Рабочая программа элективного курса Химия в сельском хозяйстве 10 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Листвянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Руководитель МО
_____________Л.А.Долгушина
ФИО
«____»______________2015г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________Л.А.Долгушина
ФИО
«____»______________2015г.
Утверждено
Директор школы
_____________Е.А.Цветков
ФИО
«____»______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Химия в сельском хозяйстве»
10 класс
Учитель: Турышева Ольга Васильевна
2015/2016 учебный год
Пояснительная запискаПрограмма элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» разработана для ориентации десятиклассников на агропрофилированные направления.Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к химии и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля в дальнейшем обучении.Задачи: Расширить знания учащихся о практической роли химии; развить самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление учащихся; развивать экспериментальные умения школьников.Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-го класса и рассчитана на 34 ч. Она ориентирует десятиклассников на освоение сельскохозяйственных профессий.Знания, полученные школьниками, необходимы для грамотной обработки почвы и выращивания овощей, картофеля и цветочных культур на приусадебных участках и в теплицах.Содержание программы позволяет показать учащимся значение химических знаний для успешного ведения сельского хозяйства: повышения плодородия почв, урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства. Вопросы, изучаемые в данном курсе, актуальны и интересны. Их знание поможет в производстве конкурентоспособных продуктов питания, улучшении качества питания людей, снижении стоимости пищевых продуктов. Содержание занятий по этому курсу отражает связь теории с практикой, включает элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения.В процессе изучения курса используются индивидуальная, парная и групповая формы обучения, а также разнообразные методы и средства обучения. Для активизации познавательной деятельности учащихся применяются различные виды самостоятельной работы школьников с учебной и дополнительной литературой, элементы технологии развивающего обучения. На занятиях широко используется химический эксперимент. Лабораторные и практические работы позволяют учащимся выработать умения, необходимые для дальнейшего изучения химии и практической деятельности: наблюдать и объяснять химические реакции, фиксировать результаты опытов, обращаться с химическими реактивами и оборудованием, соблюдать правила техники безопасности. Лабораторные и практические работы, проделанные учениками, фиксируются в тетрадях в виде отчетов. Изучение предлагаемого элективного курса может сопровождаться проведением экскурсий, опытов в полевых условиях. Содержание программыТема 1. Жизнь и питание растенийПонятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений. Роль химических элементов в жизни растений. Макроэлементы и микроэлементы.Тема 2. Почва и ее свойстваВиды почв, их состояние. Отбор образцов почвы для агрохимического исследования. Знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв. Правила работы в химической лаборатории. Техника выполнения основных химических операций. Качественный анализ почвы (определение СО32–, Cl–, SO42–, NO3–, Ca2+, Na+, Fe2+, Fe3+). Технохимические весы. Правила взвешивания. Определение общей и гигроскопической влаги в почве. Кислотность почвы и методы ее определения. Колориметрическое определение рН по Алямовскому. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги.Тема 3. Химическая мелиорацияИзвесткование кислых почв. Определение дозы извести. Гипсование солонцовых почв.Тема 4. Органические и минеральные удобренияУдобрения, их классификация. Органические удобрения: торф, навоз, биогумус, солома, зеленые удобрения и др. Минеральные удобрения, их классификация. Важнейшие азотные, фосфорные, калийные удобрения, их свойства. Микроудобрения. Распознавание удобрений. Нормы внесения удобрений. Приготовление растворов удобрений. Проблема охраны природы.Тема 5. Стимуляторы роста растенийФитогормоны и стимуляторы роста. Применение фитогормонов и их синтетических аналогов в растениеводстве. Гуминовые препараты – стимуляторы роста.Тема 6. Пестициды: инсектициды, фунгициды, гербицидыКлассификация и важнейшие представители пестицидов. Меры предосторожности при использовании пестицидов. Нормы применения. Влияние пестицидов на живые организмы.Тема 7. Химия в животноводствеХимический состав кормов. Минеральные элементы, их роль в кормлении животных. Кормовые химические добавки. Консерванты кормов.Тема 8. Использование древесной золы в условиях селаДревесная зола – калийное удобрение, средство для борьбы с вредителями растений, средство для улучшения кислых почв.Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Количество часов
Формы и методы проведения занятия
Тема 1. Жизнь и питание растений
4
1
Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений
2
Беседа с элементами рассказа
2
Роль химических элементов в жизни растений
2
Индивидуальные сообщения учащихся, викторина
Тема 2. Почва и ее свойства
8
3
Виды почв, их состояние. Отбор образцов почвы для агрохимических исследований. Знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв
1
Самостоятельная работа учащихся, практическое занятие
4
Правила работы в химической лаборатории. Техника выполнения основных химических операций
1
Демонстрация опытов.
5
Качественный анализ почвы
2
Самостоятельная работа учащихся, практическое занятие
6
Технохимические весы. Правила взвешивания. Определение общей и гигроскопической влаги в почве
2
Самостоятельная работа учащихся, практическое занятие
7
Кислотность почвы и методы ее определения. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги
2
Самостоятельная работа учащихся, практическое занятие
Тема 3. Химическая мелиорация
1
8
Химическая мелиорация почвы
1
Беседа с элементами рассказа
Тема 4. Органические и минеральные удобрения
7
9
Удобрения, их классификация. Органические удобрения
2
Лекция – диалог, демонстрация
10
Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения
2
Лекция – диалог, демонстрация
11
Распознавание минеральных удобрений
1
Самостоятельная работа учащихся, практическое занятие
12
Хранение и применение удобрений. Нормы внесения
1
13
Приготовление растворов минеральных удобрений
1
Самостоятельная работа учащихся, практическое занятие
Тема 5. Стимуляторы роста растений
2
14
Стимуляторы роста растений
2
Беседа с элементами рассказа, индивидуальные сообщения учащихся
Тема 6. Пестициды: инсектициды, фунгициды, гербициды
2
15
Пестициды
2
Проблемная беседа, индивидуальные сообщения учащихся
Тема 7. Химия в животноводстве
2
16
Химия в животноводстве
2
Беседа с элементами рассказа, индивидуальные сообщения учащихся
Тема 8. Использование древесной золы в условиях села
8
17
Изучение свойств древесной золы
2
Самостоятельная работа учащихся, практическое занятие
18
Использование древесной золы в качестве калийного удобрения в условиях села
2
Беседа с элементами рассказа, индивидуальные сообщения учащихся
19
Использование древесной золы для борьбы с вредителями растений
2
Беседа с элементами рассказа, индивидуальные сообщения учащихся
20
Использование древесной золы для улучшения кислых почв
2
Беседа с элементами рассказа, индивидуальные сообщения учащихся
Всего
34
ЛитератураАвдонин И.С. Агрохимия. М.: Изд-во МГУ, 1982; Анспок П.И. Микроудобрения. Справочник. М.: Агропромиздат, 1990; Артюшин Н.Л. Удобрения в интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур. М.: Агропромиздат, 1991; Безуглова О.С. Удобрения и стимуляторы роста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000; Андросова В.Г., Карпов В.А., Климов И.И. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. М.: Просвещение, 1983; Левичева Н.Б., Иванчикова И.Г. Практикум по неорганической химии. Калининград, 1997; Мельников Н.Н. Пестициды: Химия, технология и применение. М.: Химия, 1987; Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. М.: Росагропромиздат, 1990;Петербургский А.В. Основы агрохимии. М.: Просвещение, 1981; Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. М.: Колос, 1976Пустовой И.В., Корольков А.В. Практикум по агрохимии. М.: Колос, 1971; Сударкина А.А., Евсеева И.П., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М.: Просвещение, 1981.
15