Разработка по литературе на тему Тайна личности А.П. Чехова
Учитель – Моисеенко Ольга Викторовна.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 классе.
ТЕМА: Антон Павлович Чехов «ВИШНЕВЫЙ САД».
Эпиграф к уроку:
«Вся Россия наш сад».
- Кому из героев принадлежит это высказывание – мы попробуем разобраться сегодня на уроке.
ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать пьесу «Вишневый сад»;
почувствовать художественное своеобразие пьесы.
Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы,
определить особенности сюжета, конфликта,
образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.
ПЛАН УРОКА:
1. Слово о писателе.
2. История создания пьесы.
3. Сюжет и конфликт.
4. Образная система. Главные герои.
5. Особенности подтекста в «Вишневом саде».
6. Жанровое своеобразие.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока
2) Слово учителя.
Хочется приступить к уроку следующими словами А. П. Чехова:
« Желание служить благу должно быть потребностью души, условием личного счастья…»
Именно этой потребности А. П. Чехов не изменял – он служил и помогал людям.
3) Учащиеся подготовили сообщения о жизни великого писателя.
Родился в январе 1860 г. в Таганроге, умер в Германии – июль 1904 г.
Дед писателя был крепостным крестьянином, который выкупил себя с семьёй на волю. Отец был владельцем бакалейной лавки в Таганроге. В талантливой семье Чехова было пятеро детей: четыре сына и дочь. Трое братьев, Александр, Антон и Евгений стали писателями, один из которых , Антон Павлович, стал одним из величайших писателей рубежа веков.
Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел дать сыновьям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в церковном хоре, и не стремясь воздействовать на их души внушением. Часто его наказания были жестоки. Это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обострённое чувство собственного достоинства. Мать, тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой и её доброта часто была для детей защитой от гнева отца. Позднее Антон Павлович писал: «талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери». Когда второму сыну, Антону, было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.
Уже будучи студентом университета, молодой Чехов, который учился на врача, писал короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте».
4) Учащийся читает стихотворение «Чеховский домик».
На берегу садового кольца
Стоит уютный двухэтажный домик,
К нему подходим, и уже с крыльца
Он нас с Антоном Павловичем знакомит.
Здесь доктор Чехов принимал больных,
Писатель Чехов сочинял страницы –
И гражданин великий их двоих
Соединил, чтоб правде утвердиться.
Достиг он зрелых творческих вершин
И помнил молодости идеалы…
Когда собрался я на Сахалин,
То в домик Чехова зашел сначала.
1970 г. Ник. Новиков.
5) Слово учителя. Чехов умер в Баденвейлере (Германия) в 1904 году, а похоронен в Москве. Писателя нет, но осталось большое наследие – его проза, библиотеки, музеи. Но ещё хочется отметить чеховские афоризмы, которые мы употребляем в речи и на сегодняшний день.
1. «Краткость – сестра таланта».
2.« В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли».
6) Обратимся к названию пьесы и её героям.
- Какие чувства у Чехова вызывает сад?
Сад для Чехова связан с радостью, красотой, с трудом, будущим, но не с печалью о прошлом.
В одном из писем 1889 года Чехов пишет: «Погода чудесная. Всё поёт, цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный. Стволы яблонь, груш, слив выкрашены в белую краску, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
7) Герои пьесы: кто они?
Слово учителя. «Вишневый сад» - пьеса о людях, не только потерявших прекрасное имение, но и утративших ощущение времени.
Чехов писал: «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела, никого не обвинил, никого не оправдал…». Это право он оставляет за читателем.
8) История создания. (Подготовили учащиеся)
Замысел «Вишневого сада» относится к началу 1901 г. В 1902 г. формировался сюжет, а далее до октября 1903 г пьеса писалась с перерывами из-за болезни. Пьеса включает в себя немало автобиографического. Многие жизненные явления, положенные в основу сюжета, Чехов лично наблюдал в течение всей жизни. На создание пьесы ушло более двух лет напряжённого труда.
Вопросы классу. - Какие элементы автобиографичные в пьесе?
- Что напоминает прошлое Лопахина?
- Какое событие происходит в 3 действии пьесы, напоминающее эпизод из жизни Чехова?
8) Жанровое своеобразие. (Подготовили учащиеся)
- Какова проблема жанра?
«Вишневый сад»: пьеса, комедия или драма?
-Рассмотрим, как определяется жанр произведения.
Жанровое своеобразие всегда вызывало споры. Сам Чехов называл пьесу комедией в 4-х действиях; (хотя и комедией особого типа). Кто-то считал пьесу трагедией, кто-то лирической комедией. Сам Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор отказал персонажам пьесы в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Трагический герой должен быть истинно страдающим, обладать сильным характером. Но какие могут быть сильные характеры у «безвольных», «хныкающих», «разуверившихся» героев?
Вопросы классу. - Что есть в пьесе смешного? - Какие эпизоды?
Слово учителя. Пьеса Чехова и смешна, и трагична одновременно. В ней много плачущих, но это не драматические рыдания.
9) Анализ пьесы. Знакомство с действующими лицами.
Слово учителя. Для анализа пьесы необходим список действующих лиц, что поможет войти в мир «Вишневого сада». Предлагаю следующим образом познакомиться с героями пьесы.
Задание. В афишу, представляющую героев «Вишневого сада», включены несколько персонажей из других произведений Чехова. Восстановите подлинную афишу, внесите в неё недостающие имена персонажей.
Раневская любовь Андреевна, помещица;
Аня, её дочь, 17 лет;
Тригорин Борис Алексеевич, беллетрист;
Старцев Дмитрий Ионыч, врач;
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец;
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик;
Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик;
Гуров Дмитрий Дмитриевич, служ. банка.
- Кого из персонажей чеховской пьесы не хватает в афише?
10) « Образ вишневого сада».
- О чем пьеса «Вишневый сад», каков её сюжет?
- Где происходит действие пьесы?
Тема чеховской пьесы – разрушение дворянских усадеб в конце 19 века, переход их в руки капиталистов. Имения раскупались по низким ценам для какой-либо выгоды.
В основе комедии- судьба вишневого сада, с ним связано всё.
- Как образ вишневого сада пронизывает действия пьесы? Что мы узнаём в каждом действии?
1 действие. Вишневый сад ваш продаётся за долги.
2 действие. 22 августа будет продаваться вишневый сад.
3 действие. «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду».
4 действие. «Вдали стучат топором по дереву…»
11) - Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?
- Для кого из героев подходит следующая характеристика?
1. Прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. (« Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, замечательное. Так это только вишневый сад»).2. БАРСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ. ( «В прежние времена, лет сорок назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»)
3. ВОСПОМИНАНИЕ О ПРОШЛОМ – дед и отец были крепостными; надежды на будущее.(«Если вишневый сад отдавать в аренду под дачи, то будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода… Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»).
4. ВИШНЕВЫЙ САД СИМВОЛИЗИРУЕТ КРЕПОСТНИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ. ( «Неужели с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…»).
5. СИМВОЛ ДЕТСТВА, САД-ДОМ, НО С ДЕТСТВОМ ПРИХОДИТСЯ РАССТАВАТЬСЯ, НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ. («Отчего же я не люблю вишневого сада , как раньше… Мы насадим новый сад, роскошнее этого!»).
12) Система героев.
Слово учителя. Мы организуем систему образов, попробуем обсудить, проанализировать, сказать главное о персонажах пьесы.
( Учащиеся подготовили сообщения по каждому образу героя пьесы.)
1. Образ Раневской.
2. Образ Гаева.
3. Образ Лопахина.
4. Образ Ани.
5. Образ Трофимова.
6. Образ Яши.
7. Образ Фирса.
Дополнительные вопросы по системе образов:
- Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?
- Какие примеры «наигранной» доброты мы наблюдаем у Раневской?
- Как вы думаете, кто испытывал по-настоящему искренние чувства к саду?
- Почему Аня доверяет Пети Трофимову?
- Чем отличаются слова Трофимова от Лопахина?
- Почему Фирс остаётся в имении и не уходит, когда это возможно?
- Каким мы представляем молодого лакея? Что его удерживает в имении?
13) Слово учителя. Мы рассмотрели некоторые главные образы, постарайтесь ответить на вопрос.
- Кого из героев мы можем отнести:
РОССИЯ ПРОШЛОГО --------- ?СОВРЕ МЕННАЯ РОССИЯ ------ ?БУДУЩАЯ РОССИЯ --------------- ?14) Слово учителя. Выслушаем два монолога. Попробуем рассмотреть, чем отличаются слова Трофимова от слов Лопахина. Докажем словами из текста.
А) Учащийся читает наизусть монолог Трофимова. «Вся Россия наш сад….»
Б) Учащийся читает монолог Лопахина. «Вишневый сад теперь мой!...»- На какой версии остановимся? Какая версия побеждает, почему? Докажите.
ЛОПАХИН:
1. Человек действия, неутомимый труженик; его идеал – сделать землю богатой и счастливой.
2. В нем нет духовного начала, его побеждает жажда наживы.
Дополнительные вопросы:
- Выходит ли Лопахин победителем в схватке со временем?
- Какую роль в финале играет образ вишневого сада?
- Какую роль в последнем действии пьесы играет такой художественный образ, как звук оборванной струны?
15) Подведение итогов урока.
Учитель читает стихотворение.
ЧЕХОВСКИЙ САД.
За увитой ветками оградой,
Как во сне я вижу этот сад.
Он стоит, не тронутый распадом,
Как и двадцать лет тому назад.
До последней черточки знакомаИ щемящей нежности полнаОдинокость чеховского дома,
Грусть венецианского окна.
Сад для Чехова – это символ Родины, её прошлого и будущего. Прошлое – это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани, это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом». Это символ крепостничества для Пети и Лопахина.
Будущее – это постройки дач, чтобы внуки и правнуки увидели новую жизнь. Вперед к новой жизни!