Урок Правописание приставок пре и при(6 класс)


Правописание гласных в приставках пре и при (конспект урока)
Исполнитель:
Головко Мария Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «СОШ №1»

Мариинск, 2014
Содержание:
1. Введение.
2. Конспект урока.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
Введение.
Конспект урока по русскому языку 6 класса составлен по модели проблемно-диалогического урока изучения нового материала. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Сочетаются продуктивная и проблемная формы работы.
На уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Используются формы и методы обучения, повышающие степень активности учащихся.
Урок построен так, чтобы обучать детей рефлексивному действию оценивать готовность к знанию и обнаруживать незнание, причины затруднения.
На уроке формируется атмосфера сотрудничества и комфорта.
Правописание гласных в приставках пре и при.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;
- тренировать учащихся в определении основных значений приставок пре и при;
- совершенствовать орфографические умения и навыки.
Личностные:
организовать понимание ценности выполненной деятельности,
формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Познавательные и регулятивные:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
целеполагание, умение структурировать знание (построение схемы);
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, память.
Коммуникативные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.
Ход урока:
Организационный момент (самоопределение к деятельности, проверка готовности класса к уроку. Приветствие.) Актуализация знаний. (10 минут), (познав.,регул.,коммуник. УУД).На доске записаны слова, классу даётся задание, вставить пропущенные гласные.
Пр..лив,пр..бежит,пр..лестный,пр..мудрый,пр..школьный,пр..ехать,пр..открыть,пр..шить,пр..градить,пр..писать.
-что связывает между собой эти слова? (приставки пре и при).
-дать определение приставке.(морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов).
-какими бывают приставки? (изменяемые и неизменяемые)
-какая проблема возникла при выполнении задания? (проблема написания гласных в приставках пре и при).
- значит, какова тема сегодняшнего урока ? (гласные в приставках пре,при).
-подумайте, от чего может зависеть написание гласных в приставках? (написание гласных в приставках зависит от лексического значения).
-определите значения слов? (приближение, присоединение, прибавление, близость, неполнота действия, значения «очень», «пере»).Прилив,прибежит,приехать- приближение;
Пришкольный-близость;
Прелестный,премудрый-значение «очень»;
Приоткрыть-неполное действие;
Пришить,приписать-присоединение;
Преградить-значение «пере».
3. В результате проделанной работы составим опорную схему. (15 минут),(регул.,познав.УУД).

Пришёл
Приполз
Прискакал Пришил
Приклеил
Привязал Пришкольный
Приречный
Приозёрный Прикусил
Прилёг
Пригорел
Пре
1.предобрый, премудрый=очень2.прервать, преградить=пере
Итак, от чего зависит написание гласных в приставках пре и при? (от лексического значения).
Учащийся даёт развёрнутый ответ по схеме на новую тему (организация первичного закрепления знания по построенной схеме, проговаривание нового знания в речи).
4.Закрепление знаний на практике.
Задание№1. (5 минут), (коммуник.,познав).
Замените выражение одним словом с приставкой, графически обозначить.
Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать).Задание№2.(5 минут), (коммуник.,познав).
Работа по группам. Распределить слова по значениям. Дополнить своими примерами.
1группа - приближение,
2группа- присоединение,
3группа - «пере, очень»,
4группа – близость,
5 группа – неполное действие.

Прискакать, прикатить, прибить, приделать, прибрежный, превозносить, преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть,прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,приусадебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.
5.Рефлексия по уроку.(5 минут), (личностные,коммуник.).
-Что показалось сложным?
-Что нового узнали?
-Что запомнилось больше всего?
-Как оцените свою работу?
Оцените свою работу на уроке.
 - Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее
 - Все понял(а), но  активно работать на уроке стеснял(ась)ся - Присутствовал(а) на уроке
Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Получится «портрет» класса.
Д/з по группам.
1 группа: найти по орфографическому словарю случаи правописания гласных в приставках пре и при, неизученных на уроке. Приготовить рассказ классу о данных случаях (для сильных).- приставки пре и при- сложные случаи.
2 группа: выучить правило, составить рассказ, используя все случаи написания приставок пре и при по схеме, составленной на уроке.
6.Итоги урока.
Заключение.

Проблемно-диалогический урок изучения нового материала. На уроке создаётся проблемная ситуация - противоречия, которые порождают у учащихся стремление решить проблему самостоятельно. Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие - проговаривают и осознают его.
В результате проделанной работы, обучающиеся формируют ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение структурировать знание, а также умение раскрыть новый материал по сжатой схеме, алгоритму.
А также формирование и развитие опыта оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, умение оценить выполненную работу на уроке самостоятельно.
Список использованной литературы:
1. Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/(М.Т.Баранов,Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч.ред. Н.М.Шанский).-27-е изд.-М.: Просвещение,2007.-239 с.
2. Орфографический словарь русского языка/Инст-т русского языка.; Редкол.: В.В.Лопатин,Б.З.Букчина, Л.П.Калакуцкая и др.- 30-е изд.,стер.-м.: Рус. Яз.,2004.-516 с.
3. Скок, Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст]: учеб, пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова, Е. В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.
4. Самолова,Т.Н. Русский язык.5 класс. Сборник упражнений.-Новосибирск-2000-104 с.