«Основные отделы скелета человека» (урок биологии в 8 классе)
Тема: Основные отделы скелета человека
Цель: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению отделов скелета человека, формировать умение определять гибкость позвоночника.
2. Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, содействовать развитию у школьников умений анализировать познавательный объект, выделять главное, общаться.
3. Воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку, любознательность, активность, самостоятельность формировать навыки здорового образа жизни.
Применяемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология критического мышления.
Структура и основное содержание урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организация внимания
2. Проверка ранее изученного материала
3. Усвоение новых знаний
4. Первичное закрепление знаний
5. Рефлексия
6. Итоги урока 1. Постановка цели
2. Проведение тренинга «Кулечек»
Цель: снятие эмоционального напряжения
Детям предлагается выбрать 2 листа бумаги с цветом, который нравится и который не нравится. Из обоих листов бумаги делаем кулечки. В один мысленно кладем плохое настроение (цвет не нравится), сминаем и выкидываем, во второй – свое хорошее настроение и его оставляем на столах.
Предлагает выполнить интерактивные задания:
1. а) Какие вещества входят в состав костей
б) Какую роль они играют
2. За счет чего идет тот или иной рост костей
1. Чтение стихотворения:
Чтоб на кисель не походить
На скользкую медузу
Скелет у всех нас должен быть
И он нам не обуза.
Играть в футбол, ходить в кино
И плавать в речке летом
Мы не смогли бы без него
Не будь у нас скелета.
2. Словарная работа («скелет»)
СКЕЛЕТ (skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
3. Организует работу в парах по изучению отделов скелета человека и заполнению таблицы.
Название отдела скелета Строение отдела Функция отдела
Череп Мозговой отдел = лобная кость+2 теменные + затылочная + 2 височные
Лицевой отдел = нижняя + верхняя челюсти + носовые кости + скуловые Защита головного мозга от повреждений
Жевание, речь
Позвоночник Позвоночник = шейный (7) + грудной (12) +поясничный (5) + крестцовый (5) + копчиковый (4-5) Защита спинного мозга от повреждений , гибкость
Грудная клетка Грудина + 12 пар ребер
Защита сердца, легких, пищевода, печени, желудка
Пояс верхних конечностей Плечевой пояс = 2 ключицы + 2 лопатки
Опора для верхних конечностей
Верхние конечности Плечо + предплечье (локтевая + лучевая) + кисть (запястье, пясть, фаланги) Подвижность во всех направлениях
Пояс нижних конечностей Тазовый пояс = 2 тазовые + крестец
Опора для нижних конечностей, защита внутренних органов
Нижние конечности Бедро + голень (большая и малая берцовые) + стопа (плюсна, предплюсна, фаланги)
Движение(бег, плавание, ходьба)
4. Проводит музыкальную физминутку
5. Рубрика «Это интересно»
а) Развитие скелета у зародыша
б) Число костей в теле человека
6. Организует проведение лабораторной работы «Определение гибкости позвоночника»
Оборудование: стул, линейка
«Помощник»
1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул.
2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.
Оцените результат:
Если палец опускается ниже стула, измерьте расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).
Если палец не достал до уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «- (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).
Вывод: Возраст и работоспособность позвоночника определяется его гибкостью, а не возрастом человека. Так позвоночник 70-летних йогов порой «моложе» позвоночников 15-летних подростков. Доказано, что регулярные физические нагрузки оздоравливают позвоночник, позволяя его хозяину навсегда забыть о болях в спине.
1) Предлагает выполнить самостоятельно задание на интерактивной доске
2) Рубрика «Это интересно» (Гигантские скелеты)
Гигантские скелеты
Исторические хроники XIX века часто сообщают о находках в разных уголках земного шара скелетов людей аномально высокого роста.В 1821 году в США в штате Теннесси нашли развалины древней каменной стены, а под ней два человеческих скелета ростом 215 сантиметров. В Висконсине во время строительства зернохранилища в 1879 году были найдены огромные позвонки и кости черепа «невероятной толщины и размера», как свидетельствует заметка в газете.В 1883 году в штате Юта было обнаружено несколько могильных холмов, в которых находились захоронения людей очень высокого роста - 195 сантиметров, что по крайней мере на 30 сантиметров выше среднего роста индейцев-аборигенов.Последние не делали этих захоронений и не могли сообщить никакой информации о них В1885 году в Гастервилле (Пенсильвания) в большом могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет высотой 215 сантиметров На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.В 1899 году шахтеры Рурской области в Германии обнаружили окаменелые скелеты людей ростом от 210 до 240 сантиметров.В1890 году в Египте археологи нашли каменный саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором находились мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца. Чертами лица и сложением мумии резко отличались от древних египтян. Похожие мумии мужчины и женщины с рыжими волосами были обнаружены в 1912 году в Ловлоке (Невада) в пещере, вырубленной в скале. Рост мумифицированной женщины при жизни составлял два метра, а мужчины - около трех метров
Предлагает в тетрадях продолжить одно из предложений:
Сегодня я понял…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Меня удивило…
Я попробую…
Мне захотелось…
Комментирование работы учащихся на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
«Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо и делать».
1. Знакомство с этапами урока
Выполняют задания тренинга, предложенные учителем
Отвечают на вопросы интерактивных заданий
Один ученик читает вслух стихотворение
Ученики изучают ресурсы и текст учебника, заполняют таблицу.
1-я пара – скелет головы
2-я пара – скелет туловища
3-я пара – пояс и скелет верхних конечностей
4-я пара – пояс и скелет нижних конечностей
После подготовки учащиеся показывают отделы скелета на модели.
Делают танцевальные движения под музыку
Изучают слайды
Выполняют лабораторную работу в парах, оценивают гибкость своего позвоночника
Учащиеся пишут на листах ответов названия частей скелета, обозначенных цифрами.
Взаимопроверка в парах по шаблону.
Рассматривают слайды
Учащиеся проводят рефлексию
Запись домашнего задания
«Основные отделы скелета человека»
(урок биологии в 8 классе)
Учитель: Изгутенова Е.А.
Бородулихинский район
КГУ «Жерновская средняя школа»
2015г.