Урок русского языка во 2-м классе по теме «Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов»
Урок русского языка во 2-м классе по теме «Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов»
(УМК "Гармония")
Классный руководитель Иванникова А.А.
Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;
Способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок, корней и суффиксов.
Формирование умения проводить разбор слов по составу, образовывать новые слова.
Формировать навык грамотного написания слов;
Развивать память, внимание, мышление, речь;
Воспитывать интерес к предмету.
Планируемый результат обучения, формирования УУД:
Личностные УУД: ценностная ориентация учащихся, желание и умение ответить на вопросы, умение видеть, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные УУД: организация учебной деятельности, способность принять учебную задачу, самостоятельно определять последовательность выполнения действий, способность контролировать результат и исправлять возможные ошибки.
Коммуникативные УУД: умение планировать и распределять роли при парной и групповой работе, умение точно выражать свои мысли.
Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, закрепление знаний о словообразовании. Систематизация знаний о корнях, приставках и суффиксах.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Прозвенел звонок для вас,Все зашли спокойно в класс,Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.Тихо сядьте, спинки прямоВижу, класс наш - хоть куда,Мы начнём урок тогда.
Психологический настрой (на фоне раскрывающихся лепестков).
Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.
Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.
Н. Асеев
Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
II. Вступление.
На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.
Если вы уберёте не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.
Какое значение может иметь слово “состав”?
-Где мы можем узнать значение слов, которое нам непонятно? (Показывается словарь С.И.Ожегова)
Я уточнила для вас значение этого слова по словарю, и вот что я прочитала в словаре…
Состав:
1.совокупность (соединение) людей, предметов, образующих одно целое.
2.Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны
С.И.Ожегов
Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?
И сегодня мы закрепим полученные знания о составе слов.
Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
Ученик: Повторим все, что знаем о частях слова.
Ученик: Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу.
Ученик: Успешно справимся с любыми предложенными заданиями.
Учитель: Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу. А возможно даже сможем научить других ребят или даже взрослых разбирать слова по составу.
Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.
Мы с вами отправляемся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе.
Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие. Что самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень)
Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.
Кто знает, как она называется? (Приставка)
Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс)
А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?
Состав паровоза очень похож на состав слова. Давайте еще раз повторим из каких частей состоит слово? (Ответы детей) . Ну, а мы отправляемся в путь…(песня «Голубой вагон»)
Минутка чистописания.
-Я слышала, как шептались ваши тетради: одни хвалили себя, другие – ругали. Почему так бывает?
-Поэтому в минутке чистописания как, впрочем, в течение всего урока как мы должны писать?
Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
4. Словарная работа: на карточках написаны слова, из которых «сбежали» гласные буквы. Ваша задача их «вернуть», задания даны по вариантам. Приступайте к работе.
КАРТОЧКА
1 вариант
Б…рёза, к…рзина, р…бята, х…ккей, д…ван, б…гажКАРТОЧКА
2 вариант
М…роз, д…ревня, вес…ло, ш…ссе, л…мон, к…пуста
Взаимопроверка. На доске ключ к заданию.
1 вариант 2 вариант
береза мороз
корзина деревня
ребята весело
хоккей шоссе
диван лимон
багаж капуста
- Поменялись листочками. Возьмите в руки карандаш, проверьте работы.
- Проверенные работы верните. Встаньте те ребята, у кого нет ошибок. Молодцы!
V. Беседа по теории состава слова.
Продолжаем наше путешествие, мы в прекрасном саду. О нем мы говорили несколько уроков назад. Помните?
Как-то, много лет назад
посадили странный сад
Не был сад фруктовым
– был он только словом
Это слово – слово-корень,
разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
стало много новых слов.
– А сейчас нужно в каждой группе слов найти лишнее и разобрать его по составу. А какие слова могут быть лишними в этих группах? Ребята напомните мне, пожалуйста, в какой последовательности нужно выполнять разбор по составу.
Водитель, водичка, водить
Пёсик, песок, пёс
Газетный, газ, газовый
Листок, лисичка, лисонька
Горе, горевать, пригорок
(Записывают: водичка, песок, газетный, листок, пригорок)
Разбор слов по составу (используя памятку).
ФИЗМИНУТКА.
А сейчас мы отправляемся дальше, мы на лесной полянке. (звучит фонограмма)
Прочитайте текст.
Мы пошли в лес. В лес еще нет цветов. На полянке возле лес мы увидели первые подснежники.
Все ли понятно в этом тексте?
Что надо сделать, что бы стало понятно? (изменить окончания)
Спишите текст, вставляя окончания. Проверьте!
Для чего служат окончания? (для связи слов в предложении).
У вас на партах лежат части слова. Сложите это слово. Какое слово у вас получилось? Запишите его в тетрадь. Покажите мне окончание и выделите его. Теперь корень, приставку, суффикс. Молодцы! Для чего служат приставка и суффикс. (для образования новых слов)
А сейчас мы будем работать в паре (работа с мобильным классом).
Дети образовывают новые слова и разбирают их по составу.
Дети выходят к доске и записывают полученные слова. (проверка)
8. Домашнее задание.
Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
Придумайте и запишите 7–10 слов и разберите их по составу.
9. Итог урока:
Какую задачу мы ставили на уроке? (закрепить знания о составе слова и научиться разбирать слова по составу)
Из каких частей состоит слово?
У вас на столах лежат цветочки. Если урок вам понравился и все понятно нарисуйте улыбку. Ну, а если что-то было для вас непонятно и сложно, нарисуйте огорчение. Давайте составим букет хорошего настроения.
(на доске все крепят цветы)
– Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.
Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.