Картотека дидактических игр и упражнений в детском саду
Картотека дидактических игр и упражнений по лексической теме “животные дальнего востока”.
Как ласково.
Рысь - рысенок Лось - лосикМышь - мышонок Еж - ежик
Медведь - медведушкаЗаяц - зайчик
У кого - кто?
У бурундука – бурундучок, бурундучата.
У кабана – кабаненок, кабанята.
У соболя – соболенок, соболята.
У волчихи -…
У тигрицы -…
У медведицы -… и т.д.
Один-много.
Бурундук - много бурундуков – бурундучат,
Соболь – много соболя – соболят.
Лось, косуля, бобр, олень т.д.
Чей? Чьи? Чья?
хвост лапы мордакабан кабаний кабаньи кабанья
барсук
хорек
енот
куница
Назови лишнее слово
Кабан, кошка, рысь, хорек, олень (кошка);
Косуля, волк, баран, тигр (баран);
Глухарь, сова, тетерев, белка. (белка).
Скажи правильно
Олененок у оленихи.
Барсучонок у …
Тигренок у …
Бурундучок у …
Опиши животное:
- название;
- где живет? (Дальний Восток, берлога, нора, дупло …)
- как выглядит? (окраска, длина шерсти т.д.)
- где добывает корм?
- как защищается?
- что ест?
- у него есть враги?
- как называют его детенышей?
Назови детенышей
У лисы – лисенок.
У медведя - …
У бурундука - …
У тигра - …
У лося - …
У бобра - …
У белки - …
Кто как голос подает?
Лиса (тявкает), медведь (рычит), еж (фыркает) и т.д.
Кто больше? (описать животное, употребив как можно больше слов-признаков)
Волк какой? Лиса какая? Медведь какой? Еж какой? Белка какая?
Заяц, лис, тигр, еж, …
Сосчитай до пяти
Один медведь..Один заяц…
Один еж…
Одна лиса…
Одна белка…
Один серый волк…
Одна рыжая лиса…
Один полосатый барсук…
Один косолапый медведь…
Один глупый мышонок…
Назови семью.
папа бурундук
мама бурундучихадетеныш (и) бурундучонок (бурундучата)
Лось, соболь, кабан, тигр.
В чем сходства и различия?
Бурундук и хорек; олень и лось; барсук и лиса.
Вопросы на засыпку!
У кого больше лап – у барсука или у лисы?
Кого (чего) больше – соболей или соболиных ушей?
Сколько ушей у двух зайцев? А ног?
У кого длиннее хвост у куницы или кабана?
Это кто?
Рыжий, полосатый, ловкий - …
Хищный, серый, злой - …
Ловкая, пятнистая, на ушках кисточки - …
У кого?
У оленя – олененок,
У бобра – бобренок,
У бурундука – бурундучонок.
Назови самое длинное слово?
Тигр, лисица, кабан, косуля.
Медведь, белка, куница, рысь
Лиса, бурундук, волк, соболь.
В чем ошибка?
Тигренок – это детеныш рыси.
Лосенок – это детеныш оленя.
Бурундучонок – это детеныш бобра.
Закончи предложение
В берлоге живет…
В норе может жить…
В дупле живет…
Зимой в лесу можно встретить…
Зимой в лесу никогда не увидишь…
Объясни:
Словечко: косолапый, длинноухий, травоядные, земноводные, животные.
Исправь ошибку
Рыжая куница.
Полосатая бурундук.
Пятнистое олень.
Когтистое животная.
Подбери парное слово
Берлога – дупло, медведь - …(берлога).
Лиса – хитрая, заяц - …(трусливый).
Скажи наоборот
Смелый – боязливый.
Злой - …
Молодой - …
Вспомни
Вспомни сказки, где героями были:
Заяц, волк, медведь, лиса. (Колобок)
Лиса, медведь. (Лиса и медведь)
Медведь, ежик, лис, волк, кот, кабан, зайчиха. (Крашеный лис)
Вспомни не менее 10 названий лесных животных.
Охотник.
Кого охотник поймал в лесу?
Оленя, тигра, медведя, куницу, кабана, лося, зайца, волка, лису ….
Чей дом?
Берлога – дом медведя.
Логово -…
Нора - …
Дупло - …
Кто?
Прыгает, кусается, пугается, прячется, нападает, крадется, спит, охотится, хитрит, ползает, бросается.Чем отличаются слова?
Лежать – копать.
Берлога – дупло.
Нора – дыра.
Что кому дать?
Орехи - белке Грибы - …
Мед - … Кору - …
Кто ушел?
Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных. Запомни и отвернись. Логопед в это время убирает одну картинку. Кто ушел?
Про кого говорят?
Залегает в берлогу - …,
Делает запасы в дупле - …,
Лапу сосет - …,
Впадает в спячку - …
Кому что?
Рыбу – выдре, землянику - …,еловые веточки - …, кору - …, грибы - …, орехи - …
Какое слово самое короткое?
Лежебока, берлога, медведь.
Волк, рысь, куница, еж.
Бобр, волк, тигр, медведь.
Кто?
Мычит…
Рычит…
Тявкает…
Фыркает…
Какой? Какая? Какое?
Лиса – пушистая, рыжая, красивая и т.д.
Волк - …
Заяц - …
Медведь - …
Тигр - …
Назови диких животных
Осел, косуля, рысь, тигр.
Кролик, выдра, ёж, попугай.
Олень, лось, морж, бурундук.
Куница, заяц, соболь, черепаха.
Список использованной литературы
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - / З.Е. Агронович. – СПб. – 2010.
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. / Л.Н. Арефьева. – М. – 2004.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / О.И. Крупенчук. – СПб. – 2004.
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. / С.И. Карпова, В.В.Мамаева. - СПб. – 2008.
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. / С.И. Карпова, В.В.Мамаева. - СПб. – 2008.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д, СПб. – 2004.
Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. / В.И. Мирясова. – М. – 2008.
Османова Г.А Логопед-родителям. / Г.А. Османова. – СПб.- 2009.
Желаем успеха!