Учебный проект «Сбережем жизнь елочке!»
Тема: Учебный проект «Сбережем жизнь елочке!»
Цели:
Обучающая:
Формировать предметные компетентности:
ценностно-мировоззренческую – формировать представление, расширять, систематизировать знания об хвойных деревьях, сознательное отношение к сохранению леса и природы в целом;
творческо-деятельную – формировать поисковый интерес к изучаемому материалу, умение не останавливаться на достигнутом;
интеллектуальную – учить работать в условиях поиска, анализа, расширять кругозор, стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
перцептивную – учить проявлять творческую самостоятельность, организовывать личную деятельность, придерживаться правил этики, сотрудничества, переносить известные способы действий в новые, нетипичные ситуации;
фенологическую – учить наблюдать за изменениями в живой и неживой природе;
гражданскую – формировать социально зрелую личность, гражданина, патриота своей Родины;
Развивающая:
Развивать ключевые компетентности:
коммуникативно-языковую – совершенствовать умение высказывать собственные мысли о значении энергосбережения;
социально- коммуникативную - развивать умение общаться в группах, диалогическую и монологическую речь учеников, навыки высказывать собственные мысли четко и последовательно, презентовать свою работу;
информационно-познавательную – развивать умение владеть информацией, поиска новой информации, связь с современностью;
самообразования и саморазвития – развивать аналитические способности, работать с учебниками, дополнительными источниками знаний, пространственное воображение;
продуктивно-творческую – стимулировать творческую деятельность учащихся, развивать экологическое, эмоционально-образное мышление;
здоровьесберегающую – формировать правильную осанку, проведение физкультминутки, развивать потребность в здоровом образе жизни.
Воспитательная:
Воспитывать :
первоначальные умения и навыки экологически грамотного мышления и поведения детей в природе;
учить понимать и ценить разную красоту: живого растения и эстетично оформленного предмета;
понимание важности сохранения природы; бережное отношение к природным ресурсам; привлекать внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; создавать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии.
любовь к своей стране, выражающуюся в интересе к её природе, в желании участвовать в её делах и событиях.
Цель проекта:
привлечь внимание участников учебно - воспитательного процесса к проблеме охраны природы через сохранение хвойных насаждений в новогодний период.
привлекать детей к практической деятельности по рациональному использованию природных ресурсов;
показать последствия предновогодней вырубки деревьев;
убедить детей и родителей использовать альтернативные виды новогодней ели;
Задачи проекта:
Сформировать несколько творческих групп проекта.
Распространить информацию о проекте среди учащихся класса их родителей, учеников вторых классов нашей школы.
Определить и организовать виды деятельности, предлагаемые учащимся для самостоятельной работы и работы в группе, в классе.
Провести анализ результатов проекта.
Распространить информацию о результатах проекта.
Ожидания от результатов проекта:
Научить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой;
сформировать бережное отношение к окружающей среде, ко всему живому, умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе.
Получение детьми личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды.
Вид проекта по доминирующей деятельности: информационно-творческий.
Продолжительность: 10 дней.
Тип урока: Урок применения знаний, навыков и умений.
Межпредметные связи: чтение, трудовое обучение, изобразительное искусство, математика.
Внутрипредметные связи: экология, фенология.
Оборудование: тетради, презентация, видеозаписи, детские рисунки, макеты елок, буклеты, плакаты.
Интерактивные технологии:
«Обучая – учусь»;
Методы, формы и приемы работы:
методы: проект, беседа, формирование ожидаемых результатов, работа с книгой, частично-поисковый, репродуктивный;
приемы: ассоциативный куст, создание эмоционального фона, «Продолжи фразу» «Рефлексивная мишень»;
форма работы: групповая, коллективная, фронтальная, самооценивание;
Опережающие задания:
изучить литературу и статьи Интернета о хвойных деревьях;
выявить совместно с родителями местные экологические проблемы;
определить, путём опроса, какую ёлку ставят на новогодние праздники учащиеся нашего класса;
узнать, как можно использовать срубленное дерево;
выяснить, есть ли альтернатива живой ёлке;
изготовить модель ели из подручных или природных материалов для участия в школьной выставке;
создать и выпустить агитационный буклет;
Ход урока
І. Ориентация, мотивация деятельности учащихся. ( Подготовка к активной деятельности).
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно дел и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделитьсяИ ответную искру зажечь.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу! Пожелайте друг другу успеха на уроке.
- Ребята, каждый день мы наблюдаем за погодой, природой.
- Давайте подведем итог фенологических наблюдений.
(Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях)
- Ребята, какое сегодня число? (22 декабря)
Работа с учебником с.79
ІІ. Целеполагание.
Мы в течение 10 дней работали над проектом «Сбережем жизнь елочке!», выполнили первые три этапа:
1.Организация проекта.
2. Планирование проектной деятельности
3. Реализация проекта.
Сегодня у нас последний, заключительный этап – Презентация проекта и собственной деятельности в нем. Но прежде, чем приступить к этой работе, нам придется еще потрудиться. Каждой группе нужно представить свой продукт деятельности. (Представление групп)
Журналисты;
Экологи;
Волонтеры;
Дизайнеры;
Актеры.
2.Мотивация учебной деятельности.
- какой праздник приближается к нам? (Новый год)
- «Копилка почемучки» Новый год – сказочный праздник в преддверьи которого исполняются все желания. Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно! Ведь этот день празднуют все народы с древних времён. Правда, к каждому народу Новый год приходит в своё время. Кроме того, существует множество разных традиций и обычаев.
Долгое время древние славяне праздновали Новый год 1 марта. Они подарили нам традицию зажигать огоньки на новогодних ёлках. Зажигание огня обещало хороший урожай. Позже Новый год стали отмечать 1 сентября.
Более 300 лет тому назад, в 1700 году, царь Пётр I приказал праздновать Новый год 1 января. Тогда же появилась традиция украшать ёлки, устраивать фейерверки и новогодние костюмированные карнавалы.
Прием «Ассоциативный куст»
- Ребята, а с чем у вас ассоциируется праздник Новый год? (Карнавал, мандарины, подарки, гирлянды, фильм «Один дома», елочка, украшение дома…)
- Традиционно незаменимой гостьей на празднике является елка.
Прием «
- Когда я была маленькой и мне говорили загадать желание под елочкой, я все время думала: «А о чем мечтает елочка в лесу под Новый год?». Тогда мне казалось, что она мечтает стоять «красавицей» у нас в гостинной комнате. Теперь я понимаю, если бы елочка могла мечтать, она, наверное, мечтала бы не быть срубленной топором браконьера по новый год.
- Конечно празднование Нового года должно быть. Дети должны вдыхать аромат хвои, проводить праздник в новогодних костюмах, радоваться приходу Деда Мороза и Снегурочки, срывать сладости с пахучих зеленых веток, любоваться блеском разноцветных гирлянд. Но нужно учесть и то, чтоб дети наших детей не задохнулись без «Легких Украины»
- Что мы можем сделать? (Варианты ответов)
- Радикально изменить свое отношение к лесам и подумать над тем, как сберечь и приумножить лесное богатство Украины.
3. Определение ожидаемых результатов.
- Чего вы ожидаете от урока? (Презентовать и защитить содержание проекта; Находить способ его практического применения; Оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников.)
ІІІ. Целереализация.
1. Проверка домашнего задания;осознание и корректировка опорных знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного выполнения практичных заданий урока.
2. Общий инструктаж,осознание алгоритма действий ( осмысление содержания и последовательность практических действий).
- Сегодня каждая группа презентует свою работу.
- Сеачала выступит группа «Журналистов», которые расскажут нам какие елки ставят дома ученики нашего класса, и куда они их девают после праздника. Какова стоимость новогодней ели из искусственного материала и живой лесной красавицы.
«Журналисты» - мы провели анкетирование среди учеников нашего класса и их родителей.
Вопросы анкеты:
Что вы планируете украшать к Новому году ель, сосну или искусственную елку?
Что вы делаете с деревом после праздника?
Как можно использовать ель после праздника?
Какую альтернативу можно предложить настоящему дереву?
Результаты анкетирования:
- Так же мы узнали сколько стоит ель или сосна живые-
- Искусственные-
Промежуточный итог:
Физминутка
- «Экологи» разузнали о роли хвойных лесов в жизни человека и животных.
очищают воздух;
участвуют в круговороте воды в природе;
используется как сырье для изготовления бумаги, мебели, лекарств;
используются в качестве зоны отдыха и лечения болезней дыхательных путей.
дерево достигает 20-50 м в высоту, доживает до 500 лет. К роду елей относятся 45 видов, растущих по всему свету. Оказывается рост деревьев медленный. Чтоб ель достигла 1 метра ей нужно расти 10-15 лет.
ель дружит с многими животными. Клесты строят на ели гнёзда и выводят птенцов. Полёвки и лесные мыши лакомятся семенами еловых шишек. А в ельнике мышей караулят филины. Медведи любят устраивать берлоги под ёлками. Синицы поедают насекомых на стволах елей. Белки вытаскивают семена из шишек елей.
-преимущества искусственной ели :
Прослужит не один год;
Удобна в хранении;
Легче устанавливается и убирается;
Благодаря огромному выбору форм, цветов и размеров вы сможете подобрать наиболее подходящую елку к вашему интерьеру или просто купить такую, какую ваша фантазия пожелает.
Искусственная елка никогда не осыпается, и вам не придется убирать по всему дому иголки, когда закончатся праздники.
Все искусственные елки производятся из специального пожаробезопасного материала. Искусственные елки не вызывают аллергии.
«Волонтеры» Разработали агитационные листовки в защиту елочек. Распространили их среди учеников 2 классов. И жителей микрорайона.
Физминутка
«Дизайнеры» Действовали под девизом: «Чтобы елки не рубить, их нам нужно смастерить» Предложили альтернативные варианты новогодних елочек.
Конкурс моделей искусственных елей в классе;
Приняли участие в школьном конкурсе на лучшую дизайнерскую новогоднюю ель.
ІV. Рефлексивно-оценивающий этап.
1.Подведение итогов урока.
Прием «Продолжи фразу»
Участвуя в проекте я…
Я понял…
Мне понравилось…
Было трудно…
Теперь я знаю, умею, буду…«Актеры»
Мне ёлку купили! Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе.
Хорошие дяди, весёлые тёти.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень – и она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая.
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой
не спиленной ели!
2. Рефлексия.
Плакат «Все в наших руках»
-ребята, кому понравилось участвовать в проекте, работать над общим делом – зеленая ладошка.
-у кого возникли трудности и было не интересно – красная.
- В заключении хочется напомнить всем людям: относитесь бережно к природе, к окружающему миру. Пусть в наших домах на праздник будут ёлочки, но искусственные, сделанные своими руками, а в парке, в лесу мы будем наслаждаться ароматом «живых» сосен и елей.