Конспект урока по математике на тему Последовательность выражений и чисел, составленных по определенному правилу (1 класс, УМК Гармония)
Конспект урока разработала Башкирова Ольга Григорьевна
Класс: 1 УМК "ГАРМОНИЯ" автор Н.Б.Истомина Предмет: МАТЕМАТИКА урок № 23 учебник часть 2 стр. 51 - 52 № 123 - 127 ТПО № 2 стр. 43 № 100
Тема: Последовательность выражений и чисел, составленных по определенному правилу. (Решение простых задач).
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формировать умения первоклассников:
- складывать и вычитать круглые десятки;
- выявлять закономерность в записи ряда чисел;
- увеличивать (уменьшать) двузначное число на 1;
- составлять выражения (символическую запись), соответствующие данному рисунку (предметной модели), и объяснять, что обозначает каждое число в выражении;
- располагать данные двузначные круглые числа в порядке возрастания (убывания).
- выявлять правила, по которому составлены примеры, и составлять по этому правилу равенства.
- дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками;
- решать простые задачи разных видов, используя УМК КиМ;
- планировать действия, направленные на достижение поставленной цели;
- работать по учебнику, ориентироваться в печатной тетради и рабочей;
- анализировать работу и проверять ее;
- оценивать свою работу;
- работать в паре и командой.
Развивать интерес к учебному предмету (Л).
ЦОР: Учебно - методический комплект "Кирилла и Мефодия"
1 класс предмет "Математика" урок № 19 "Простые задачи разных видов" задания № 1- 6.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, ноутбук, проектор, детские нетбуки, карточки, дополнительный проверочный материал.
Ход урока.
Структура урока
УУД
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Приме-чание
1. Организационный момент.
(1 мин)
Формировать умения первоклассников: - организовать свое рабочее место (Р).
Готовность к уроку
Приветствие. Проверка внешнего состояния классного помещения, проверка готовности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид), организация внимания.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
И про нетбук не забудь!
Кто стараться будет тут,
В гости к другу он заглянет
И волшебный сундучок
Тайну Вам откроет. Вот!
2. Устный счет.
(3 мин)
Формировать умения первоклассников: - располагать данные двузначные круглые числа в порядке возрастания (убывания) (Пр);
- выявлять закономерность в записи ряда чисел (П).
Считаем цепочкой:
10,20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.
100, 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20,10.
Дети, внимание! Давайте посчитаем цепочкой круглыми десятками, начинаем. А сейчас продолжим посчитать обратно.
Ряд чисел на интерактивной доске
Ряд чисел на интерактивной доске
В порядке возрастания, значит, начиная с самого маленького числа и заканчивая самым большим числом.
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Числа выставлены на интерактивной доске.
Назовите числа в порядке возрастания.
30 80 10 60 40 20 50 90 70
Что, значит в порядке возрастания?
Вставить надо следующие числа
38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
Ряд чисел выставлен на интерактивной доске.
Назовите пропущенные числа:
38 , 39, ... , 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, ... , 51, 52.
Правильный ответ на интерактивной доске.
3. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.
(2 мин)
Формировать умения первоклассников: - планировать действия, направленные на достижение поставленной цели (Р).
Устанавливали двузначные числа в порядке возрастания, называли по порядку, считали круглыми десятками.
Сегодня мы будем учиться вычитать и складывать круглые десятки.
Что мы с вами делали с двузначными числами?
А сейчас мы с вами продолжаем дальше работать над вычитанием и сложением двузначных круглых чисел.
Значит, чему вы сегодня должны будете научиться на уроке?
А также мы с вами будем учиться находить правила, выявлять закономерности, решать задачи, учиться помогать друг другу.
4. Актуализация содержания. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.
Работа по учебнику.
(6 мин)
Формировать умения первоклассников:
- складывать и вычитать круглые десятки (Пр);
- выявлять правила, по которому составлены примеры, и составлять по этому правилу равенства (П); - работать по учебнику (Р), - ориентироваться в печатной тетради и рабочей (Р);
- работать в паре и командой (К).
Записывают число.
Работа по учебнику: стр.51 задание № 123
- по рядам в паре (1,2)
40 + 30 = 70 50 + 30 = 80
70 - 10 = 60 80 - 20 = 60
60 + 20 = 80 60 + 10 = 70
80 - 10 = 70 70 - 40 = 30
ВЫВОД:
Запись каждого следующего равенства в столбце начинается с того числа, которое было значением предыдущего.
Игра для 3 команд. Дети дописывают примеры в 3 командах.
Первая команда
70 - 20 = 50
50 - 30 = 20
20 + 50 = 70
70 + 10 = 80
80 - 40 = 40
40 - 10 = 30
30 + 60 = 90
Вторая команда
40 + 30 = 70
70 - 10 = 60
60 + 20 = 80
80 - 10 = 70
70 +20 = 90
90 - 80 = 10
10 + 20 = 30
Третья команда
50 + 30 = 80
80 - 20 = 60
60 + 10 = 70
70 - 40 = 30
30 + 60 = 90
90 - 50 = 40
40 + 10 = 50
Ребята, откройте, пожалуйста, тетради и запишите число.
Работа по учебнику: стр.51 задание № 123 (3) коллективно на доске.
- коллективно (3)
70 - 20 = 50
50 - 30 = 20
20 + 50 = 70
70 + 10 = 80
А дальше работу будет выполнять в парах по рядам
№ 123 (1) - 1 ряд, № 123 (2) - 2 ряд.
Все примеры на доске.
- Какие результаты у вас получились?
- Посмотрите, по какому правилу записаны равенства?
Игра для 3 команд "Кто быстрее и правильно продолжит столбец по тому же правилу?"
Молодцы, ребята!
Работа в паре
Работа в команде
5. Перенос приобретенных знаний и их пер-вичное при-менение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.
(3 мин)
Формировать умения первоклассников:
- складывать и вычитать круглые десятки (Пр);
- выявлять правила, по которому составлены примеры, и составлять по этому правилу ряд чисел (П);
- работать в паре и командой (К).
Работа по учебнику: стр.51 задание № 124
- по рядам в паре (124 - 1)
50,90,40, 80, 30, 70, 20, 60, 10, 50, 0
Вывод: первое число надо увеличить на 40, полученное значение суммы уменьшить на 50 и т. д. можно дописать 6 чисел.
- по рядам в паре (124 - 3)
20,70,30,80,40, 90, 50, 100, 60 и т.д.
Вывод: первое число надо увеличить на 50, полученное значение суммы уменьшить на 40 и т. д. можно дописать много чисел.
Работа по учебнику: стр.51 задание № 124 (2) коллективно на доске.
30,90,20,80,10, 70, 0.
Вывод: первое число надо увеличить на 60, полученное значение суммы уменьшить на 70 и т. д. можно дописать только 2 числа.
А дальше работу будет выполнять в парах.
Работа в паре
6. Преобразование предметной модели в символическую.
(4 мин)
Формировать умения первоклассников: - составлять выра-жения (символичес-кую запись), соответ-ствующие данному рисунку (предметной модели) и объяснять, что обозначает каж-дое число в выраже-нии (П);
- анализировать работу и проверять ее (Р);
- оценивать свою работу (Р).
Работа по учебнику: стр.52 задание № 127.
Дети самостоятельно записывают в тетрадях равенства:
1)
39 + 1 = 40
40 - 1 = 39
2)
49 + 1 = 50
50 - 1 = 49
3)
89 + 1 = 90 90 - 1 = 89
Дети проверяют правильность решения примеров и рисуют шкалу оценки по правильности.
Работа по учебнику: стр.52 задание № 127. Выполните задание самостоятельно.
На доске правильное решение.
Пожалуйста, проверьте примеры и нарисуйте шкалу, правильно или нет, вы решили примеры.
Оценива-ние по шкале
7. Физ-минутка.
(1 мин)
Формировать умения первоклассников:
- концентрировать свое внимание (Р).
Активно играют в игру "Великаны и карлики".
Коррекционно-развивающая игра на внимание "Великаны и карлики".
Коррекционно-разви-вающая работа
7. Применение знаний в простейшей ситуации.
(2 мин)
Формировать умения первоклассников:
- складывать и вычитать круглые десятки (Пр).
Дети самостоятельно выполняют задания на карточках:
40 + 20 =60
70 + 10 =80
60 - 10 =50
30 - 20 =10
70 + 20 =90
50 + 30 =80
50 - 40 =10
60 - 40 =20
1
2
10 + 40 =50
40 + 50 =90
50 - 30 =20
60 - 20 =40
20 + 20 =40
30 + 30 =60
80 - 50 =30
70 - 40 =30
3
4
Создаю условия для самостоятельной работы по 4 вариантам, консультирую, обеспечиваю тренинг, осуществляю мониторинг, фиксирую его в листах достижений.
Работа в листах достижений
Индивидуально
8. Включение нового знания в собственную систему знаний (введение ребенка в измененную ситуацию)
(3 мин)
Формировать умения первоклассников:
- выявлять правила, по которому состав-лены примеры, и составлять по этому правилу равенства (П).
- дополнять равен-ства пропущенными в них цифрами, числа-ми, знаками (П); - анализировать ра-боту и проверять ее;
- оценивать свою работу (Р).
Дети самостоятельно вписывают в тетрадях числа в равенства:
1) 6+2=8 2) 6+3= 9
8-2=6 9-3=6
8-6=2 9-6=3
80-60=20 90-60=30
80-20=60 90-30=60
60+20=80 60+30=90
Дети проверяют правильность решения примеров и рисуют шкалу оценки по правильности: да или нет.
Работа по ТПО № 2: стр. 44 задание № 100. Выполните задание самостоятельно.
На доске правильное решение.
Пожалуйста, проверьте примеры и нарисуйте шкалу, правильно или нет, вы решили примеры.
Индивидуально с последующей проверкой на интерактивной доске.
Закрепле-ние прой-денного материала.
(7 мин)
- Активизировать познавательную деятельность учащихся через использование ИКТ с целью развития ИК компетенций и интереса к предмету (П).
Дети самостоятельно решают простые задачи в нетбуках.
Использование ЦОР УМК КиМ,
1 класс предмет "Математика" тема "Простые задачи разных видов" урок № 19, задания № 1-6.
Оказываю помощь учащимся, консультирую, контролирую правильность решения задач.
Работа в нетбуках индивидуально
Рефлексия
Подведение итогов урока
(3 мин)
Формировать умения первоклассников:
- анализировать и оценивать свою работу (Р).
Оценивание своей работы.
Дети отмечают на плакате:
Весело – грустно
Интересно – не интересно
Не волнуюсь – волнуюсь
Не устал – устал
Старался – не старался
Доволен собой – не доволен собой
Не раздражаюсь – раздражаюсь
- Ребята, какие задачи мы сегодня ставили в начале урока?
- Какие задания нам помогли их достичь?
- Какие задания были простые, а какие сложные?
- Чему научились на уроке?
- Какие задания хотели выполнять на следующем уроке?
«Выберите из каждой пары состояний только одно, которое наиболее соответствует Вашему состоянию.
На доске написан плакат.
На перемене отметить в листе самооцен-ки напротив своей фамилии.
демонстрационный материал
30 80 10 60 40 20 50 90 70
10 20 30 40 50 60 70 80 90
38,39, ...,41,42,43,44,45, 46, 47, 48, 49, ..., 51, 52.
38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52.
раздаточный материал
40 + 20 =
70 + 10 =
10 + 30 =
40 + 60 =
60 - 10 =
30 - 20 =
50 - 10 =
60 - 20 =
70 + 30 =
50 + 30 =
20 + 20 =
30 + 30 =
50 - 40 =
60 - 40 =
80 - 40 =
70 - 40 =
1
2
3
4
ЦОР: Учебно - методический комплект "Кирилла и Мефодия".
Первая команда
70 - 20 = 50
50 - 30 = 20
20 + 50 = 70
70 + 10 = 80
Вторая команда
40 + 30 = 70
70 - 10 = 60
60 + 20 = 80
80 - 10 = 70
Третья команда
50 + 30 = 80
80 - 20 = 60
60 + 10 = 70
70 - 40 = 30
1 ряд
№ 123 (1)
40 + 30 = 70
70 - 10 = 60
60 + 20 = 80
80 - 10 = 70
2 ряд
№ 123 (2)
50 + 30 = 80
80 - 20 = 60
60 + 10 = 70
70 - 40 = 30
№ 124 (2)
30, 90, 20, 80, 10, 70, 0.
№ 124 (1)
50,90,40, 80, 30,
70, 20, 60, 10, 50, 0
№ 124 (3)
20,70,30,80,40,
90, 50, 100, 60 и т.д.
ТПО № 100.
1) 6 + 2 = 8
8 – 2 = 6
8 – 6 = 2
80-60=20
80-20=60
60+20=80
2) 6 + 3 = 9
9 – 3 = 6
9 – 6 = 3
90-60=30
90-30=60
60+30=90
40 + 20 =60
70 + 10 =80
60 - 10 =50
30 - 20 =10
70 + 20 =90
50 + 30 =80
50 - 40 =10
60 - 40 =20
1
2
10 + 40 =50
40 + 50 =90
50 - 30 =20
60 - 20 =40
20 + 20 =40
30 + 30 =60
80 - 50 =30
70 - 40 =30
3
4
Весело – грустно
Интересно – не интересно
Не волнуюсь – волнуюсь
Не устал – устал
Старался – не старался
Доволен собой - не доволен собой Не раздражаюсь – раздражаюсь
Лист самооценки
№ п/п
Фамилия, имя
Весело
Грустно
Интересно
Ее интересно
Не волнуюсь
Волнуюсь
Не устал
Устал
Старался
Не старался
Доволен собой
Не доволен собой
Не раздражаюсь
Раздражаюсь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
15