Прикладной курс Химия в сельском хозяйстве
ГУ« Отдел образования Узункольского района»
КГУ «Узункольская средняя школа»
10 класс
с. Узунколь
Прикладной курс «Химия в сельском хозяйстве». Программа для 10 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (естественно-математическое направление).
Автор Райляну Ирина Николаевна
учитель химии, окончила в 1993 году КГУ,
стаж работы 22 года, высшая категория
Рецензенты:
Н.В. Важева, заведующая кафедрой химии КГПИ, кандидат педагогических наук
В.Ю. Дядечко, заведующая кабинетом химии и биологии ГККП «Института повышения квалификации и переподготовки работников образования»
с. Узунколь
Пояснительная записка.
Высокий уровень химизации требует участия в нем квалифицированных работников, владеющих знаниями по химии, биологии, агрохимии. Большая роль в подготовке таких специалистов отводится сельской школе. В связи с этим важно своевременно развивать у учащихся интерес к химии, биологии и помочь им выбрать жизненный путь.
Курс «Химия в сельском хозяйстве» совмещает в себе, соединяя в единое целое, знания и основные понятия химии, биологии, географии, геологии, физики, математики, трудового обучения. В процессе обучения этому курсу устанавливаются более тесные и многосторонние связи между предметами. Опираясь на межпредметные связи, можно более целенаправленно и успешно воспитывать у учащихся устойчивый интерес к профессиям сельскохозяйственного профиля, а также к педагогическим профессиям, в частности учителя биологии и химии.
Большое внимание уделяется практической направленности рассматриваемых вопросов. Ведь именно в этом преимущество сельской школы по сравнению с городской. В качестве материальной базы, кроме кабинетов химии, биологии, можно использовать агрохимические лаборатории ТОО, пришкольный участок, элеватор.
Этот курс позволяет установить более тесную связь изучаемого материала с практикой его использования на производстве. Опыт показывает, что учащиеся с интересом занимаются работой, когда она связана с жизнью.
В связи с вышеизложенным, главной целью курса является: повышение познавательной деятельности учащихся за счёт межпредметной интеграции.
Поскольку указанные качества человека не могут быть просто переданы ему, они должны появиться и развиться в ходе его непосредственной деятельности, то главная задача учителя – создание необходимой образовательной среды, т.е. организация таких ситуаций, в которых каждый ученик сможет наиболее полно раскрыть и реализовать себя.
В соответствии с этим главные задачи интегрированного курса состоят в создании условий для выявления и развития у учащихся таких качеств и свойств.
Естественнонаучного представления о мире, включающего умения и желания осмысленно познавать природные явления, фиксировать их особенности, ставить перед собой исследовательские цели.
Владение методологией естественнонаучного познания, т.е. умения добывать факты, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, строить собственные объяснения и проверять их.
Прикладной курс «Химия в сельском хозяйстве» рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
На углубление теоретического материала - 20 часов, решение расчетных задач - 3 часа, 9 часов лабораторных работ, 1 практическая работа, 1 экскурсия.
Интегрированный характер курса предполагает использование определенных форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных. Это определяет приоритетную роль индивидуально-групповых форм и методов обучения: семинаров, лабораторных практикумов, конференций, устных журналов, творческих мастерских, научных форумов. Большое значение имеет самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, средствами массовой информации, интернет ресурсами.
Для регулярного контроля на учащегося заводится диагностическая карта; по каждой теме в этой карте ставится соответствующий балл, по следующей системе:
3 – знаю, владею в полном объеме
2 – знаю, владею с помощью учителя, одноклассников, учебника
1 – недостаточно хорошо владею, есть пробелы
0 – не владею знаниями, умениями
Заводится диагностическая карта самооценки учащегося и тетрадь, в которой фиксируются затруднения и пробелы знаний, которую ведет ученик.
Основные компоненты содержания курса.
(34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Химия элементов (6 часов).
История химии. Строение вещества. Распространенность химических элементов в природе. Химический состав растений. Питание растений, диагностика питания растений, поступление питательных веществ в растение. Диссимиляция, ассимиляция. Роль химических элементов в жизнедеятельности растений. Микроэлементы и их роль.
Расчетные задачи.
Расчеты по уравнениям химических реакций. Вывод простейших химических формул. Определение химического состава вещества.
Тема 2. Химия Земли (5 часов).
Химический состав почвы. Свойства почвы. Известкование. Поглотительная способность почвы. Реакция почвенного состава (рН – водородный показатель). Вынос питательных элементов из почвы. Геохимическая деятельность растений. Геохимические циклы элементов. Геохимический цикл кислорода, углерода, азота, фосфора, калия, кальция, воды.
Расчетные задачи.
Задачи с производственным содержанием.
Тема 3. Химические процессы в жизнедеятельности растений (3 часа).
Химические реакции в сельском хозяйстве. Химия фотосинтеза. Хлорофилл и фотосинтез. Способы применения минеральных удобрений. Условия протекания химических реакций в почве и растениях. Приготовление различных смесей и растворов (понятие «молярная концентрация», «процентная концентрация», «нормальная концентрация»)
Тема 4. Витамины земли. (6 часов ).
«Три кита» агрохимии. Классификация минеральных удобрений и их свойства. Фосфорные удобрения. Азотные удобрения. Калийные удобрения. Микроудобрения. Комплексные удобрения, органические удобрения, удобрения из воздуха. Получение минеральных удобрений. Условия рационального использования минеральных удобрений. Применение удобрений. Качество урожая. Методы определения качества урожая.
Практическая работа №1 «Определение минеральных удобрений».
Тема 5. Химические средства защиты растений. Химия и экология (4 часа).
Применение средств защиты растений. Пестициды - химический состав. Действие химических препаратов на растения: бактерициды, зооциды, гербициды, фунгициды, нематоциды, инсектициды. Их химический состав. Регуляторы роста. Источники загрязнения окружающей среды. Нарушение озонового слоя, сущность и причины возникновения «парникового эффекта».
Решение задач с экологическим содержанием.
Тема 6. Химический практикум (9 часов.)
Лабораторная работа №1.1
Определение содержания крахмала в клубнях картофеля по плотности.
Лабораторная работа №1.2 Определение содержания каротина в моркови.
Лабораторная работа №1.3 Определение в хлебе крахмала.
Качественные реакции на крахмал и каротин.
Лабораторная работа №2 «Качественный анализ минеральных удобрений». (1 час)
Лабораторная работа №3 «Определение физических свойств почвы». (1 час)
а)определение структуры.
б) определение окраски.
в) определение плотности.
г) полевой метод определения влажности.
Лабораторная работа №4 «Кислотность почвы и методы ее определения». (1 час)
а) рН – метром.
б) индикаторной бумагой.
5-6. Лабораторная работа № 5-6 «Изучение рН среды почвы на пришкольном участке». (2 часа)
7. Лабораторная работа № 7 « Качественное определение химических элементов почвы». (1 час)
а) приготовление водной вытяжки почвы.
б) карбонат - ионы.
в) хлорид – ионы.
г) сульфат – ионы.
8. Лабораторная работа №8 «Испарение воды листьями. Определение в зеленых листьях растений азотной и азотистой кислот. Реакция фотосинтеза». (1 час).
Лабораторная работа № 9 «Определение в почве недостатка питательных веществ по внешнему виду растений».(1 час)
Экскурсия (1 час)
Экскурсия в агрохимическую лабораторию. Знакомство с методами работы. Специфика работы лаборанта.
Учащиеся должны знать основные производства и виды минеральных удобрений; как определять по внешнему виду недостаток различных элементов в растениях; что такое кислотность почвы и способы ее определения; определение явлений и процессов, происходящих в растениях; химический состав почвы; средства защиты растений; источники загрязнения окружающей среды;
Учащиеся должны уметь: объяснять причинно-следственные связи между явлениями и процессами, используя теоретические знания; осуществлять практические операции; ставить эксперимент и объяснять его результаты; самостоятельно находить информацию.
Тематический план (34 часа,1 час в неделю)
Название темы
количество часов
вид занятия
примечания
Тема I Химия элементов
6 часов
История химии. Строение вещества.
1 час
учебная лекция
работа с дополнительной литературой.
Распространённость химических элементов в природе.
1 час
семинар
защита рефератов.
Химический состав растений.
1 час
Учебная лекция
Составление опорных схем
Питание растений.
1 час
Семинар, групповая работа
защита проектов.
Роль химических элементов в жизнедеятельности растений.
1час
учебная лекция совместно с учителем биологии
мини-сообщение - типа «информбюро».
Решение задач по теме: “Химия элементов”
1 час
решение задач
Условия задач известны заранее
Тема II Химия Земли
(5часов)
Химический состав почвы
1 час
учебная лекция
работа с дополнительной литературой.
Коллекция «Виды почв»
Геохимическая деятельность растений.
1 час
учебная лекция
Геохимические циклы элементов
1час
индивидуально-групповая работа
работа по группам, защита рефератов.
.
Вынос питательных элементов из почвы.
1 час
урок-конференция
доклады, сообщения
Решение задач по теме “Химия Земли”
1 час
решение задач
парная работа.
Тема III
Химические процессы в жизнедеятельности растений.
(3 часа)
Химические реакции в с/х
1 час
учебная лекция
работа с учебной литературой
.Химия фотосинтеза .
1 час
учебная лекция совместно с учителем биологии
связь биологии и химии
Способы применения минеральных удобрений.
1 час
семинар
мини-сообщения
Тема IV Витамины земли.
(5 часов)
Классификация минеральных удобрений
1 час
урок-лекция
коллекция «Минеральные удобрения»
Получение и свойства минеральных удобрений.
2 часа
урок-лекция
Применение удобрений .
1 час
семинар
устный журнал
Практическая работа №1.
“Определение минер-х удобрений”
1 час
Тема V.
Химические средства защиты растений.
Химия и экология.
(5 часов)
Классификация химич-х препаратов
1 час
учебная лекция
Способы применения химических средств
1 час
учебная лекция
Источники загрязнения окружающей среды
1 час
урок-конференция
защита рефератов,
докладов.
защита творческих проектов
Нарушение “озонового слоя” Земли и явление “парникового эффекта”
1 час
научный форум
Решение экологических задач
1 час
составление задач, в качестве домашнего задания
Тема VI
Химический практикум (9часов)
(9 часов)
работа в лаборатории и на пришкольном участке
Экскурсия (1 час)
1 час
агрохимическая лаборатория.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Андросов В.Г., Карпов В.А. Внеклассная работа по химии в сельской школе.-М.:Просвещение, 1983г
Князева Р.Н. Обучение химии в условиях сельской школы. М.: Просвещение 1983г
Льюис М. Химия: Школьный курс в 100 таблицах.- М.: Аст – пресс, 1997г
Алфёрова Е.А., Ахметов Н.С., Гара Н.Н. Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 2002г
Бабков А.В., Попков В.А. Общая и неорганическая химия.- М.:МГУ,1998 г
Третьякова Ю.Д. Химия: справочные материалы. М.:Просвещение,1995г
Зоммер К.и др. Химия: Справочник школьника и студента. М.:Дрофа 1999г
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии.
Мухамедова Р.Ф. Таланты волшебницы-химии.
Добровольский В.В. Химия Земли.
Николаев Л.А. Химия жизни.
Химическая энциклопедия.
Химическая энциклопедия школьника.
Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Задачники: 2400 задач по химии
Ерыгин Д.П., Грабовый А.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы).
Гузей Л.С., Лунин В.В. Сборник задач по общей химии с производственным содержанием.
Программные продукты: коллекция «Виды почвы»; «Минеральные удобрения».
Интернет-ресурсы: сайт о комнатных растениях file: // А:\ растения. Htm
Агрохимия, болезни растений, защита растений, почвоведение. Agromage. Com отраслевой сервер.
13PAGE 15
13PAGE 14915
программа прикладной курс"Химия в сельском хозяйстве"Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515