Разработка по русскому языку Буквы е – и в приставках пре- и при-.» (6 класс)


Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Буквы е – и в приставках пре- и при-.» (Краснопёрова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы БОУ «Утьминская СОШ» Тевризского муниципального района Омской области)
Цели урока: Обучающие – закрепить с учащимися орфограмму «Правописание приставок пре- и при-» и её графическое обозначение на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок для успешного выполнения заданий в тестах ГИА и ЕГЭ; повторить синтаксический разбор простого предложения, виды связи в словосочетаниях; познакомить с новыми выразительными средствами.
Развивающие – развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные – вызвать интерес к урокам русского языка, показать, как прекрасен русский язык; воспитывать коммуникативные отношения. Задачи урока : научиться составлять словообразовательные модели; образовывать глаголы от глаголов с помощью приставок пре- и при- ; вспомнить обозначение членов предложений и их выражение частями речи при синтаксическом разборе, составление характеристики и схемы предложения.
Тип урока – закрепление изученного материала.
Ведущий метод – проблемный.
Оборудование – карточки с заданием А-15 из ЕГЭ, 11 класс; сигнальные карточки «Буквы И – Е»; портрет К.И.Чуковского; таблица «Знаки препинания при прямой речи»; физическая карта мира; « Сборник тестов , ГИА , 9 класс ( в новой форме), под редакцией Васильевых И.П., Гостевой Ю.Т, Егораевой Г.Т., М., Изд. «Экзамен», 2014 год.»; «Сборник тестов, ЕГЭ, 11 класс, под редакцией Львова В.В., Гостевой Ю.Т. ,Пучковой Л.И., Егораевой Г.Т., М., Изд. «Экзамен», 2014 год».
Организационный момент
Формулирование темы и цели урока : Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте тему урока. 3.Повторение изученного материала – цель : повторить правило «Правописание букв е-и в приставках пре- и при-», привести примеры на данное правило. ( значение «близость к чему-нибудь, расположение вблизи, около» показать на географической карте).
4.Закрепление изученного материала – цель : закрепить навыки морфемного и словообразовательного разборов ( приделать, предобрый, пришкольный ).
5. Подобрать к данным словам антонимы с приставками пре- и при- Цель : повторить, что такое антонимы (отвечают дети по очереди, подбирают глаголы, прилагательные, существительные с изучаемыми приставками).
6.Задание А6 из ОГЭ-9 класс. Цель : сделать шажок к успешной сдаче экзамена в 9 классе - определить слова со значением приставки «неполнота действия», ( на доске для каждого ребёнка записан вариант задания ).
7. Синтаксический разбор предложения «Из прибрежных зар…слей раздаются птичьи голоса» Цель: внимательно отредактировать предложение ( пропущена точка в конце предложения, буква «о» в слове «зарослей»), уметь произвести синтаксический разбор предложения, определить вид словосочетаний, познакомиться с новым термином «инверсия» ( его значение записано на доске).
8. Работа по карточкам «Задание А15 – ЕГЭ , 11 класс». Цель : подготовка к успешной сдаче экзамена; научиться выбирать из ряда слов слова с одной и той же буквой, уметь доказать , обосновать свой выбор; научиться работать в парах.
9. Работа с сигнальными карточками « И» и «Е». Цель: определить в каких словах пишется в приставках «И», а в каких – «Е», уметь работать со словарём ( учебник стр.237) , находить трудное слово.
10. Выбор приставки зависит от значения слов. На доске записаны пары глаголов «прибывать – пребывать, приступить – преступить и т.д.». Цель : придумать словосочетания, чтобы было понятно значение этих глаголов, обосновать свой ответ.
11. Е.У.( если успеем – запас) Из пособия Романовой С.А. «Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе», М., «Школьная Пресса», 2002 год, стр. 45-46 текст . Цель: уметь выбирать из текста на слух слова с изучаемой орфограммой, распределять по наличию приставок в столбики: слева записать слова с приставкой пре-, справа- с приставкой при-.
12. Обращаем внимание на портрет детского писателя К.И.Чуковского, вспоминаем названия его книг . Чуковский К.И. был не только детским писателем, но и исследователем ; он изучал русский язык, написал много интересных статей. На доске записано высказывание Чуковского К.И. о приставках. ( Корней Иванович Чуковский сказал В разнообразии приставок таится разнообразие смысла ) Оно взято из задания С2- ГИА, 9 класс. Цель: отредактировать предложение с прямой речью, пользуясь таблицей; сделать шажок к успешной сдаче ГИА в 9 классе- порассуждать, раскрыть смысл высказывания детского писателя, используя изученный материал о приставках пре- и при- . Это будет домашнее задание. ( Записать в дневник задание, а предложение в тетрадь).( На следующем уроке будет продолжена работа с этим высказыванием, за основание будут взяты домашние сочинения-рассуждения.)
13. Итог урока - рефлексия. Ребята, чему мы сегодня научились на уроке ? Что было сложно и что легко выполнять ? Какое настроение у вас после этого урока? Получилось ли у меня показать вам, какой прекрасный русский язык? Цель : уметь обосновать своё мнение, доказать свою точку зрения.( Предлагаю выбрать «солнышко» или «тучку» в зависимости от настроения, заряда знаний и бодрости на уроке ). Выставление оценок. После каждого задания , выполненного на уроке, предлагаю детям дать оценку своему ответу или оценить одноклассников, подтвердить или опровергнуть оценку учителя, высказать своё мнение о трудности задания.
При подготовке к уроку использовала следующую литературу :
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т. ГИА , 9 класс ( в новой форме), М., Изд. «Экзамен», 2014 год.
Гостева Ю.Н. Поурочные разработки, Русский язык 6 класс., М., «Дрофа», 2004 год
Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 6 классе, поурочные планы, часть1, Волгоград, Изд. «Учитель», 2009 год
Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егораева Г.Т. ЕГЭ, 11 класс, М., Изд. «Экзамен», 2014 год
Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе, М., «Школьная Пресса», 2002 год 6.Скоркина Н.М. Русский язык 6 класс ( поурочные планы), Волгоград, Изд. «Учитель», 2008 год