Урок Скелет человека. Его отделы (8 класс)
Урок
Скелет человека. Его отделы.
Цель урока – формирование понятия о значении аппарата опоры и движения; строении и функции скелета человека; формирование умения распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своём теле, модели, скелете основные кости скелета.
Задачи
Познавательные
- изучить строение и функции опорно-двигательного аппарата; отделов скелета; показать единство строения и функций опорно-двигательной системы.
Развивающие
- развить умение добывать знания опытным путём; развить лаконичную эмоциональную биологическую речь и владение научной медицинской терминологией.
Воспитательные
- формирование положительного отношения к физическим упражнениям; к здоровому образу жизни; воспитание патриотического сознания – гордость за великих российских учёных, врачей.
Оборудование: модель скелета человека, таблицы «Скелет», «Череп человека».
Ход урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. (1 мин).
Сообщение темы и целей урока. (2 мин).
Изучение нового материала.
Строение и функции скелета. (4 мин.)
Вступительное слово учителя. Беседа с дополнениями учителя.
С момента рождения и до глубокой старости наше тело выполняет движения.
И. М. Сеченов писал: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаёт ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактором является мышечное движение».
Движение тела – функции мышц, но оно невозможно без опоры – костей.
Кости могут перемещаться благодаря сокращению мышц, которые прикреплены к ним. Вместе с тем мышцы вместе со связками удерживают кости в определённом положении.
Таким образом, скелет и мышцы – опорные структуры и органы движения человека. К изучению опорно-двигательной системы мы с вами приступаем.
Итак, скелет человека состоит из соединённых между собой костей. У взрослого человека скелет состоит примерно из 200 костей. Каждая кость имеет определённую форму, величину и занимает определённое положение в скелете.
- Вспомните из курса зоологии, какие функции выполняет скелет? (Ответы учащихся: опорную, двигательную, защитную).
- Из темы «Кровь» вспомните, какую ещё функцию выполняют кости скелета? (Кроветворную).
Скелет участвует и в минеральном обмене, так как в костях содержатся минеральные вещества (кальций, фосфор, железо и др.)
- Вспомните, из каких отделов состоит скелет млекопитающих? (Скелета туловища, скелета плечевого пояса и нижних конечностей, скелет головы. И таких же отделов состоит скелет человека.)Скелет головы. (2 мин).
Рассказ, беседа.
- Из каких отделов состоит череп млекопитающих?
(Мозгового и лицевого отделов.)
Подобное строение имеет и череп человека.
Кости мозговой части – лобная, две височные, затылочная – прочно соединены между собой. Они создают надёжную защиту для мозга. Затылочная кость имеет большое отверстие. Сквозь него проходит спинной мозг. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды.
В лицевой части черепа наиболее крупные кости – это неподвижная верхнечелюстная и подвижная нижнечелюстная. На этих костях находятся зубы. Их корни входят в специальные костные ячейки, благодаря чему зубы оказываются прочно прикреплёнными к верхнечелюстной и нижнечелюстной костям.Скелет туловища. (6 мин).
Рассказ, самостоятельная работа с учебником.
Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Череп соединяется с позвоночником, являющимся основой скелета туловища. Позвоночник образован 33-34 позвонками. Позвонки состоят из тела – самой массивной части позвонка, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы.
Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Соединяясь между собой, позвонки образуют позвоночный канал – костный футляр для спинного мозга. Соединённые позвонки отделены друг от друга толстыми дисками из эластичной хрящевой ткани, благодаря которым позвоночный столб обладает гибкостью. Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 сросшихся между собой крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков, соответствующих хвостовым позвонкам позвоночных животных.
Задание: сравните по рис. 75 на с. 147 учебника позвонки из разных отделов позвоночника. Ответьте письменно:
Что общего и различного в их строении?
Какова связь между строением позвонков из разных отделов позвоночника с выполняемыми ими функциями?
Задание для самонаблюдения. Нагните голову и нащупайте кость в месте, где шея и туловище образуют угол. Какую кость вы нащупали? (Задний отросток позвонка.)
Учитель сообщает, что это последний, седьмой позвонок шейного отдела, далее идут позвонки грудного и поясничного отделов, крестец и, наконец, копчик. У человека 7 шейных позвонков, у млекопитающих тоже 7 шейных позвонков. Какой вывод из этого можно сделать? (Единство происхождения млекопитающих и человека).
Строение грудной клетки, её функции. (3 мин).
Рассказ учителя. Самонаблюдение.
Грудная клетка образована 12 парами рёбер и плоской грудной костью – грудиной. Рёбра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних рёбер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары рёбер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие, а также печень и желудок.
Задание для самонаблюдения: определите значение рёберного хряща.
Учитель предлагает учащимся сделать вдох и проследить за смещением грудной клетки вперёд и вверх; сделать выдох и убедиться, что грудина и рёбра смещаются назад и вниз. Этих наблюдений достаточно, чтобы учащиеся установили связь между подвижностью грудины и деформацией рёберного хряща при вдохе и выдохе, обеспечивающего полуподвижное соединение костей грудной клетки.
Скелет плечевого пояса и верхних конечностей. (7 мин)
Рассказ, самонаблюдение, беседа.
Скелет плечевого пояса образуют 4 кости: 2 лопатки и 2 ключицы. Лопатки – большие плоские кости треугольной формы. Они находятся на задней поверхности грудной клетки и соединены рёбрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. Ключица – слегка изогнутая кость средних размеров. Одним концом она соединена с лопаткой, а другим с грудной костью.
Скелет верхних конечностей состоит из трёх отделов: плеча, предплечья, кисти. Плечо имеет лишь одну плечевую кость. Её верхняя часть – шарообразная головка – помещается в полушаровидной ямке лопатки.
Предплечье образовано двумя костями: локтевой и лучевой.
В кисти различают 3 отдела: запястье, пясть и пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев.
Задание для самонаблюдения: докажите, что в подъёме руки вверх принимают участие кости плечевого пояса.
Учитель предлагает учащимся нащупать левой рукой нижний угол правой лопатки и медленно отводить правую руку в сторону и вверх. Лопатка неподвижна, пока правая рука поднимается до горизонтального уровня, и приходит в движение, как только рука из горизонтального положения переходит в верхнее вертикальное. Нетрудно убедиться, что при этом приходит в движение и ключица, она поворачивается вверх, так как движение происходит вначале в плечевом, а затем в грудинно-ключичном суставе.
Задание для самонаблюдения. Прикоснитесь большим пальцем к остальным пальцам той же руки. (Это затруднений не вызывает.) После этого проделайте контрольный опыт: сделайте то же самое большим пальцем ноги. (До соседних пальцев он дотронуться не может, та как не противопоставлен им.)
Вопросы:
- Почему по-разному функционируют пальцы на руке и ноге?
(Нога приспособлена для опоры, рука для хватания.)
- Какое значение имеет противопоставление большого пальца руки остальным пальцам?
(Помимо зажимания предметов в кулаке – силового захвата, который характерен для всех конечностей обезьян и рук человека, для последних возможен ещё и точный захват, с помощью которого человек удерживает различные предметы труда, столовые приборы, письменные принадлежности. Точный захват формируется в результате обучения. Силовой же захват формируется с рождения.)Строение тазового пояса и нижних конечностей. (2 мин)
Рассказ учителя.
Тазовый пояс образован тремя неподвижно соединёнными между собой костями. Две массивные плоские тазовые кости сзади прочно соединены с крестцом, а спереди – друг с другом. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка бедренной кости.
Скелет нижних конечностей образован крупной бедренной костью, голенью и стопой. Голень состоит из большой и малой берцовых костей с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием – коленной чашечкой; все вместе они образуют подвижный коленный сустав.
Стопа также подвижна и состоит из коротких костей предплюсны, среди которых выделяется массивная пяточная кость, пяти длинных костей плюсны и костей пальцев.
Закрепление знаний. (8 мин).
Фронтальный опрос.
- Каково значение опорно-двигательного аппарата?
(Опора телу, осуществляет движение тела в пространстве, создаёт структурную форму тела, обеспечивает защиту внутренних органов, участвует в обмене веществ и т.д.)
- Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?
(Из скелета и мышц).
- Каково строение скелета?
(Скелет включает в себя: череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей).
Фронтальная письменная работа.
«Немой» диктант.
Учитель показывает по таблице различные отделы скелета, кости, а учащиеся записывают их названия в тетрадь.
Сообщение учащегося .Из истории развития скелета.
В строении скелета позвоночных животных и человека много общего. У рыб скелет представляет собой позвоночник с массивным черепом. К скелету относятся и костные плавниковые лучи. Скелет парных плавников древних кистепёрых рыб напоминает скелет парных конечностей наземных позвоночных животных. В течении многих миллионов лет эти костные образования усложнялись.
План строения конечностей человека и всех позвоночных общий. Единая основа скелета, одинаковые отделы у черепахи и шимпанзе, жирафа и воробья, мыши и человека. Поэтому великий английский натуралист Ч.Дарвин подметил, что все кости скелета человека могут быть сопоставлены не только с костями обезьяны, но и с костями летучей мыши или тюленя. Различия между скелетами выражались лишь в меньшем или большем развитии отдельных костей.
Что же произошло со скелетом, когда наши предки стали ходить и трудиться? Преобразилась вся сложная конструкция костной опоры позвоночника и таза, уменьшились челюсти. В процессе труда развивался мозг, большим стал мозговой отдел черепа, сформировалась рука как орган труда. Массивными становятся кости нижних конечностей. Образно человека можно сравнить с подвижной башней. Эта «башня» бегает, прыгает, сгибается и выпрямляется, становится верхним концом вниз, прыгает на одном «опорном столбе».
Домашнее задание (2 мин): § 46, ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить тест «Определение гибкости позвоночника» на с.222-223 учебника.
Составление таблицы «Отличия скелета человека от скелета млекопитающих животных».
Отделы скелета Сходство Различие
1. Череп
2. Позвоночник
3. Плечевой пояс
4. Тазовый пояс
5. Передние или верхние конечности
6. Задние или нижние конечности Подведение итогов, комментирование оценок (1мин).
Рефлексия (2 мин).
Организую внимание класса. Настраиваю детей на серьёзную, вдумчивую работу.
Обучаю логически связанному рассказу. Побуждаю к осмыслению информации, через сопоставление предметов, явлений и их признаков, свойств.
Развиваю умственную активность, стимулирую стремление к знаниям.
Активирую деятельность учащихся. Учу применять полученные знания.
Развиваю мыслительные способности, умение анализировать.
При помощи вопроса побуждаю ученика к уяснению предложенной информации. Сообщаю часть материала, демонстрируя на скелете и таблицах, развиваю интерес к изложенному.
Излагаю новый материал, акцентирую внимание на новых терминах. Демонстрирую излагаемое на скелете и таблицах. Развиваю память, стимулирую стремление к знаниям.
Развиваю умение самостоятельно работать над текстом учебника, привлекаю к поиску нужной информации.
Побуждаю к осмыслению информации через самонаблюдение.
Побуждаю к осмыслению через сравнение. Подвожу детей к формированию вывода.
Обучаю осмыслению информации через объяснение и демонстрацию скелета. Развиваю умственную активность, умение выделить главное.
Объясняю порядок выполнения самонаблюдения. Побуждаю к осмыслению информации через сопоставление явлений.
Излагаю новый материал, акцентирую внимание на названиях костей. Демонстрирую излагаемое на скелете и таблицах. Развиваю память, стимулирую стремление к знаниям.
Развиваю самостоятельность, наблюдательность, способность применять полученные знания и делать выводы. Выявляю степень понятой по пройденному материалу темы. Это способствует лучшему запоминанию материала и прочному его усвоению, систематизирует знания.
При помощи вопроса побуждаю учащихся к уяснению предложенной информации.
Развиваю интеллект, речевое творчество, повышаю внимание к ответу товарища. Развиваю способность обобщать и делать выводы.
Сообщаю часть материала, побуждая учащихся к участию в поиске на скелете тазового пояса и нижних конечностей. Концентрирую внимание учащихся. Стимулирую стремление к знаниям.
Подвожу детей к закреплению полученных знаний, осмыслению новой информации, умение находить на скелете отделы и отдельные кости.
Развиваю умение и навыки учащихся работать дополнительной литературой; умение школьников выделять в тексте главное.
Обучаю логически связному рассказу.
Побуждаю к осмыслению информации через сопоставление предметов, явлений их признаков, свойств.
Развиваю выразительность речи, дикцию.
Повышаю внимание к докладу товарища.
Развиваю умение школьников выделять в тексте главное. Обучаю примам самостоятельного определения гибкости позвоночника в результате проделанного теста и наблюдения. Учу работать с дополнительной литературой. Учащиеся успокаиваются, организуют своё внимание: готовы к занятию, записывают дату и тему урока.
Активно слушают,
осмысливают,
определяют взаимосвязи, делают выводы.
Повышается интерес к данной теме и предмету.
Отвечают на поставленные вопросы, развивают свою мыслительную деятельность.
Применяют ранее полученные знания, сравнивают, делают выводы.
Вспоминают и применяют знания. Развивают способность слушать монологическую речь и концентрируют внимание на демонстрации и рассказе.
Активно слушают, осмысливают, схематично зарисовывают позвонок, записывают новые термины.
Развивают зрительное восприятие и память.
Сосредотачивают внимание, развивают умение работать с текстом учебника и рисунками. Сравнивают, делают выводы.
Наблюдают, делают выводы.
Сравнивают, делают вывод о единстве происхождения человека и млекопитающих животных.
Развивают умение слушать. Изучают строение и функции грудной клетки. Сравнивают, анализируют, делают вывод.
Находят и самостоятельно определяют взаимосвязи подвижных и полуподвижных костей, согласованной работы всех органов и систем организма.
Развивают память и логическое мышление.
Формируют познавательный интерес. Концентрируют внимание, зрительное восприятие.
Приобретают уверенность в собственных силах; повышают интерес к учёбе, самопознанию.
Находят и самостоятельно определяют взаимосвязи, применяют знания. Делают выводы.
Повышают интерес к аналитической деятельности.
Участвуют в обсуждении вопросов самонаблюдения, Записывают в тетради выводы. Осмысливают, дополняют ответ товарищей.
Активно слушают. Развивают память и логическое мышление. Концентрируют внимание, зрительное восприятие.
Сосредотачивают внимание; развивают память и логическое мышление.
Письменные ответы учащихся дают возможность осуществить обратную связь; стимулируют дальнейшую работу по теме.
Развивают способность слушать монологическую речь; концентрируют внимание на рассказе одноклассника.
Развивают мыслительные способности, логическое мышление, память.
Самостоятельно работают с текстом. Осмысливают, отвечают на поставленные вопросы. Последовательно выполняют тест, результаты записывают в тетради. Закрепляют полученные знания. Сопоставляют, сравнивают, делают выводы.