Экология помещений: роль комнатных растений.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №11»
Проект
«Экология помещения: роль комнатных растений»
Проект выполнила:
Касимова Кристина
ученица 9А класса
МКОУ СОШ №11
Руководитель: Сергеева Е. И.
Апрель, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ НА ЭКОЛОГИЮ ПОМЕЩЕНИЯ.......................5
1. Влияние растений на шум в классе.............................................................5
2. Влияние растений на воздух в классе .........................................................5
3. Влияние комнатных растений на эмоциональное состояние....................6
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
1. Растения-лидеры в классных комнатах.....................................................7
2. Алоэ - цветок жизни....................................................................................8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................12
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................13
ВВЕДЕНИЕ
Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах,
украшают небосклон, так и грациозные цветы,
блистая разнообразием красок, венчают всю
поднебесную.
Карл Линней.
Мы привыкли к тому, что в жилых домах и общественных помещениях очень много комнатных растений - миниатюрных, как фиалка, и высоких, как пальма. Одни цветут, другие радуют нас обильной зеленью, третьи привлекают необычным видом и оригинальностью.
Прежде всего, это красиво - когда комната украшена растениями. Но эстетическое удовольствие от растений - не единственное их назначение. Я решила выяснить, как растения, помещенные в классе, положительно влияют на работоспособность на уроке, на нервную систему, на здоровье, на эмоциональное состояние учителя и учеников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Школа – это жизненное пространство, в котором мы проводим большое количество времени, оно организовано так, чтобы было интересно и учиться и жить. И не только интересно, но и полезно для здоровья. В наши дни уже не надо доказывать, что загрязнение воздуха внутри зданий является реальной угрозой здоровью людей. Теперь следует думать, как решить эту проблему. Оказалось весьма перспективным не только надеяться на технические приборы - очистители, но использовать также в качестве “живых фильтров” живые растения.
ЦЕЛЬ и задачи работы
Изучить вопрос влияния комнатных растений на человека и дать рекомендации по выбору растений для классных кабинетов.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Я попытаюсь доказать, что грамотное использование в интерьере класса растений приводит к улучшению качества воздуха внутри классного помещения, который благотворно влияет на здоровье учеников. Растения также оказывают положительное влияние на наше настроение. В результате чего дети меньше утомляются и лучше воспринимают учебный материал.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Прежде всего мною была изучена справочная литература о комнатных растениях, их разнообразии и влиянии на окружающую среду.
2. Далее я познакомилась с комнатными растениями, которые выращивает моя семья, мои родственники и друзья и предложила им свои рекомендации по выбору и размещению растений.
3. Также я изучила состав комнатных растений нашего класса. Я показала одноклассникам известные мне виды растений и рассказала о их влиянии на климат в помещении.
4. Анкетирование одноклассников - следующий этап моей работы. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
5. Особое внимание я уделила изучению алоэ. Я не только подробно познакомилась с этим растением через справочники и Интернет, но и внимательно рассмотрела его листья в разрезе через микроскоп.
6. В итоге я систематизировала новые знания и сделала выводы, подтверждающие выдвинутую мной гипотезу.
Среди изученной по данной теме литературы я особенно хочу отметить современные иллюстрированные справочники о комнатных растениях. Например "Комнатные растения дарят здоровье" Н. Азарушкина, "Комнатные растения" Я.А. Лев. В них представлены научные классификации растений, их особенности и разновидности. Также следует назвать энциклопедию Д. Ниссен "Комнатные растения", в которой я нашла много информации о влиянии растений на человека и его жизненной пространство.
Экология помещений - важное понятие современной жизни. Обычно понятие экологии дома связано с применением натуральных материалов при его строительстве и интерьере. На самом деле современная промышленность для долговечности и прочности обрабатывает синтетическими средствами все, даже самые натуральные строительные и отделочные материалы. Поэтому я предлагаю экологию помещений связывать прежде всего с комнатными растениями, которые трудятся день и ночь, чтобы поддержать здоровую атмосферу нашего дома.
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ: ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ ПОМЕЩЕНИЯ
1. Влияние растений на шум в классе
Я не случайно взяла эту позицию первой для изучения. Перемена в школе заглушает, на мой взгляд, любые даже самые громкие звуки. Я думаю, если включить двигатель реактивного самолета, мы на перемене и его заглушим своим громким общением. Оказывается, растения могут внести свой вклад в подавление шума. Ученые доказали, что растения эффективно подавляют шумы. Немецкие ученые утверждают, что три фикуса в классе по звукоизоляционным свойствам приравниваются к плотной шторе площадью 5 кв. м. А наличие в комнате десятка крупных растений способно поглотить шум на 25 процентов, то есть снизить его на 1/4.
Итак, первая польза от растений - они могут внести свой вклад в подавление шума и создать акустический комфорт внутри помещения. Оформление классных комнат растениями играет шумопоглощающую роль.
2. Влияние растений на воздух в классе
Нам комфортно находиться в классе, потому что здесь светло и тепло. Работают батареи. Но именно из-за них прежде всего в классе очень низкая влажность воздуха, а это может вызвать проблемы с самочувствием. Сравнила: влажность воздуха в классных комнатах с октября по март составляет 15-30%, в то время как оптимальный уровень должен быть 40-65%. При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла пересыхает и перестает задерживать вирусы и бактерии. Вследствие этого повышается подверженность заболеваниям.
Растения способны испарять, то есть отдавать в воздух до 97% влаги. Таким образом, нецветущие декоративные растения, как, к примеру, циперус, фикус, драцена, гибискус, в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности.
Всем известно важнейшее свойство растений - поглощать в светлое время суток углекислый газ и выделять кислород. Исследования ученых показали, что углекислый газ в помещении является веществом, которое даже в невысоких концентрациях может пагубно отразиться на здоровье и работоспособности человека. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, это процесс называется фотосинтезом. При перечислении преимуществ озеленения классных комнат на этом свойстве растений делается особое ударение. Правда, чтобы поглотить весь углекислый газ, который выделяют ученики в классе, необходимо огромное количество зелени, поэтому без проветривания не обойтись.
Способны растения и на большее. Некоторые из комнатных растений способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качества. Пластик и другие искусственные материалы, из которых делается мебель, выделяют формальдегид, ацетон, толуол и могут вызвать у человека головные боли, аллергию, кожную сыпь. Растения, конечно, не волшебники, они не превратят вредный воздух помещения в полностью здоровый, но они способны уменьшить количество вредных веществ в воздухе. Кроме того, растения помогают бороться с пылью - они ее абсорбируют, поглощают. Самые лучшие растения-фильтры - драцена, финик, хлорофитум, фикус, традесканция.
Итак, использование в интерьере класса растений приводит к улучшению качества воздуха внутри классного помещения, который благотворно влияет на здоровье учеников.
3. Влияние комнатных растений на эмоциональное состояние
Ученики в процессе обучения находятся в состоянии постоянного умственного напряжения, что приводит к усталости. Растения действуют успокаивающе и снижают стрессовые реакции. Более того, зеленый цвет растений играет при этом немаловажную роль. В психологии зеленый цвет является символом уверенности и защищенности.
Некоторые люди даже приписывают растениям просто сказочные свойства. Кактусы лечат от жадности и хвастовства, азалия очищает дом от сплетен, бегония создает гостеприимную атмосферу и т.д. Подобного материала очень много в Интернете. Если верите - можете воспользоваться.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
1. Растения-лидеры в классных комнатах
Я изучила несколько справочников и смело могу рекомендовать к выращиванию в школах ряда растений. Они неприхотливы, активно развиваются и являются помощниками в учебе. К тому же все они очень красивые.
Хлорофитум – неприхотливое, декоративное комнатное растение, являющееся одним из лучших очистителей воздуха. Нескольких таких растений достаточно для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из синтетических материалов в классе. Хлорофитум обладает и значительным бактерицидным эффектом.
Сциндапсус очищает воздух от формальдегида, окиси углерода и бензола. Кроме того, эта быстрорастущая лиана украшает стены блестящими глянцевыми листьями.
Гибискус (китайская роза) идеален для озеленения просторных светлых помещений - школьных вестибюлей, коридоров, актовых залов.
Драцена может расти в затемненных местах, поэтому может даже располагаясь в глубине помещения. Поглощает и обезвреживает вредные вещества из воздуха.
Бегония – долго и ярко цветет, поэтому привлекательна на протяжении целого года. Говорят, что присутствие в комнате бегонии помогает закалить характер и добиться успеха.
Аспарагус - ажурное неприхотливое растение, подходит для озеленения светлых классных комнат. Очищает воздух от вредных примесей.
Спатифиллум – красивое, не требующее сложного ухода, растение выносит недостаток освещения. Очищает помещение от примесей вредных газов.
Другие широко распространенные растения, которые являются эффективными очистителями воздуха, а также выделяют биологически активные вещества, убивающие стафилококки и стрептококки, - это герань, фикус, кактусы, плющ и многие другие. Я бы рекомендовала для школьных кабинетов душистую герань, так как она обладает выраженным противомикробным действием, но ее аромат успокаивает и улучшает сон, поэтому поставим горшочек с геранью лучше дома в спальной комнате.
Но стоит отметить и тот факт, что во всех справочниках упоминаются и растения, выращивать которые в помещениях нужно с осторожностью. Я бы не рекомендовала их для классной комнаты совсем.
Так очень опасны для человека и животных все виды и сорта лилий. Цветущие лилии источают очень сильный аромат, который вызывает головокружения, головные боли, обмороки и аллергию.
Есть растения, с которыми нужно соблюдать осторожность. К примеру, с олеандром и диффенбахией, которые имеют ядовитый сок. От подобного растения нужно беречься и стараться не касаться стеблей и листьев.
2. Алоэ - цветок жизни
Алоэ известно всем и встретить его можно практически в каждом доме. В народной медицине этот “доктор в глиняном горшке” (еще одно народное имя алоэ "столетник") играет очень важную роль. В нашей семье он тоже незаменимый помощник.
В настоящее время в мире существует более 300 разновидностей алоэ. Любой вид алоэ имеет определенные лечебные свойства, благодаря содержащемуся в его листьях соку. Однако во внутрь можно употреблять только те виды, которые растут не деревом, а кустом. В домашних условиях на наших с вами подоконниках чаще всего растут именно кустарники алоэ, которые служат первой помощью при многих заболеваниях.
Листья алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены, но без колючек. Если полить лист водой, то вода скатывается шариками, и лист остаётся совсем сухим. Если же отломить лист алоэ и окунуть его в стакан с водой, то он вдруг сделается блестящим и словно серебряным. Потрите лист пальцем - он станет ярко-зелёным, гладким. Вы стёрли матово-серый налёт воска, такой же, какой бывает на сливах. Воск предохраняет лист алоэ от смачивания и тем самым от большого испарения.
Листья алоэ содержат эфирные масла, около 20 аминокислот, витамины В, С, Е и другие питательные ферменты и микроэлементы. В медицине и косметологии алоэ используют как ранозаживляющее, противомикробное, противовоспалительное средство для заживления солнечных ожогов и псориаза, профилактики и лечения угревой сыпи, фурункулов, дерматита и других заболеваний кожи. Сок алоэ обладает хорошими противовоспалительными и обезболивающими свойствами. Он отлично справляется с различными микробами и многими грибками. Пагубное действие оказывает сок алоэ и на многие виды вирусов.
Я так заинтересовалась этим растением, что решила внимательно рассмотреть его под микроскопом. Оказалось, что под микроскопом клетки алоэ по-разному окрашены - от бледно-желтого до ярко-зеленого. Клетки алоэ шарообразные, полные жидкости. В центре листа они намного крупнее, чем по краям. По сути находящийся в клетках сок - это водозапасающие ткани. За счет них лист алоэ такой мясистый, особенно в середине. Водозапасающая ткань состоит из крупных округлых, довольно плотно уложенных клеток. Обладая запасом жидкого сока, алоэ может долго находиться без полива. Алоэ достаточно неприхотливое растение. Родиной этого вечнозеленого растения считается Африка. Если даже о нем забыть и не ухаживать долгое время, то даже в этом случае ничего катастрофического не произойдет.
Волшебные свойства алоэ объяснил академик Владимир Петрович Филатов. Они заключаются в том, что отделенные от растения листья помещают в крайне неблагоприятные условия: в темноту и низкую температуру. Академик обнаружил в тканях растений, находящихся на грани жизни и смерти, т.е. попадающих в экстремальные для него условия, биогенные стимуляторы, которые влияют на рост и самовосстановление организма и активно уничтожают бактерии. В таких условиях в листьях начинают угасать все жизненные процессы. И вот тогда клетки растения «собирают все свои силы», чтобы выжить и не погибнуть. Эти биостимуляторы, попадая в организм или на кожу, становятся стимуляторами для больных клеток, активно усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость, способствуя, тем самым, быстрейшему заживлению и выздоровлению.
Как мы видим, алоэ - чудо-лекарь. В его листьях есть клетки, содержащие биологически активные вещества. Поэтому я считаю, что это растение должно быть не только в каждом доме, но и в классном кабинете тоже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мир комнатных растений удивителен и многообразен. Для меня знакомство с ним превратилось в любимое увлечение.
В данной работе я изучила вопрос влияния комнатных растений на человека и предложила рекомендации по выбору растений для классных кабинетов.
Проведя свое небольшое исследование, я пришла к ряду выводов. Для чего же нам нужны комнатные цветы? Цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, однако в последние годы учёные открыли и другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним. Комнатные цветы нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества, бактерии, да и высушенный воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако не все подряд, а определённые виды.
В заключение могу отметить, что растения не так уж и непохожи на людей: растения могут ощущать прикосновения, видеть, слышать, чувствовать запах. Растения воспринимают отношение человека, и могут его отблагодарить за заботу и любовь пышным цветением. Растения — молчаливые помощники людей, хорошие друзья и чудесные лекари. Они задерживают пыль, поглощают газы и вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород. Они создают в любом помещении благоприятную эмоциональную обстановку и помогают нам в учебе. Приведенная в ПРИЛОЖЕНИИ анкета и ее результаты подтверждают мои выводы.
Список используемой литературы
Азарушкин Н. Комнатные растения дарят здоровье. - М., 2010.
Князева Т., Князева Д. Комнатные растения. - М., 2009.
Лев Я.А. Комнатные растения. - М., 2003.
Ниссен Д. Комнатные растения. Энциклопедия. - М., 2008.
Экология растений: Практикум // Сост. Н.С. Ильина и др. - Самара, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Добрый день! Ответьте, пожалуйста на вопросы анкеты. Для ответа на каждый вопрос вы должны выбрать один из вариантов ответа.
1. В Вашем доме есть комнатные растения?
а) да, очень много;
б) есть, в отдельных комнатах;
в) у нас немного комнатных растений;
г) нет.
2. Для чего Вы разводите дома комнатные растения?
а) они украшают комнаты;
б) они приносят пользу;
в) для коллекции;
г) никогда об этом не задумывался.
3. Какие комнатные растения Вы хотели бы видеть в вашем доме?
а) красиво цветущие;
б) редкие, на зависть всем;
в) полезные;
г) неприхотливые.
4. Какие чувства вы испытываете при общении с комнатными растениями?
а) никаких, мне все равно;
б) мне приятно, когда меня окружают комнатные растения;
в) я их очень люблю и с удовольствием за ними ухаживаю.
Результаты анкетирования
В анкетировании приняли участие учащиеся 8а и 8б, 9 классов. Всего 30 человек. Результаты приведены ниже.
Анализ результатов.
Результаты ответов на первый вопрос "В Вашем доме есть комнатные растения?" показывают, что половина респондентов выбирали ответ "Да, много" - 14 человек и "У нас немного комнатных растений" - 8 человек. Ответ "Есть, в отдельных комнатах" - у 6 человек. среди одноклассников нет никого. кто не имел бы дома комнатных растений. Это говорит о том. что комнатные растения в наши дни есть в каждом доме. Они необходимы всем.
А для чего?
Основную роль растений в доме мы можем увидеть в ответах на второй вопрос "Для чего Вы разводите дома комнатные растения?" 9 человек опрошенных детей ответили "они украшают комнаты". Большинство людей старается сделать свой дом уютным, чтобы в нём царила спокойная обстановка. В нашем классе многие знают, что "они приносят пользу". И только трое на вопрос "Для чего Вы разводите дома комнатные растения?" ответили, что никогда об этом не задумывались.
В своих квартирах 13 человек опрошенных предпочитают видеть красиво-цветущие растения, 8 человек хотят выращивать полезные растения, и 1 человек отдаёт предпочтение неприхотливым растениям. 6 моих друзей выбирают экзотические растения.
Тем более, что большинство (25 человек) опрошенных испытывают положительные эмоции, общаясь с комнатными растениями. Положительные эмоции благоприятствуют хорошему настроению, способствуют мобилизации психической деятельности. А это очень важно. жаль, что трое из опрошенных не испытывают никаких чувств при общении с комнатными растениями.
Таким образом, комнатные растения интересны большинству моих одноклассников и играют определенную роль в их жизни.