Технологическая карта по окружающему миру (А. Плешаков) на тему Что вокруг нас может быть опасным? (1 класс)
Технологическая карта урока
Дата: 16.11.2016 г.
Ф. И. О.
Ящук Ирина Викторовна
Предмет
Окружающий мир
Класс
1
Тема урока
Что вокруг нас может быть опасным?
Цель урока
учить выявлять опасные предметы домашнего обихода и соблюдать осторожность при обращении с ними: повторить правила перехода улицы.
Задачи урока
научить выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода и осторожность при обращении с ними; характеризовать опасность бытовых предметов; моделировать устройство светофора.
Оборудование
кроссворд, презентация; у учащихся - цветные карандаши. ножницы, клей.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
Организационный момент
Предметные: Знание: узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов. Умение: научатся соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами. Навыки: закрепят правила безопасного перехода улицы Метапредметные: Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию Личностные: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Актуализация знаний
- Кто сможет показать и назвать все части компьютера на слайде № 1?
Показывает и называет части компьютера
Самоопределение к деятельности
- Муравьишка и Мудрая Черепаха сегодня для вас постарались и принесли кроссворд. Разгадайте его, и вы узнаете тему урока.
1. Водное животное, тело которого покрыто чешуей. (Рыба.)
2. Животное, тело которого покрыто шерстью. (Зверь.)
3. Лишь солнце погасло
И стало темно,
Как по небу кто-то
Рассыпал зерно.
Какое?
Не знаю...
Одно лишь добавлю,
Что было блестящим
И ярким оно. (Звезды.)
4. Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,Спелые плоды.И не видно радуги,И не слышен гром.Спать ложится солнышкоРаньше с каждым днем...
- Назовите время года. (Осень.)
5. Он может хранить информацию, помогает учиться, может играть с тобой, проигрывать музыку. (Компьютер.)
6. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
7. Состоит из раковин морских животных. (Известняк.)
8. Очень прочен, и его часто используют в строительстве. (Гранит.)
9. Здесь много замечательных животных. Их привозят сюда из разных стран. (Зоопарк.)
10. Дышит, растет, а ходить не может. (Растение.)
11. Животное, тело которого покрыто перьями. (Птица.)
12. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
- Какое слово получилось в выделенном столбике? (Безопасность.)
- Что оно означает? (Состояние, при котором не угрожает никакие опасности.)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О безопасности.)
- Прочитайте тему урока на с. 46 учебника. (Что вокруг может быть опасным?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Разгадывают кроссворд
Участвуют в беседе.
Формулируют тему урока, читают задачи
Робота по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Самые обычные вещи в нашем доме могут стать опасными, если с ними неосторожно обращаться. Один архитектор назвал дом «машиной для жилья». Как вы думаете, почему? (В доме много механизмов, приборов.)
- Правильно. Дом - это не просто стены и крыша. На самом деле дом устроен очень сложно. В нем проходят трубы с горячей и холодной водой, с газом, а иногда и большие трубы для мусора - мусоропровод. Если дом высокий, в нем есть лифт. Еще в каждом доме много всяких электропроводов - для плиты, телефона, телевизора. Шумят и гудят разные приборы: холодильник, стиральная машина, магнитофон. Все эти вещи человек сделал для своего удобства.
- Почему же они могут принести беду? (Ответы детей.)
- Любая вещь может быть и безопасной, и опасной. Может помогать, а может мешать и даже угрожать. Вещь не живая, и своего отношения к человеку у нее нет. «Оживляет» вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.
- Рассмотрите рисунки на с. 46 учебника. Какие опасности могут нести изображенные предметы? (Ответы детей.)
- О какой из этих вещей говорится в загадке?
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита.) Слайд № 2.
- К газовой плите на кухне лучше без нужды не подходить. За огнем пусть следят взрослые - они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не случился пожар. С газом не стоит шутить. Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки все идет и идет – это опасно! Надышавшись газом, человек может сильно отравиться. Если в кухне накопится много газа, то он может взорваться от одной искры.
- Почему газ может наполнить кухню? (Ответы детей.)
- Это может произойти, если, например, на плите что-то варилось, а огонь потух. Его может задуть ветер из открытого окна или залить суп, убежавший из кастрюли. А еще газ может выйти из трубы, если в ней появилось трещина.
- Газ нельзя увидеть, но как мы сможем понять, что газ наполнил кухню? (По запаху.)
- Правильно. Газ специально делают пахучим, когда отправляют с газовой станции в наши дома.
- Что же нужно сделать, если почувствуешь запах газа? (Сказать взрослым, открыть окно.)
- Правильно. Запомните, что в это время нельзя зажигать огонь и нельзя включать электроприборы, потому что где-нибудь может проскочить искра, и газ может тут же взорваться. Если запах сильный, нужно позвонить в газовую службу. Звонить лучше от соседей - искра может проскочить и в телефонном аппарате.
- Кто знает телефон газовой службы? (04.) (Слайд № 3.)
- Ребята, а у кого из вас дома есть газовая плита? (Учащиеся поднимают руки.)
- У кого другие плиты? (Учащиеся поднимают руки.)
- А кто знает, как называется такая плита? (Электрическая.) (Слайд № 4.)
- Кухонная плита может быть и электрической. Здесь нет открытого огня, но играть с ней, крутить ручки все равно не стоит. Электрический ток не любит неосторожных и глупых людей. А еще электричество не любит соседства с водой. Это надо знать и никогда не трогать провода или электроприборы мокрыми руками. (Слайд № 5.)
- Электричество получают на специальных станциях. А потом по проводам оно приходит в наши дома.
- Какие приборы заставляет работать электричество? Разгадайте загадки. (Слайды № 6-9.)
Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел - там пыли нет,
Пыль и сор - его обед. (Пылесос.)
В полотняной стране
По реке-простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
Полюбуйся, посмотри -
Полюс Северный внутри!
Там сверкают снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник.)
Что за чудо, что за ящик?
Сам - певец и сам - рассказчик.
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор.)
- Какие приборы, работающие от электричества, есть в ваших квартирах? (Магнитофон, кофемолка, люстра, чайник, миксер и др.)
- Что же вы будете делать, если заметите неполадки с электричеством: задымился провод, проскочила искра, когда нажал на выключатель? (Скажем взрослым.)
- Верно. Самому нельзя пробовать чинить электроприборы - может ударить током. Нужно запомнить правило: когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.
- Как вы думаете, почему? (Может возникнуть пожар.)
- Рассмотрите рисунки на с. 46. Только ли от электрических приборов может возникнуть пожар? (Нет. Пожар может возникнуть от газовой плиты и если баловаться спичками.) (Слайд № 10.)
- Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить при пожаре? (01.) (Слайд № 11.)
- Какие еще опасности могут возникнуть от неосторожного обращения со спичками, утюгом, кухонными плитами? (Можно получить ожог.)
- Назовите еще один предмет, при неосторожном обращении с которым можно получить ожог. (Чайник. Если неосторожно снять с плиты чайник с кипящей водой.)
- Какой номер телефона нужно знать, чтобы вам оказали помощь в случае получения травмы? (03 - скорая помощь.) (Слайд № 12.)
- Посмотрите на рисунке предметы, при неосторожном обращении с которыми нам может пригодиться номер 03. (Роликовые коньки.) (Слайд № 13.)
- Почему? (Если неосторожно кататься, можно получить травму.)
- Назовите другие предметы, при неосторожном обращении с которыми можно получить травму. (Слайды № 14-15.) (Ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки.)
- О каком предмете, изображенном на рисунке, мы еще не говорили? (Слайд № 16.)
(О домашней аптечке.)
- Чем она может быть опасна? (Ответы детей.)
- Иногда могут быть опасными самые знакомые и простые вещи. Например, витамины - они сладкие и сделаны специально для детей. Но если съесть их сразу много, то на лице и руках может появиться красная сыпь или, хуже того, вы получите отравление. Поэтому витамины можно брать только в присутствии взрослых - они точно знают, сколько ребенку нужно принимать витаминов в день. А лекарства, всякие таблетки вообще не стоит трогать. Они нужны, если их выписывает врач. Здоровому организму они могут сильно навредить. Нужно помнить, что совсем безопасных лекарств не бывает.
- Посмотрите внимательно на слайд № 17. Какой может нанести вред вашему здоровью данный предмет? Почему? (Телевизор. Если смотреть подолгу и сидеть близко к экрану, то можно испортить зрение.)
- Посмотрите на рисунок с. 46. Что случилось с Черепахой? (Черепаха неосторожно пользовалась ножницами и поранила лапку.)
- Какой вывод сделала Мудрая Черепаха? (Ответы детей.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 32).
- Рассмотрите рисунки. Какой предмет лишний в каждой группе? Обоснуйте свой ответ.
Участвуют в беседе.
Отгадывают загадку.
Участвуют в беседе
Отгадывают загадки
Участвуют в беседе
Выполняют задание
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево!
Тихо сели, вновь за дело!
Выполняют движения под слова стихотворения
Продолжение по теме урока
1. Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунки вверху на с. 47. Сформулируйте правила перехода улицы. (1. Переходить улицу по пешеходному переходу. 2. Переходить улицу на зеленый сигнал светофора.) (Слайды № 18-19.)
- А на улице вы уже видели этот знак? Где его устанавливают? (Ответы детей.)
2. Моделирование
- Мудрая Черепаха приготовила для вас задание. Но прежде чем вы приступите его к выполнению, отгадайте загадку.
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. (Светофор.) Слайд № 20
- Вырежьте из приложения в рабочей тетради модель светофора и склейте.
3. Творческое задание
- По рисунку на с. 47 составьте сказку о том, как муравьишки учились переходить дорогу.
4. Выполнение задания в рабочей тетради
- Рассмотрите рисунки. Чем отличаются эти светофоры? Раскрасьте сигналы светофора.
- Посмотрите на второй рисунок. Как называется этот дорожный знак? Где его устанавливают?
- Выполните задание.
Участвуют в беседе.
Отгадывают загадку.
Выполняют задания
Рефлексия
1. Игра «Опасно - безопасно». (Учитель называет предметы: стол, ножницы, подушка, спички, утюг, рубашка, конфета, матрешка, книга, таблетка, дорога и т. д. Если предмет может быть опасным, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
2. Игра «Светофор». (Учитель на экране показывает детям круги светофора: красный круг - дети стоят на месте, желтый - руки на пояс, зеленый - ходьба на месте.)
- Оцените спои достижения на уроке.
Отвечают на вопросы. Оценивают себя
Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали, что самые обычные вещи могут стать опасными. Когда это может произойти? (Если с ними неправильно или неосторожно обращаться.)
- Повторите правила перехода улицы. Рекомендации для занятий дома: Р.Т.: № 3 (с. 33).
Участвуют в беседе
15