ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Своё рассуждение об элективных курсах мне бы хотелось начать со слов, которыми Мефистофель обращается к своему Ученику в поэме И.В. Гёте «Фауст»:
«Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет».
Как часто к нам обращаются дети с вопросом «Зачем мы учим эту химию?» На школьных уроках у учителя почти не остаётся времени посвятить учеников в историю становления науки, раскрыть её многогранность, а главное показать практическую направленность предмета. И если современная школа становится профильной, то перед нами открывается прекрасная перспектива найти единомышленников среди учеников, которые по-настоящему увлекутся химией. И одним из реальных путей является организация элективных курсов в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Выбранная мной тема для инновационной деятельности является актуальной, так как она:
позволяет реализовать одно из стратегических направлений модернизации Российского образования – переход к компетентностно-ориентированному обучению;
сочетается с методической темой района и школы – «Управление качеством образования на основе компетентностно-ориентированного подхода»;
позволяет повысить качество образования, которое представляет собой не только систему накопленных знаний, умений и навыков, но и сформированность ключевых компетентностей.
Новизна работы заключается в том, что реализация компетентностно-ориентированного подхода осуществляется не только в рамках урока, но и через изменение содержания и совершенствование образовательного процесса в рамках элективных курсов. Два курса «Химия в быту» и «Химия в вопросах и ответах» являются авторскими и имеют практико-ориентированную направленность.
Разрабатывая программы элективных курсов, мне хотелось отобрать такой материал и организовать так деятельность учащихся на занятиях, что бы с одной стороны их интерес к предмету поднялся до уровня интереса к науке, а с другой учесть и компетентностный подход в образовании. Химия относится к академическим учебным предметам у которой возможность реализации компетентностного подхода оценивают как «среднюю», т.к. основу её содержания составляют теоретические знания. Исходя из этого можно определить, что формировать ключевые компетентности можно через:
подбор компетентностных форм и методов обучения;
акцентирование прикладных аспектов содержания;
интеграцией с учебными предметами компетентностной группы.
Мною были разработаны программы следующих элективных курсов:
«Химия в вопросах и ответах» - 9 класс;
«Химия вокруг нас» - 9 класс;
«Химическая кинетика в опытах» - 9 класс;
«Теоретические основы органической химии» - 10 класс.
Для учащихся 10 – 11 профильных классов подобраны, откорректированы и введены в практику элективные курсы:
«Основные стехеометрические законы» - 11 класс;
«Именные реакции в органической химии» - 10 класс.
Изучая теоретическую основу предмета, учащиеся осваивают предметные знания, умения и навыки, которые могут быть эффективно использованы на практике только в том случае, если человек обладает необходимым набором различных компетенций.
Если рассматривать элективные курсы, как средство формирования ключевых компетентностей, то при разработке рабочих образовательных программ особое внимание я уделил отбору содержания и поиску форм и методов проведения занятий.
При отборе элементов содержания элективного курса я руководствовался такими принципами, как:
научность содержания;
его доступность для учащихся;
принцип практического применения знаний;
профессиональная направленность интересов учащихся данного профиля;
принцип интеграции знаний, полученных за предыдущий период обучения.
Проектирование любого занятия начинается с определения его цели и задач. Задачи, определяемые в элективном курсе предпочтительнее определять посредством действий учащихся, т.к. главное в занятии - научить ученика действовать самостоятельно. А это главное условие овладение ключевыми компетенциями. Например, мною были поставлены следующие задачи:
Научиться выполнять практические работы поискового и исследовательского характера;
Научиться использовать различные источники информации, в том числе Интернет;
Научиться обобщать, анализировать полученную информацию.
Рассмотрим некоторые методы, применяемые мною при проведении элективных курсов для формирования ключевых компетентностей. Используемые методы можно разделить на группы, в соответствии с основными видами действий.
Методы формирования информационной компетентности.

Поиск и сбор информации.

Метод
Название элективного курса
Задания для учащихся на элективных курсах.

Поиск информации
«Химия вокруг нас»
Занятие № 2 «Изделия из Египта и Китая»

«Химия в вопросах и ответах»
Занятие № 3 «Мой-до-дыр»
Подобрать материал для выступления по истории фарфора и фаянса.


Подобрать материал о химическом составе моющих средств.

Обработка информации

Упорядочение информации
«Химия вокруг нас»
Занятие № 1 «Из чего мы строим дом?»
В ходе занятия составить рисунок дома с подписями материалов, необходимых для строительства, начиная с фундамента и кончая крышей.

Составление различных форм наглядности для подачи информации
«Химия вокруг нас»



«Химия в вопросах и ответах»
Учащиеся делали презентации по темам занятий: «Фарфор и фаянс».
Презентация по теме «Металлы в жизни человека».
Реферат «Химический состав моющих средств и влияние их на здоровье человека».
Проект «Влияние химического состава зубных паст на здоровье человека»

Интерпретация, анализ и обобщение полученной информации.
«Химия в вопросах и ответах»
Занятие № 5 «Химия изучает рекламу»
Учащиеся выступают в роли младших научных сотрудников Испытательного центра товаров бытовой химии и пишут письма-ответы на вопросы зрителей реклам различных товаров.

Передача информации

Подготовка докладов, плакатов, стендов, презентаций.
«Химия в вопросах и ответах»
«Химия вокруг нас»
Выступления учащихся на заключительных занятиях, миниконференциях.


Методы формирования коммуникативной компетентности.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Метод
Название элективного курса
°Задания для учащихся на элективных курсах.

Выступление с сообщением, докладом, рефератом
«Химия в вопросах и ответах»
«Химия вокруг нас»
Выступления учащихся на заключительных занятиях, на школьных и районных конференциях.

Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью.
«Химия в вопросах и ответах»

В ходе работы над проектом «Влияние химического состава зубных паст на здоровье человека» были проведены беседы с зубными врачами и продавцами магазинов, а так же опрос населения о применяемых зубных паст.


Методы формирования проблемной компетентности.

Метод
Название элективного курса
Задания для учащихся на элективных курсах.

Проблемная ситуация
«Химия в вопросах и ответах»

В гостях вы «посадили» жирное пятно на костюм. Ваши действия?

Решение задачи несколькими способами, определение наиболее оптимального из них.
«Основные стехеометрические законы»
Расстановка коэффициентов в схемах окислительно-восстановительных реакций методами электронного баланса и полуреакции.

Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст.
«Химия в вопросах и ответах»
Занятие № 8 «Химия и пищи»
Исследование качества питьевой воды.





Методы формирования технологической компетентности.

Метод
Название элективного курса
Задания для учащихся на элективных курсах.

Действие по алгоритму
«Химия вокруг нас»
Занятие № 6 «Азбука химчистки»

«Основные стехеометрические законы»
Практическое занятие по пятноудалению в домашних условиях.

Решение подобных расчётных задач.

Действие по инструкции
«Химическая кинетика в опытах»
Проведение лабораторных опытов техникой полумиерометода.

Методы формирования рефлексивной компетентности.

Метод
Название элективного курса
Задания для учащихся на элективных курсах.

Анализ своей деятельности.
Все элективные курсы. Заключительные занятия
Подготовка минипроектов, минирефератов, электронных презентаций и выступление по вопросу «Чему мы научились на элективном курсе?»


Для формирования коммуникативной компетентности большое значение имеет выбор форм обучения. Поэтому на своих занятиях я использую чаще групповые, парные, коллективные (дискуссия) формы организации познавательной деятельности. Именно они позволяют ученику почувствовать себя частью коллектива, побывать в роли «руководителя», «подчинённого», «выступающего», «рецензента», «слушателя», «оппонента» и других. Особо уделяю внимание применению нетрадиционных форм проведения занятий: семинары, дискуссии, круглые столы. На элективных курсах для 9 класса применяю элементы игровой технологии.
В течение нескольких лет в моей химической лаборатории была сформирована информационно-образовательная среда. Учащимся доступны научно-популярная химическая литература, энциклопедии, справочные издания, медиапрограммы, наличие компьютера и выход в Интернет в компьютерном классе. Также для проведения экспериментальной части элективных курсов подобрано лабораторное оборудование и реактивы, наглядные пособия.
Результатом моей инновационной деятельности в данном направлении можно считать:
Регулярный выбор учащимися 9-х классов в течение 4 лет элективных курсов «Химия вокруг нас» и «Химия в вопросах и ответах».
70% девятиклассников, начавших обучение на курсах, заканчивают их.
Качественно проведенная предпрофильная подготовка позволила перейти к преподаванию предмета на профильном уровне с 2005 – 06 учебного года. В течение 3-х лет я работаю в профильных группах.
Учащиеся профильных групп, а также 9-тиклассники входят в естественно-научную секцию НОУ и регулярно выступают на заключительных школьных конференциях.
Сформированность у учащихся ключевых компетентностей:
- информационной, так как они умеют пользоваться любыми источниками информации;
- коммуникативной, так как владеют монологической речью, могут поддерживать диалог и полилог;
- проблемной, так как могут выполнять практические работы поискового и исследовательского характера;
- технологической, так как умеют работать по инструкции;
- рефлексивной, так как могут выявлять плюсы и минусы в своей деятельности и продумывать пути преодоления трудностей, возникших во время работы.
Написание учащимися проектно-исследовательских работ показывает, что учащиеся владеют большинством ключевых компетентностей. В 2005 – 06 учебном году Мушкина Настя и Коновалова Юля выступали со своей презентацией «Изделия из фарфора и фаянса» на районном конкурсе «Компьютер в школе». В 2006 – 07 учебном году Вершинин Дима участвовал на районной экологической конференции с исследовательской работой «Влияние химического состава зубных паст на здоровье человека» и занял 2 место. Гусев Максим с проектом «Алхимия: наука или лженаука» выступал на районной конференции учителей химии и биологии, посвященной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, а так же с работой «Три службы Родине», посвященной деятельности Д.И. Менделеева в областном конкурсе «Компьютер в школе».
Хорошие результаты показали выпускники первой профильной группы. Из 4- человек двое поступили в ГГУ г. Кирова на отделение «экология», сдав химию на «8» и «9» баллов их «10» возможных. Один из выпускников учится в Кировском медицинском колледже. Это говорит о том, что ученики выбрали профессии в соответствии с их профилем обучения.
Практическую значимость элективных курсов подтверждают высказывания девятиклассников:
- «Элективный курс по химии очень познавательный. Я узнала многие парадоксальные вещи» (Коробейникова Катя)
- «Мне очень понравился этот курс химии. Он учит интересным и полезным вещам, показывая само явление процессов, которые мы привыкли видеть каждый день, не задумываясь о сути их действия» (Шелгунов Максим)
- «Мне очень понравился данный курс по химии. В нем мы узнали информацию, которая поможет нам в жизни, в быту» (Багно Елена).
И закончить мне бы хотелось латинским афоризмом, который очень соответствует нововведениям в образовании сегодняшнего дня «Non schole set vite discimus» (Не для школы, а для жизни мы учимся).
15