: Упражнение на усвоение особенных случаев умножения и деления. Нахождение площади прямоугольников. Решение задач.


Тема урока: Упражнение на усвоение особенных случаев умножения и деления. Нахождение площади прямоугольников. Решение задач.
Цель урока: познакомить учащихся с решением задач в три действия; закреплять изученные случаи умножения и деления с числами 0 и 1, научить детей находить одну из сторон прямоугольника, если известны периметр и другая сторона.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Во сколько раз 35 больше, чем 7? 8 меньше, чем 48? 54 больше, чем 6?
Увеличьте на 8:
9, 12, 18, 34, 50, 75, 83, 62.
Увеличьте в 8 раз:
9, 5, 8, 4, 7, 6, 10, 3, 2, 1.
2. С целью закрепления умения выполнять действия с числами 0 и 1 можно предложить выполнить следующие задания.
а) Сравните (>, <, =):1 · 17 … 17 · 168 · 1 … 68 · 0
33 · 0 … 0 · 330 · (32 – 8) … (32 – 8) · 0
б) Поставьте вместо точек нужный знак действия, чтобы получилось верное равенство:
2 … 2 = 11 … 9 = 91 … 35 = 35
6 … 1 = 617 … 17 = 112 … 1 = 12
III. Работа над новым материалом.
Решение задачи нового вида (нахождение двух произведений) должно проходить под руководством учителя. Дети читают задачу по учебнику (задание № 1), внимательно рассматривают схематическую иллюстрацию к ней. Учитель записывает решение на доске под диктовку детей, постепенно составляя выражение. Пояснения дают ученики: «Сначала узнаем, сколько килограммов конфет привезли. В задаче сказано, что привезли 4 коробки по 9 кг в каждой. 9 · 4 – столько кг конфет привезли». Аналогично выясняется и записывается, сколько привезли кг печенья (8 · 3). Надо узнать, сколько всего привезли кг печенья и конфет. Поэтому между этими двумя выражениями нужно поставить знак плюс: 9 · 4 + 8 · 3, получится 60. Всего привезли 60 кг сладостей».
На доске и в тетрадях получается запись: 9 · 4 + 8 ·3 = 60.
О т в е т: 60 кг сладостей.
Учитель. Итак, какое действие мы выполняли первым? Что узнали этим действием? Какое действие мы выполняли вторым? Что узнали этим действием? Почему при составлении выражения можно не ставить скобки? (Сначала выполняют умножение, потом – сложение.) Запишите решение этой задачи в тетрадях по действиям.
Для закрепления учащиеся разбирают задание № 2. Дети читают задачу, а затем объясняют, что показывает каждое выражение, записанное ниже. (Произведение 9 · 6 показывает, сколько листов бумаги в 6 наборах, выражение 7 · 5 показывает, сколько листов бумаги в 5 наборах, 9 · 6 + 7 · 5 показывает, сколько всего листов бумаги купили.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 7 учитель разбирает вместе с учащимися. Дети читают задачу.
После этого учитель спрашивает:
– Назовите мне самый рациональный способ нахождения периметра прямоугольника.
Дети. Надо длину сложить с шириной и умножить эту сумму на 2.
Учитель. В этой задаче нам известен периметр – 100 м и длина – 43 м. Если мы 100 : 2, то что этим мы сможем узнать?
Дети. Мы узнаем, чему равна сумма длины и ширины.
Учитель. Чему же она равна?
Дети. 50 м.
Учитель. Из этой суммы (50) нам известно, что длина 43 м. Как найти ширину?
Дети. Надо из 50 вычесть 43.
Далее дети сами записывают решение и ответ в тетрадь.
2. Для самостоятельной работы предложить задания № 6, № 8, № 3.
V. Итог урока.
Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Дети. Сегодня мы познакомились с задачами, которые решаются в 3 действия.
Учитель. Над чем ещё работали мы сегодня?
Дети. Повторяли действия с 0 и 1, учились находить одну из сторон прямоугольника, если известны периметр и другая сторона; решали примеры и уравнения.
Домашнее задание: с 87 № 7