Технологическая карта. Урок литературы. 10 класс. Страницы жизни и творчества Ф.И. Тютчева
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 10
Тема:
Цели:
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева, пробудить у них интерес к судьбе Тютчева.
Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики, раскрыть духовный мир поэта.
На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.
Развивать навык анализа и выразительного чтения лирических произведений.
Развивать логическое и образное мышление обучающихся.
Воспитывать интерес к поэзии, трепетное отношение к красоте природы и чувству любви.
№
Этап
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
1.
Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Готовность к уроку.
2.
Актуализация знаний
Учитель: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего в декабре1899 года занемогшего Л.Н. Толстого: «Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его». Лев Николаевич начал прерывающимся голосом: «Тени сизые смесились» Я умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич. Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова. Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: «Все во мне и я во всем», – голос его оборвался».
3.
Формулировка темы, целей урока.
???? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите ее в Рабочие карты. Поставьте перед собой 3 цели.
Записывают тему: «Страницы жизни и творчества Ф.И. Тютчева», формулируют цели.
4.
Изучение новой темы
Вступительное слово учителя.
Постановка перед обучающимися проблемного вопроса
Работа с эпиграфами
Биография
Учитель: Мы начинаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.
Вспомним, в чем особенность лирики как рода литературы?
Какова задача рода?
Что является предметом изображения в лирическом произведении?
Кто повествует в лирическом произведении?
Каково основное событие переживания в лирическом произведении?
В чем заключается задача читателя лирического произведения?
Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырехсот лирических фрагментов. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.
Н. А. Добролюбов: Тютчеву «доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Мы знаем слова поэта, обращенные к убитому Пушкину:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет
Или еще одно тютчевское стихотворение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Знамениты романсы на стихи Тютчева: «Я помню время золотое» (1836), «Я встретил вас – и все былое» (1870), посвященные Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
???? В чем же необычность судьбы и творчества Ф. И. Тютчева – человека и поэта?
Задание: К уроку вы просмотрели стихи поэта. Найдите к сегодняшнему нашему уроку эпиграф. Запишите его.
Сообщения обучающихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.
Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.
18031819 гг. детство, юность, учеба у С. Е. Раича (домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству). С 12 лет Тютчев проявил интерес к латинской литературе, занимался переводами Горация.
С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensйes» («Мысли») Паскаля импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы. В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.
С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее переехал в Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.
За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.
18221837 гг. служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине.Успех в творчестве обеспечили напечатанные в «Современнике» в 1836 г. стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии». 24 стихотворения поэта были прочитаны и одобрены П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».
1838 г. смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.1839 г. второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
1840-е гг. период становления политического мировоззрения Тютчева. 1844 г. возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».1850 год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.
1854 г. выход первого сборника стихотворений Тютчева
18501860-е гг. усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).18581873 гг. служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
1873 г. смерть Тютчева.
Просмотр видеоролика
ВЫВОД: Что необычного показалось вам в биографии Тютчева.
Отвечают на вопросы
Определяют проблемный вопрос урока.
Записывают эпиграф
Сообщения обучающихся
Смотрят видеоролик.
Делают вывод.
5.
Интерпретация стихотворений Тютчева
Поэзия для Тютчева – средство самовыражения, общение с читателем имело меньшее значение.
???? Сегодня вы выбрали для чтения на уроке стихотворения поэта, которые вам понравились. Давайте прочитаем их. После прочтения стихотворения, объясните, чем оно вам понравилось?
ВЫВОД: Дарование Тютчева с особой силой раскрылось в философских размышлениях, в лирике природы и в любовной лирике. Стихи поэта внутренне тревожны. Человек у Тютчева – частица природы, а природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Тютчева называют поэтом, способным «словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое»
???? Определите, основные темы и мотивы лирики Тютчева.
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
1. Поэт и поэзия.
2. Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба человечества.
3. Природа.
4. Любовь.
5. Россия.
6. Христианские мотивы.
Чтение и интерпретация обучающимися стихотворений поэта
Делают выводы
Отвечают на вопрос
Записывают
6.
Лаборатория исследований
ПРЕДМЕТОМ нашего исследования станет стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства» «Тени сизые смесились»
Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными образами, композиционной организацией стиха, поставим перед собой
ЦЕЛИ:
Постараемся увидеть мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики Ф.И. Тютчева)
Через осмысление авторского замысла попробуем понять отношение автора к миру, человеку.
Учитель: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени сизые смесились».
???? Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?
Задание: Постройте лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных вами ключевых образов.
Жизнь
цветзвукжизнь движеньемотылька полет
Сумрак
тени сизыепоблекнулуснулдальний гулполет незримыйсумрак тихий, сумрак сонныймгла тихий, темный, благовонный
???? О чем это стихотворение?
Учитель: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены. «Жизнь» и «сумрак» – образы из мира природы, их противостояние понятно нам как две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.
????Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.
ВЫВОД: Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого – и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии».
Если мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.
Задание: Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса, ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному звучанию, назовите их, обосновывая свою точку зрения
ВЫВОД: Противопоставлены два образа – «материальный мир» и «духовный мир».
Задание: Выпишите лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов
Материальный мир
цвет поблекнулзвук уснулжизнь, движенье разрешилисьмотылька полет сумрак зыбкий
Духовный мир
душачувствасамозабвеньеуничтоженьемир дремлющийсумрак тихийсумрак сонныйблаговонный
???? Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении?
Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая материал в таблице
Материальный мир
Духовный мир
Лексическая цепочка
Ассоциации
Лексическая цепочка
Ассоциации
цвет поблекнул
угасает, растворяется
душа
бессмертие,Вселенная,сущность,божественная суть
звук уснул
затихает, исчезает
чувства
душа, любовь
жизнь, движенье разрешились
превратились в нечто иное
самозабвенье
упоение
мотылька полет незримый//Слышен
как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо
мир дремлющий
покой,неподвижность
уничтожение
исчезновение,незаметный уход
сумрак тихий
сумрак сонный
благовонный
ладан,удовольствие,сладость
???? Для чего автор именно так изображает эти миры?
???? Какой образ сближает два противоположных мира?
???? Почему же для лирического героя происходящее – «час тоски невыразимой»? В чем причина этой тоски, такой дисгармонии?
???? Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира, слиться со Вселенной.
Как это желание выражено в стихотворении?
???? Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».
В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?
???? Каково «событие переживания», выраженное в стихотворении?
???? К каким выводам в своем исследовании мы пришли? Формулирование особенностей поэтики Тютчева.
Учитель: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».
???? В чем же особенность поэтики Тютчева?
Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его произведений.
Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира природы.
Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира природы.
Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или явлений.
Работа обучающихся в Рабочих картах.
Ответы обучающихся. Запись в Рабочих картах
Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон
Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных «пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное: Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос – Человек и макрокосмос – Вселенная.
Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир (картина мироздания) – бесконечен, вечен.
«Сумрак зыбкий» – та субстанция, которая в сознании лирического героя сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено растворение лирического героя «во всем».
Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей индивидуальности вызывает у лирического героя чувство отчаяние и тоски. «Час тоски невыразимой!..» – в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель исчезновения материального мира вызывает страх перед конечностью земного существования.
«Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром дремлющим смешай»
Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении» для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать как желанное слияние с миром духовным.
Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного мира.
Отвечают
7.
Рефлексия. Подведение итогов и выставление оценок.
Вернемся к проблемному вопросу.
?????? Так в чем же необычность лирики Тютчева???
Отвечают.
Рефлексируют
8.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Я читаю Тютчева»
Записывают домашнее задание
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Рабочая карта обучающегося 10 класса___________________________________________________________
Задание 1. Сформулируйте и запишите тему сегодняшнего урока. Поставьте перед собой 3 цели, запишите их.
Тема:
Цели урока:_____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
????ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Эпиграф к уроку:
Задание 2. Определите основные темы и мотивы лирики Тютчева.
3.
4.
5.
6.
ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРЕДМЕТ исследования: стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства» - «Тени сизые смесились».
ЦЕЛИ исследования:
Увидеть мастерство художника в изображении мира (определим особенности поэтики Ф.И. Тютчева)
Через осмысление авторского замысла необходимо понять отношение автора к миру, человеку.
Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?
Постройте лексические цепочки, соотносимые с каждым из ключевых образов
Жизнь
Сумрак
О чем это стихотворение?
Какие два мира противопоставлены друг другу?
Выпишите лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов
Материальный мир
Духовный мир
Лексическая цепочка
Ассоциации
Лексическая цепочка
Ассоциации
Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении? Допишите в таблицу.
Для чего автор именно так изображает эти миры?
Какой образ сближает два противоположных мира?
Почему же для лирического героя происходящее – «час тоски невыразимой»? В чем причина этой тоски, такой дисгармонии?
Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья». В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?
ВЫВОДЫ: К каким выводам в своем исследовании мы пришли? Сформулируйте особенности поэтики Тютчева:
Самооценка деятельности на уроке –
Предложите форму проведения последнего урока по творчеству Тютчева и Фета -
15