы (устные и письменные);
составление плана будущего сочинения;
написание отзыва о произведении;
создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев;
создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…);
проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
тестирование;
контрольные вопросы;
самостоятельные работы
Виды контроля:
устный опрос
фронтальный опрос
беседа
пересказ (подробный, сжатый, выборочный)
выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям
терминологический (литературоведческий) диктант
проверочная, самостоятельная работа
тестирование (в т. ч. компьютерное)
творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)
нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)
исследовательская, проектная работа
презентация.
Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов проверочных, самостоятельных работ, с учетом устных ответов, тестирования и перечисленных выше форм и видов контроля.
Контрольные, работы по развитию речи проводятся учителем в соответствии с календарно-тематическим планированием, представленным в рабочей программе.
Содержание курса
Тема 1. Герой в мифах.
Изучаемые произведения:
Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Легенда об Арионе.
Теоретико-литературные знания:
Представление о мифе. Мифологический герой. Представление о легенде. Крылатые слова и выражения. Миф и литература.
Художественная и аналитическая деятельность:
Поиск информации о мифологических героях. Истолкование фразеологизмов и крылатых выражений и включение их в собственную речь. Отзыв
об экскурсии в музей или об одном из произведений античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись). Отзыв о кинофильме или мультфильме на античный сюжет.
Культурное пространство:
Античные образы в европейском искусстве и современной культуре.
Тема 2. Герой и человек в фольклоре.
Изучаемые произведения:
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Баллада «Авдотья Рязаночка».
Теоретико-литературные знания:
Былина. Фольклорная баллада. Гипербола, антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы. Ритм. Художественная и аналитическая деятельность:
Иллюстрирование произведений, выразительное чтение, отзывы о художественных и анимационных фильмах на сюжеты русских фольклорных
произведений.
Культурное пространство:
Древняя Русь и ее культура. Стилизация. Картины В.М.Васнецова, «Богатырская симфония» А.П.Бородина.
Фольклорные образы в современном искусстве.
Тема 3. Герой и человек в литературе.
Раздел 1. Человек в историческом времени.
Изучаемые произведения:
Летопись «Повесть временных лет», «Сказание о походе Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе».
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
А.К.Толстой. «Курган», «Василий Шибанов».
И.А.Крылов. «Волк на псарне».
Теоретико-литературные знания:
Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное.
Баллада. Историческая основа произведения. Документальное и художественное. Высокая лексика. Архаизмы и историзмы. Строфа. Ритм и метр.
Образ времени и пространства в балладе. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтизме и романтическом герое. Представление о художественном вымысле и художественной условности. Стилизация.
Документальное и художественное в басне. Аллегория и мораль в баснях И.А.Крылова. Мораль и позиция автора.
Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права.
Изучаемые произведения:
1) А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля».
2) И.С.Тургенев. «Муму».
3) Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога».
4) Н.С.Лесков. «Левша».
Теоретико-литературные знания:
Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм.
Повесть, композиция, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа. Образ человека в лирическом стихотворении и повести.
Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя.
Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола.
Художественная и аналитическая деятельность:
Сочинение-повествование о человеке с элементами портрета (описания). Сопоставление стихотворений А.В.Кольцова и повести И.С.Тургенева
«Муму». Составление плана повести. Сопоставление образа крестьянина с образами русской природы в пейзажной живописи И.И.Шишкина по тематике и стилю. Рассказы о героях картин А.Г. Венецианова и К.А.Зеленцова.
Иллюстрирование и устное словесное рисование эпизодов из прочитанных произведений И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, А.В.Кольцова. Сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой)» с сохранением особенностей речи рассказчика. Отзыв о кинофильме С. Овчарова «Левша». Подбор литературы по темам «Русское прикладное искусство», «Знаменитые русские мастера».
Культурное пространство:
Крепостное право, барская усадьба, быт помещика и крепостного крестьянина.
Крестьянский труд. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве.
Русское прикладное искусство и ремесленные изделия: костюм, украшения, посуда, оружие и т.п.; русские мастера.
Раздел 3. Человеческие недостатки.
И.А.Крылов. «Свинья под дубом»
А.П.Чехов. «Хамелеон».
М.М.Зощенко. «Аристократка», «Галоша».
Теоретико-литературные знания:
Сатирическое и юмористическое изображение в литературе. Афоризм.
Рассказ. Драматическое и эпическое. Комическое и средства его создания. Художественная деталь. Авторское отношение.
Сказ, образ повествователя. Точка зрения героя и точка зрения автора. Комическое и его художественные средства.
Художественная и аналитическая деятельность:
Сочинение риторической и поэтической басен. Рисование шаржей и карикатур. Отзыв об иллюстрациях к одному из сборников басен Крылова. Составление сборника афоризмов из басен Крылова.
Выразительное чтение. Устное словесное рисование. Сочинение юмористического рассказа. Инсценирование рассказа Чехова.
Сочинение юмористического рассказа-сказа. Иллюстрирование, драматизация и инсценирование рассказов Зощенко. Рецензия (отзыв) на один из самостоятельно прочитанных рассказов Зощенко.
Культурное пространство:
Писатели-баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж.
Быт российской провинции второй половины XIX в. Художественный фильм И. Ильинского и Ю. Саакова «Эти разные, разные, разные лица». Актеры — исполнители ролей в постановках чеховских произведений.
Россия начала XX в. Быт и искусство страны Советов. Художественный фильм Л.Гайдая «Не может быть!» по произведениям М.Зощенко.
Раздел 4. Человек, цивилизация и природа.
Д.Дефо. «Робинзон Крузо».
А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у березы…».
Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан».
С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…».
Б.Л.Пастернак. «Июль».
Н.А.Заболоцкий. «Осенние пейзажи».
Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход».
Теоретико-литературные знания:
Роман. Приключенческий роман. Метафорический образ. Антитеза. Композиция романа.
Лирическое стихотворение. Ритм, рифма. Строфа. Антитеза. Символ. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении.
Строфика. Ритм, рифма. Тропы. Поэтическая интонация. Атмосфера стихотворения. Образ лирического героя. Авторское отношение и способы его выражения в лирике. Лирический цикл. Антитеза.
Повесть. Повесть-сказка. Композиция повести. Образы персонажей, образы природы. Легенда. Роль фольклорных элементов в художественной литературе.
Художественная и аналитическая деятельность:
Анализ иллюстраций к роману. Сочинение устных рассказов. «Остров Робинзона как рай» и «Остров Робинзона как ад» (от лица Робинзона). Рассказ о путешествии. Подбор научно-популярной литературы по теме «Человек и цивилизация». Отзыв об одном из кинофильмов на сюжет «Робинзона Крузо» (режиссеры Р.Харди; Дж.Миллер; А.Андриевский; Т.Шабер).
Выразительное чтение. Самостоятельное сопоставление стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева на тему «Человек в его взаимоотношениях с природой». Прослушивание романсов на стихи Фета и Тютчева и отзыв об одном из них. Сочинение стихотворений и музыки к стихам.
Сопоставление поэтических интонаций Фета, Тютчева и Есенина. Лексический анализ. Выделение ведущих образов и средств их создания. Анализ композиции. Выразительное чтение. Сочинение об июле. Устное словесное рисование иллюстраций к стихотворениям. Сочинение лирических миниатюр об осени.
Рассказ от лица одного из героев повести Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход». Устное словесное рисование. Сопоставление образов персонажей. Отзыв о кинофильме Б.Шамшиева по повести Ч.Айтматова и размышление над его финалом.
Культурное пространство:
Эпоха Просвещения и просветители. Писатель Д.Дефо.
А.А.Фет и Ф.И. Тютчев — русские поэты. Русская лирическая поэзия и музыка. Искусство романса.
Русская поэзия XX в. Песни на стихи С.Есенина.
Быт, верования, фольклор киргизского народа. Культурная традиция.
Раздел 5. Человек в поисках счастья..Изучаемые произведения:
1) Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король».
2) Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
3) А.Грин. «Алые паруса».
4) Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо».
Теоретико-литературные знания:
Реальное и сказочное в художественном произведении. Первоначальное представление о двоемирии и двойниках. Композиция: роль вставных эпизодов. Первоначальное представление о романтизме.
Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Образ места и времени действия. Конфликт. Образ повествователя и образы персонажей. Второстепенные персонажи. Смысл образа. Портрет. Речь как элемент характеристики персонажа. Украинизмы. Индивидуальный стиль писателя.
Феерия. Повесть. Представление о романтизме, романтическом герое и романтическом конфликте. Композиция. Роль пейзажа. Способы создания художественного образа. Антитеза.
Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Конфликт в драме. Способы выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.
Культурное пространство:
Немецкие рождественские традиции. Сказка Гофмана в других видах искусства: балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников, анимация.
Культура Малороссии. Украинский фольклор. Запорожское казачество. Украина в жизни и творчестве писателей и живописцев — Н.В.Гоголя, А.И.Куинджи, И.Е.Репина и др. Русское Рождество и Новый год. Художественный фильм А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» и анимационный фильм З. и В. Брумберг «Ночь перед Рождеством».
Образ моря в литературе, изобразительном искусстве и музыке: И.К.Айвазовский, М.А.Волошин, У.Тёрнер, М.Чюрлёнис, К.Дебюсси, Н.А. Римский-Корсаков. Художественный фильм А. Птушко «Алые паруса».
Е.Шварц-драматург. Режиссеры — интерпретаторы пьес Е.Шварца (М.Захаров, Н.Кашеверова). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М.Захарова «Обыкновенное чудо».
Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека.
Изучаемые произведения:
А.С.Пушкин. «И.И. Пущину»
В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Теоретико-литературные знания:
Дружеское послание как жанр лирики. Строфа. Ритм. Тропы.
Способы выражения чувств в лирике. Лирический герой стихотворения. Композиция. Антитеза. Метафора. Звукопись. Ритм. Рифма. Строфа и строка — «лесенка» Маяковского.
Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Точка зрения. Идея.
Художественная и аналитическая деятельность:
Подготовка сообщений о лицейских друзьях А.С. Пушкина. Выразительное чтение. Анализ текста. Устное сочинение по картине Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском».
Сочинение киносценария. Выразительное чтение. Анализ текста.
Рассказ от третьего лица о ярком событии в жизни ребенка. Сочинение «Взрослые и дети».
Культурное пространство:
А.С. Пушкин и декабристы. Лицейские друзья поэта.
Искусство в послереволюционной России.
Жизнь в России в 50-е гг. XX в., послевоенный быт.
Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации.
Изучаемые произведения:
А.С.Пушкин. «Выстрел».
П.Мериме. «Маттео Фальконе».
Теоретико-литературные знания:
Композиция повести. Конфликт и его развитие. Название как элемент композиции. Образы пространства и времени. Способы создания образов персонажей. Роль детали. Антитеза. Автор, повествователь, рассказчик. Представление о стиле пушкинской прозы.
Представление о реалистическом произведении. Новелла. Композиция. Конфликт. Способы создания образов персонажей. Портрет. Представление об индивидуальном стиле писателя.
Художественная и аналитическая деятельность:
Анализ текста. Составление плана повести. Осмысление роли названия. Составление характеристик героев. Подбор музыки к эпизодам и образам персонажей. Анализ иллюстраций к повести и ее иллюстрирование. Составление киносценария по эпизодам. Отзыв об исполнении повести чтецами-актерами или о кинофильме Н. Трахтенберга «Выстрел».
Составление плана новеллы. Наблюдения за динамикой переживаний и мыслей Фортунато. Анализ текста. Выявление мотивов поступков персонажей. Выразительное чтение. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле П.Мериме.
Культурное пространство:
Дуэль и дуэльная традиция в России. Представления о чести и достоинстве человека. Художники-иллюстраторы произведений А.С. Пушкина.
Корсика и корсиканские традиции. Связи между русской и французской литературами.
3.4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пТема, раздел
Количество часов
Всего Контроль
1 Тема 1. Герой в мифах. 7 3(тестирование, отзыв, проверочная работа)
2 Тема 2. Герой и человек в фольклоре. 7 4(отзыв, сочинение)
3 Тема 3. Герой и человек в литературе. (84): 4 Раздел 1. Человек в историческом времени. 9 1 (киносценарий)
5 Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права. 21 6(отзыв, сочинение, самостоятельная работа)
6 Раздел 3. Человеческие недостатки. 6 3 (отзыв, проверочная работа, выразит.чтение наизусть)
7 Раздел 4. Человек, цивилизация и природа. 14 7 (отзыв, выразительное чтение наизусть)
8 Раздел 5. Человек в поисках счастья. 19 7 (киносценарий, отзыв, творческая работа, проверочная работа)
9 Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека. 5 2 (сочинение, выразительное чтение наизусть)
10 Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации. 10 6 (Отзыв, тестирование, киносценарий, проект)
ИТОГО 98 42
3.5 Календарно-тематическое планирование
№ уро-каПланируемая дата проведения Фактическая дата проведения Тема урока Содержание урока Планируемые результаты Виды контроля
Раздел программы+ кол-во часов
Раздел программы+кол-во часов Тема 1. Герой в мифах (7 часов, из них 1 час на урок внекл.чтения)
1,2 02.09
06.09 02.09
06.09 Мифы и современность. 1. Миф. Отличие мифа от фольклорной волшебной сказки и научных представлений.
2. Истолкование крылатых выражений.
Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста. Выразительное чтение, устный опрос
3 07.09 07.09 Мифы о Геракле. Мифы о Геракле. Герой в мифе. Подвиг. Изображение Геракла в произведениях искусства.
Составление словесного портрета. Подробный пересказ
4 09.09 09.09 Ахиллес как мифологический герой. Ахиллес в произведениях античности. Участие Ахиллеса в Троянской войне. Сопоставление образов Геракла и Ахиллеса. Смысл образа Ахиллеса. Восприятие художественного текста как произведения искусства. Анализ произведения. Тестирование, фронтальный опрос
5 13.09 13.09 Миф и легенда (мифы об Орфее и легенда об Арионе) Отличие мифа и легенды. Подвиг Орфея. Наказание Орфея богами. Создание устных и графических иллюстраций к мифологическим сюжетам. Кроссворд, устный опрос
6 14.09 14.09 Просмотр и обсуждение фильма или м/ф на античный сюжет На выбор:
«Возвращение с Олимпа», «Рождение Геракла», «Геракл у Адмета», «Мифы. Подвиги Геракла», «Древнегреческие мифы». Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматериал
7 16.09 16.09 Внеклассное чтение Гомер «Одиссея» (Одиссей у циклопов), или «Илиада» (Поединок Ахилла с Гектором. Смерть Ахилла)Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтенияПроверочная работа
Тема 2. Герой и человек в фольклоре. (7 часов, из них 2 часа на урок развития речи)
8 20.09 20.09 История и художественное творчество. Произведения героического эпоса. Старины – исходное название былин. Кому посвящали, кто и как исполнял.
Происхождение былин, имена русских богатырей. Представление о гиперболе, литоте. Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста. Презентация
9 21.09 21.09 Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник». Образ богатыря в русском фольклоре. Художественные особенности былины.
Сопоставление Ильи Муромца и Геракла. Сопоставление былины с фольклорной сказкой. Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста. Терминологический диктант, фронтальный опрос
10 23.09 23.09 Баллада «Авдотья Рязаночка» Подвиг Авдотьи. Признаки баллады. Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста. Беседа, устный опрос
11, 12 27.09
28.09 27.09
28.09 Просмотр и сравнение м/фильмов «Илья Муромец и Соловей разбойник» разных годов выпуска. Просмотр и сравнение м/ф «Илья Муромец и Соловей разбойник» (1978 года, реж. И. Аксенчук) и «Илья Муромец и Соловей разбойник» (2007 год, реж. В. Торопчин)Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматериал
13, 14 30.09
04.10 30.09
04.10 Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Три богатыря» (р.р) Классное сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Три богатыря». Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Сочинение
Тема 3. Герой и человек в литературе. (84 часа, из них 6 часов на уроки развития речи и 7 часов на внеклассное чтение).
Раздел 1. Человек в историческом времени (9 часов, из них 1 час на урок развития речи).
15 05.10 05.10 История в документах и художественном творчестве. Летопись. «Повесть временных лет». Жанровые признаки летописи. «Повесть…» - памятник русской культуры. Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста. Фронтальный опрос
16 07.10 07.10 Сказания из «Повести временных лет». «Сказание о походе князя Олега на Царьград». Описание персонажей в разных эпизодах сказания. Сравнение образов летописных персонажей с образами русских богатырей и мифологич.героев. Художественные средства, с помощью которых в летописи создается образ персонажа. Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста. Пересказ (выборочный), фронтальный опрос
17 11.10 11.10 Сказания из «Повести временных лет». «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе». Описание персонажей в разных эпизодах сказания.
Сравнение образов летописных персонажей с образами русских богатырей и мифологич. героев.
Художественные средства, с помощью которых в летописи создается образ персонажа. Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанномуБеседа, устный опрос
18, 19 12.10
14.10 12.10
14.10 1 А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». А.С. Пушкин – поэт историк.
2. Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Конфликт и его причины, определение его участников. Роль худ.средств в создании образов князя и кудесника.
Элементы фабулы баллады. Как Пушкин переосмысливает летописные источники? Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста. Выразительное чтение, пересказ (сжатый), устный опрос
20 18.10 18.10 А.К. Толстой «Курган». Историческая баллада. Анализ стихотворения Выразительное чтение
21 19.10 19.10 А.К. Толстой «Василий Шибанов». Элементы документального и художественного в балладе. Черты романтического произведения и романтического героя. Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста. Киносценарий по эпизоду баллады «Василий Шибанов»
22 21.10 21.10 И.А. Крылов «Волк на псарне». Смысл басенных образов. Выразительное чтение басни Инсценирование басни И.А. Крылова (в группах)
23 25.10 25.10 Инсценирование басни Крылова. (р.р) Анализ и толкование произведения разной жанровой природы, аргументация своего отношения к прочитанномуИнсценировка басни
Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права. (21 час, из них 1 час на внеклассное чтение, 3 часа на развитие речи).
24 26.10 26.10 Стихотворения А.В. Кольцова «Песня пахаря», «Горькая доля». Толкование образов героев стихотворений А.В. Кольцова.
Особенности жанра песни-стихотворения. Анализировать и истолковывать лирические произведения Выразительное чтение
25, 26 28.10
09.11 28.10
09.11 И.С. Тургенев «Муму» Организация углубленного восприятия повести через заочную экскурсию в Москву и Подмосковье середины 19 века. Народность, народный календарь годового природного цикла. Биография И.С. Тургенева. Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ Фронтальный опрос, беседа
27 11.11 11.11 Герасим в деревне и в городе. Раскрытие содержания образа Герасима. Составление словесного портрета. Устный опрос, беседа
28 15.11 15.11 Барыня и ее слуги: московская жизнь. Раскрытие содержания образа барыни и ее слуг через отдельные аналитические пересказы. Отличие Герасима от других слуг. Составление словесного портрета. Беседа, фронтальный опрос
29 16.11 16.11 Муму в жизни Герасима и барыни. Конфликт между природой и социумом. Позиция автора. Составление рассказа по теме. Выразительное чтение отдельных эпизодов.
30
18.11 18.11 Выбор ценностей, выбор пути. Жанровые особенности произведения. Позиция автора повестиюАнализ содержания и структуры конфликта в повести. Пересказ (выборочный), устный опрос
31-32 22.11
23.11 22.11
23.11 Просмотр и анализ х/фильма и м/фильма «Муму» Обобщение и проверка знания повести И.А. Тургенева «Муму»
2. Просмотр и анализ х/фильма и м/фильма «Муму». Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматерил.
33 25.11 25.11 Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание». (внекл.чт) Наблюдение и сравнение пейзажей и героев.
Расшифровка значений образов-символов, составляющих пейзаж. Анализ произведения, определение темы и идеи произведения Беседа, устный опрос
34-35 29.11
30.11 29.11
30.11 Готовимся к сочинению-повествованию с элементами описания. (р.р.) Тема: «О жизни Герасима в деревне».
Представить героя И.С. Тургенева и описать его «со стороны». Выбирать путь анализа произведения Написание сочинения
36 02.12 02.12 Поэзия Н.А. Некрасова. Поэма «Крестьянские дети». Углубленное восприятие поэмы через ознакомление с биографией Н.А. Некрасова и с особенностями крестьянской культуры. Составление словесного портрета. Сравнительный анализ образов. Выразительное чтение поэмы.
37 06.12 06.12 Образы крестьянских детей в поэме Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Осознание смысла образов крестьянских детей. Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ Презентации
38 07.12 07.12 Образ героя-поэта в поэме Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Особенности образа героя-поэта.
Роль композиционных и стилистических деталей в создании образов в выражении авторской позиции. Выявление художественных особенностей произведения Выразительное чтение
39 09.12 09.12 Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» Особенности композиции стихотворения.
Роль композиции и стилистических деталей в создании образов в выражении авторской позиции. Выявление художественных особенностей произведения, определение жанра произведения Выразительное чтение, беседа, устный опрос
40-41-42 13.12
14.12
16.12 13.12
14.12
16.12 1. Н.С. Лесков «Левша».
2. История блохи.
3. Возвращение на Родину. Основные особенности сказа о Левше. Конфликт повести, его причины. Определение причин поражения России в Крымской войне с точки зрения Лескова. Что значит для Лескова «жить праведно»? Характеристика образа рассказчика. Фронтальный опрос, самостоятельная работа
43 20.12 20.12 Просмотр м/фильма В. Данилевича «Левша». Просмотр м/фильма В. Данилевича «Левша». Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматериал
44 21.12 21.12 История, рассказанная бабушкой (дедушкой) (р.р.) Подготовка к созданию сказа. Создание сказа с передачей особенностей речи рассказчика Создание сказа.
Раздел 3. Человеческие недостатки. (6 часов, из них 1 час на внеклассное чтение)
45
23.12 23.12 И.А. Крылов «Свинья под дубом» Основные оттенки смеха и способы создания комического. Расшифровка аллегорических образов басни. Отличие сатирического смеха от юмористического. Выявление художественных особенностей произведения Выразительное чтение басни наизусть
46 27.12 27.12 А.П. Чехов
« Хамелеон» Особенности композиции рассказа. Авторское отношение к событиям и персонажам. Характеристика героев рассказа, наблюдение над особенностями юмористического рассказа, приемами создания комического. Выразительное чтение фрагментов рассказа и его анализ
47 28.12 28.12 Просмотр к/фильма И.Ильинского и Ю. Саакова по мотивам рассказов А.П. Чехова «Эти разные, разные лица…» Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматериал
48 13.01 13.01 «И в шутку, и в серьез». (вн. чтение) Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтенияДоклад
49 17.01 17.01 М.М. Зощенко «Аристократка» Смысл названия рассказа. «Аристократка» – это сказ (доказать).
Сказ, роль автора и повествователя в сказе. Выявление художественных особенностей произведения. Выразительное чтение рассказа, беседа
50 18.01 18.01 М.М. Зощенко «Галоша» Идея рассказа. Приемы создания комического. Характеристика главного героя рассказа (с примерами из текста)
Выразительное чтение рассказа, выявление художественных особенностей произведения. Устный опрос, проверочная работа
Раздел 4. Человек, цивилизация и природа ( 14 часов)
51-52 20.01
24.01 20.01
24.01 1. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
2. Как выжить на необитаемом острове? Устное описание героев романа.
Почему Пятница стал для Робинзона настоящим другом?
Рассказ об открытиях, которые сделал на острове герой романа. Основные проблемы романа. Как их предлагает решить автор? Выявление художественных особенностей произведения. Письменный ответ на вопрос в учебнике.
53-54 25.01
27.01 25.01
27.01 Просмотр и анализ х/фильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Просмотр и анализ х/фильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматериал
55 31.01 31.01 А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом», «Учись у них – у дуба, у березы….» Роль тропов и лексики в создании атмосферы стихотворений. Роль антитезы в тексте. Как поэт изображает внешний мир (природу) и внутренний мир лирического героя?
Анализ стихотворения Выразительное чтение наизусть
56 01.02 01.02 Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся….», «Есть в осени первоначальной…» Особенности композиции стихотворений. Ее роль в выражении авторских мыслей и переживаний. Анализ стихотворения Выразительное чтение наизусть
57 03.02 03.02 Ф.И. Тютчев «Фонтан» Особенности композиции. Их роль в выражении мыслей и чувств автора. Роль стилистических средств в создании образов и передаче авторских чувств. Анализ стихотворения Выразительное чтение наизусть, устный опрос
58 07.02 07.02 С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…» Как в стихотворении С.А. Есенина связаны мир природы и внутренний мир человека? Сравнение авторского отношения к миру. Выраженного в стихотворениях Есенина, Фета, Тютчева. Особенности стиля Есенина. Анализ стихотворения Выразительное чтение наизусть
59 08.02 08.02 Б.Л. Пастернак «Июль» Основные приемы создания образа июля. Как автор выражает свое отношение к герою? Сопоставление лирических произведений разных авторов Написание лирической миниатюры «Осень» по аналогии со стихотворением Пастернака.
60 10.02 10.02 Н.А. Заболоцкий «Осенние пейзажи» Лирический цикл. Атмосфера каждого стихотворения в цикле и цикла в целом. Роль звукописи в стихотворениях. Толкование метафор и эпитетов. Роль сравнений. Анализ лирического произведения. Выразительное чтение
61-62-63 14.02
15.02
17.02 1.02
15.02
17.02 Ч.Т. Айтматов «Белый пароход(после сказки».
2. Можно ли одолеть Орозкула?
3. Почему мальчик уплыл? Обобщенное содержание образов мальчика, деда Момуна, Орозкула и Колумбека.
Каким видит мир мальчик, а каким другие персонажи?
Смысл легенды о Рогатой матери-оленихе.
Роль фольклорных легенд в повести. Составление словесного образа героя, анализ произведения, аргументированный ответ. Составление рассказа о жизни мальчика
64 21.02 21.02 Просмотр и анализ эпизодов из к/фильма Б. Шамшиева «Белый пароход» Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматериал
Раздел 5. Человек в поисках счастья (19 часов, из них 1 час на внеклассное чтение, 1 час на урок развития речи)
65-66-67-68 22.02
28.02
01.03
03.03 22.02
28.02
01.03
03.03 1. А.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
2. Необычная сказка.
3. Загадки рождественской сказки.
4. Сказки и сказочники. Чем мир взрослых отличается от мира детей. Словесные или графические иллюстрации к произведению. Какой путь ведет Мари к счастью? Аргументированное истолкование образов. Выразительное чтение фрагментов сказки. Отзыв к одной из художественных интерпретаций сказки. Киносценарии к эпизодам.
69 07.03 07.03 Сказка А.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в других видах искусства. Просмотр м/фильма «Щелкунчик», прослушивание балета Чайковского «Щелкунчик». Анализ интерпретаций произведения в других видах искусств. Отзыв на видеоматериал
70-71-72-73 10.03
14.03
15.03
17.03 10.03
14.03
15.03
17.03 1.Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
2. Заочная экскурсия в Малороссию.
3. Вакула и черт. Вакула и Чуб.
4. Вакула и Оксана. Знакомство с историко-культурным контекстом.
Роль образов персонажей ( Чуба, Солохи, Оксаны, кума, черта) в повести.
Конфликты повести, центральный конфликт. Смысл названия произведения. Авторское отношение к персонажам. Характеристика героев Заочная экскурсия в Малороссию
74 21.03 21.03 Просмотр и анализ к/фильма А.Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» .Просмотр и анализ к/фильма А.Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» и анимационного фильма З. и В. Брумберг «Ночь перед Рождеством» Сопоставление образов лит.произведения с интерпретациями в анимационном и игровом кинематогрофе. Отзыв на видеоматериал
75 22.03 22.03 «Свет мой, зеркальце, скажи…» Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» Реальное и мистическое в произведении Размышление о смысле названия произведения Творческая работа
76-77-78 24.03
04.04
05.04 24.03
04.04
05.04 1.А. Грин «Алые паруса»
2. Гренландия и мир Каперны.
3. Живая душа Артура Грея. История создания произведения. Заочная экскурсия по Петербургу, старому Крыму и Феодосии. Восприятие и анализ текста. Особенности композиции повести. Роль пейзажей, музыкальных и цветовых образов в феерии.
Анализ текста. Описание, характеристика и сопоставление главных героев феерии. Заочные экскурсии
79-80 07.04
11.04 07.04
11.04 Просмотр и анализ х/фильма А.Птушко «Алые паруса» Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматериал
81 12.04 12.04 Е. Л. Шварц «Обыкновенное чудо» (внекл.чтение) Театр, драма. Отличие драмы от эпоса. Пьесы Е.Л. Шварца. Чтение и анализ Выразительное чтение пьесы по ролям, устный опрос
82-83 14.04
18.04 14.04
18.04 1. Е.Л. Шварц «Обыкновенное чудо»
2. Чудо любви.
Основные конфликты пьесы. Определение сущности и причин названных конфликтов. Толкование образов персонажей. Идея произведения. Чтение и анализ, аргументация своего мнения Выразительное чтение пьесы по ролям, беседа, проверочная работа
Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека (5 часов, из них 1 час на урок развития речи)
84 19.04 19.04 А.С.Пушкин «И.И. Пущину» Жанр послание. Его признаки. Словарная работа. Роль в стихотворении стилистических деталей. Анализировать и истолковывать лирические произведения Выразительное чтение наизусть
85 21.04 21.04 В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Переживания, выраженные поэтом в стихотворении. Какие поэтические приемы применяет Маяковский для выражения переживаний. Наблюдение над звукописью произведения Выразительное чтение, беседа
86-87 25.04
26.04 25.04
26.04 1. В.Г. Распутин «Уроки французского».
2. Сибирский характер. Учительница и ее выбор. Биографическая основа произведения. Содержание образов героя-рассказчика и учительницы Лидии Михайловны. Оценка поступкам героев. Позиция автора в рассказе. Особенности композиции рассказа. Чтение и анализ 88 28.04 28.04 Сочинение «Взрослые и дети» (р.р) Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. Сочинение
Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации ( 10 часов, из них 4 часа на внекл.чтение)
89-90 02.05
03.05 02.05
03.05 А.С. Пушкин «Выстрел» Пушкин – прозаик. Цикл « Повести Белкина». Особенности композиции повести. Составление образов Сильвио и графа в повести и на иллюстрации к ней. Сравнение образов, понимание художественного смысла произведения. Составление киносценария по одному из эпизодов повести
91-92 05.05
10.05 05.05
10.05 Просмотр фильма Н. Трахтенберга «Выстрел» Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Отзыв на видеоматериал
93-94 12.05
16.05 12.05
16.05 А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» (внекл.чтение) Анализ и толкование произведения разной жанровой природы, аргументация своего отношения к прочитанномуБеседа, устный опрос
95-96 17.05
19.05 17.05
19.05 П.Мериме «Маттео Фальконе» Содержание образов Фортунато и Маттео Фальконе. Сравнение образов, понимание художественного смысла произведения. Создание киносценария по тексту новеллы
97 23.05 23.05 П. Мериме «Таманго» Идея новеллы. Понимание художественного смысла произведения Беседа, фронтальный опрос
98 24.05 24.05 Что читать летом? Список книг для летнего чтения. Беседа