Изобразительное Искусство 3-тий год 144 часа


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Колледж декоративно-прикладного искусства
имени Карла Фаберже
Развивающая программа
по предмету:
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (3-й год) -144 часа
На 144 часа
третий год обучения
Возраст детей – от 10 до 13 лет
Москва
2016
Пояснительная записка
Направленность.
Направленность программы - художественно - эстетическая. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Актуальность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании обучающихся. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
В современном компьютеризированном мире практически в корне утеряны традиции художественной культуры, этического и эстетического воспитания детей. Поэтому актуальность данной программы заключается в приобщении обучающихся к истокам мирового и, конкретно, русского художественного искусства, в умении рассмотреть особенности отдельных составляющих окружающего нас мира. Практическая деятельность обучающихся направлена на воспитание видения красоты, обогащение духовного начала.
Новизна программы.
Программа основана на принципе воспитывающего обучения и предполагает решение в процессе преподавания не только учебных, но и воспитательных задач. Содействие нравственному и эстетическому развитию обучающихся, является основополагающим моментом данной программы.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность данной программы прослеживается в комплексе экологического и эстетического воспитания детей, как взаимодополняющих и обогащающих друг друга направлений. В процессе занятий у обучающихся развивается способность видения красоты отдельных предметов и явлений, взаимопонимание между сверстниками, чувство товарищества, дети приобретают такие качества как: аккуратность, прилежание, трудолюбие, настойчивость и др.
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
 знакомство с жанрами изобразительного искусства;
 знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
 овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
 приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением обще учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
 развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
 развитие колористического видения;
 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
 формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
 развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
 формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
 воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
 воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 144. Возраст обучающихся: третьего года обучения – 10 - 13 лет. Наполняемость учебной группы: 10-12 чел.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.
Занятие рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе рисунка с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в третий год обучения – два раза в неделю по 2 часа;

Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения обучающимися изобразительной грамоты. Будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу третьего года обучения, обучающиеся будут знать:
 основные и дополнительные цвета;
 цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
 понятие симметрии;
 контрасты форм;
 свойства красок и графических материалов;
 азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

уметь:
 смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
 правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
 грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
 работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие обще учебные умения и личностные качества:
 умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
 самостоятельность;
 уверенность в своих силах.
 умение воспринимать конструктивную критику;
 способность к адекватной самооценке;
 умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
 трудолюбие, упорство в достижении цели;
 эмпатия, взаимопомощь.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
 текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
 итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется через отчётные просмотры законченных работ.

Учебно-тематический план
по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (3-й год) -144 часа
на 144 часа.
Третий год обучения
Возрастная категория от 10 до 13 лет
Ресурсы творческого развития личности
Разработчик: Андреева Е.Г.
Продолжительность занятий 2 часа, два раза в неделю.

Наименование разделов и дисциплин Всего часов Распределение часов по неделям
В том числе Форма контроля
Теория Практические занятия Рисунок «Драпировка» - цветные карандаши. 6 20 мин 6 просмотр
Рисунок куб, шар, конус. 8 20 мин 8 просмотр
Натюрморт из трех предметов, акварель. 6 20 мин 6 просмотр
Рисунок «чашка с ложкой» 8 20 мин 8 просмотр
Натюрморт из трех предметов, акварель. 6 20 мин 6 просмотр
Рисунок «череп» 8 20 мин 8 просмотр
Изображение церкви (перспектива и колористическое решение, акварель). 10 20 мин 10 просмотр
Маки, пастель 4 20 мин 4 просмотр
Изображение сложной фигуры из простых геометрических форм «Лошадь, пейзаж» 6 20 мин 6 просмотр
Море, перспектива, пейзаж. 4 20 мин 4 просмотр
«Обрубовка» (рисунок) 8 20 мин 8 просмотр
Натюрморт из двух предметов, гуашь. 6 20 мин 6 просмотр
Рисование схемы лица человека с фото в три четверти. 16 20 мин 16 просмотр
«Натюрморт: графин, ягоды, драпировка, орнамент». 12 20 мин 12 просмотр
Натюрморт из трех предметов, гризайль. 6 20 мин 6 просмотр
Схематическое и натуралистическое изображения деревьев, пейзаж, пастель. 2 20 мин 2 просмотр
Натюрморт (акварель). 6 20 мин 6 просмотр
Гипсовая голова. 8 20 мин 8 просмотр
Создание иллюстрации. Подготовка визуальных материалов, для создания иллюстрации «жители моря» 14 20 мин 14 просмотр
Итого: 144 Содержание предмета на 144 часа
(третий год обучения)
1. Рисунок «Драпировка» - цветные карандаши.
1.1 Композиция.
1.2 Штриховка.
1.3 Завершение работы. Анализ.
2. Рисунок куб, шар, конус.
2.1 Изучение сложного трехмерного мира.
2.2 Положения предмета в пространстве.
2.3 Масштаб.
2.4 Передачи форм и пространства.
3. Натюрморт из трех предметов, акварель.
3.1 Рисовании с натуры.
3.2 Построение.
3.3 Построение предметов цилиндрической формы.
4. Рисунок «чашка с ложкой».
4.1 Построение. Композиция.
4.2 Построение.
4.3 Штриховка. Обводка.
4.4 Завершение работы.
5. Натюрморт из трех предметов, акварель.
5.1 Создаем форму и фактуру
5.2 Рисунок натюрморта акварелью.
5.3 Рисунок натюрморта акварелью, завершение работы.
6. Рисунок «череп».
6.1 Композиционное решение.
6.2 Построение, пропорции.
6.3 Построение. Штриховка.
6.4 Завершение работы.
7. Изображение церкви (перспектива и колористическое решение, акварель).
7.1 Набросок композиции.
7.2 Работа над элементами в композиции цветом.
7.3 Смешивание цветов.
7.4 Продолжение работы цветом.
7.5 Завершение работы.
8. Маки, пастель.
8.1 Поиск композиции, построение.
8.2 Смешивание цвета, завершение работы.
9. Изображение сложной фигуры из простых геометрических форм «Лошадь, пейзаж».
9.1 Компоновка.
9.2 Поиск цвета.
9.3 Проработка мелких деталей. Работа цветом.
10. Море, перспектива, пейзаж.
10.1 Перспектива, пространство.
10.2 Цвет и тон.
11. «Обрубовка» (рисунок).
11.1 Композиционное решение.
11.2 Объяснение пропорций.
11.3 Тщательное прорисовывание деталей.
11.4 Завершение работы.
12. Натюрморт из двух предметов, гуашь.
12.1 Построение на плоскости.
12.2 Работа цветом.
12.3 Прорисовка тканей цветом. Завершение работы.
13. Рисование схемы лица человека с фото в три четверти.
13.1 Объяснение нового материала. Построение.
13.2 Работа над образом. Построение (продолжение работы над образом).
13.3 Штриховка. Прорисовка мелких деталей.
13.4 Штриховка цветными карандашами. Работа над окружением. Прорисовка мелких деталей.
13.5 Колористическое воспроизведение композиции. Работа над объемом.
13.6 Колористическое воспроизведение композиции. Работа над объемом.
13.7 Колористическое воспроизведение композиции. Работа над объемом.
13.8 Завершении работы. Анализ.
14. «Натюрморт: графин, ягоды, драпировка, орнамент».
14.1 Объяснение нового материала. Построение.
14.2 Работа над образом. Построение. Цвет.
14.3 Работа над образом. Построение. Цвет.
14.4 Работа над образом. Построение. Цвет.
14.5 Работа над образом. Построение. Цвет.
14.6 Цвет. Завершение работы.
15. Натюрморт из трех предметов, гризайль.
15.1 Объяснение нового материала. Знакомство с видами графических материалов. Соус.
15.2 Построение. Работа над техникой. Свет и тень, объем.
15.3 Завершение работы.
16. Схематическое и натуралистическое изображения деревьев, пейзаж, пастель.
16.1 Эскиз. Композиция. Работа в графических материалах.
17. Натюрморт (акварель).
17.1 Построение.
17.2 Колористическое решение.
17.3 Завершение работы.
18. Гипсовая голова.
18.1 Начальное построение. Композиция.
18.2 Пропорции. Штриховка.
18.3 Углубленный анализ формы.
18.4 Законченный рисунок гипсовой головы.
19. Создание иллюстрации. Подготовка визуальных материалов, для создания иллюстрации «жители моря».
19.1 Эскиз.
19.2 Плоскостная колористическая композиция.
19.3 Колористические и тональные контрасты.
19.4 Цветовые и силуэтные характеристики постановки.
19.5 Рамка.
19.6 Работа красками.
19.7 Итог. Просмотр.
Методическое обеспечение
Программа предусматривает использование наглядного материала.
На удобных картонных щитах размером 100Х60 см по каждой теме сделаны пошаговые примеры выполнения того или иного задания, тематически сформированные репродукции картин, иллюстрации, фотографии, рисунки.
Для занятий аппликацией необходимы столы, стулья, цветная бумага (2-3 набора), белая бумага, ножницы с закруглёнными концами, клей, набор цветного картона.
Для занятий живописью и графикой необходимы мольберты, стулья, подставки для красок. А также натюрмортные столики разной высоты, шкафы для хранения наглядных пособий и предметов натюрморта.
Для работы красками потребуется набор профессиональных гуашевых красок и баночки с другими цветами, которые не вошли в набор, кисти разных размеров (плоские и круглые), палитры пластмассовые, баночка для воды из стекла и одноразовые пластиковые стаканчики, тряпка, фартук, плотная бумага формата А-4, А3, А-2, малярный скотч.
Для занятий графикой необходимы мольберты, стулья, бумага формата А-4, А3, А-2 белая и тонированная. Карандаши STABILO, KOOH-I-NOOR POLICOLOR, конструктор или любые другие с маркировкой степени твёрдости. Хорошие ластики, сухая и жирная пастель, уголь, сангина, гелиевые ручки и фломастеры.
В программе используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, объяснительно-диалоговый, игровой, метод погружения.
Объяснительно – иллюстративный метод - для объяснения многих тем используются фотографии картин, животных, архитектуры и т.д. На этом этапе очень важно, как подготовлены иллюстрации. Они должны быть крупного размера, и прикреплены к жесткой основе. Боковые поверхности иллюстраций имеют пометки о названии иллюстрации и темы, к которой она относится.
Объяснительно-диалоговый метод - при получении новых знаний дети не только должны прослушивать необходимый материал, но и активно участвовать в диалоге «учитель-ученик». Иногда лучше задать вопрос, чтобы ученик самостоятельно ответил на него, а не давать готовое решение. Включая мыслительные процессы, ученик лучше усвоит материал.
Игровой метод - преподаватель дает определенные параметры задания (как правила в игре), а учащиеся выполняют упражнение.
Метод погружения – данный метод заключается в том, чтобы с помощью музыки, чтения сказок и т.д. создать на уроке определённую атмосферу. Задача детей - выразить пластически получаемые ощущения.
Условия реализации
Программа рассчитана на возраст обучения детей 10-13-ти лет.
Уроки ИЗО проходят два раза в неделю два академических часа по 45 минут. Всего за год обучения, учащиеся получат 144 часа.
На уроках выполняются задания от простых упражнений к более сложным упражнениям.
Учащиеся знакомятся со следующими профессиональными словами и понятиями: эскиз, тонировка, лессировка, построение, штрихование, отмывка, рефлекс, текстура.
Постепенно вводятся материалы, используемые профессиональными художниками: пастель, соус, прессованный уголь, тонированная бумага, бумага Крафт.
Каждый урок — это маленькое открытие, чудо. Уроки, построенные с любовью, вызывают ответное чувство. Учащийся с интересом выполняет поставленные перед ним задачи.
Данная программа составлена из полезных, и в то же время, простых упражнений, которые не только многому научат и обеспечат приятное время провождение, но и подготовят ребят к занятиям в художественном вузе. Хорошо выполненная работа является не просто упражнением, она несёт в себе набор профессионально выполненных пластических задач, которые создают настроение, притягивают внимание, являются объектом, которым хочется любоваться, выставлять.
Форма проверки - полугодовые просмотры.
Список литературы
Баткус М. Рисунок. – М.: ООО Изд. АСТ, 2009. – 130с.
Бушкова Л.Ю. В помощь школьному учителю. – М.: Изд. «Вако», 2008. - 176с.
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству, 2 класс. По программе Неменского Б.М. – М.: М – Просвещение, 2008. - 176с.
Браун Джереми.Учитесь рисовать птиц. – Минск.: Попурри , 2009. – 48с.
Браун Джереми.Учитесь рисовать лошадей. – Минск.: Попурри , 2009. – 48с.
Вицер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - С-Пб.: Изд. Питер-Пресс, 2007. - 105с.
Величко Н. Русская роспись. Техника, приёмы, изделия. Энциклопедия. – М.: «АСТ-пресс», 2007. – 104с.
Грин Ш. Практический курс медитации для начинающих 48 мандал для рисования и раскрашивания. – М.: ООО Изд. АСТ, 2011. - 48с.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия со школьниками по изобразительному искусству. – М.: «Сфера», 2007. - 120с.
Дюбоск Дуг. Как рисовать перспективу. – Минск.: Попурри Минск, 2008. - 64с.
Копцева Т.А. Природа и человек. – М.: «Сфера», 2008. - 90с.
Козина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. – М.: Мозаика. Синтез, 2007. – 100с.
Кузина В.С. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. - М.: Дрофа, 1999. -140 с.
Коротеева Е.И. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2000 год. - 300с.
Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2004. – 110с.
Кузин В.С.Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 94с. (часть первая РИСУНОК)
Кузин В.С.Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 94с. (часть вторая РИСУНОК)
Кузин В.С.Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 94с. (часть первая ЖИВОПИСЬ)
Кузин В.С.Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 94с. (часть вторая ЖИВОПИСЬ)
Кимон Н. Естественный путь к рисованию. – Минск: Попурри Минск, 2006. – 150с.
Максимов О. Техники изобразительного искусства. - М.: Астрель, 2007. – 208с.
Максимов О. Техника живописи и рисунка - М.: Астрель, 2008. - 90с.
Максимов О. Полный курс рисования. - М.: Астрель, 2008. - 230с.
Морган Джереми. Учитесь рисовать собак. – Минск.: Попурри, 2009. – 48с.
Неменский Б.М. Неменская Л.А. Горяева Н.А. Питерских А.С. Рабочие программы. Изобразительное искусство, 5-9 классы. – М. Просвещение, 2013. - 176с.
Руди де Рейн. Хочешь? Рисуй. – Минск: Попурри Минск, 2009. – 70с.
Перт Фиона. Рисуем по схемам. Тюльпаны. Акварель.Гатчина. Издательская группа Контент.- 2011.46 с.
Сенин В. Коваль О. Школа рисунка карандашом. – М.: БММ, 2007. – 90с.
Сервер Ф.А. Живопись. – М.: Искусство, 2004. – 240с.
Сеймур Мэри. Учитесь рисовать цветы и растения. – Минск.: Попурри, 2009. – 48с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. –Обнинск. Титул, 2008. - 96с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основыживописи. –Обнинск. Титул, 2008. - 96с.
Стивен Чарльз. Учитесь рисовать человека в движении. – Минск.: Попурри , 2009. – 48с.
Уолт Рид. Методика рисования и построения. Фигура. – Минск.: Попурри Минск, 2009. – 100с.
Хамм Джек. Как рисовать животных. – Минск: Попурри Минск, 2009. – 130с.
Хамм Джек. Как рисовать голову и фигуру человека. . – Минск: Попурри Минск, 2009. – 130с.
Хеммонд Ли. Портрет. – Минск.: Попурри Минск, 2009. – 110с.
Харт Кристофер. Анатомия для художников. Совсем просто – Минск.: Попурри Минск, 2008. – 80с.
Хантли Мойра. Учитесь рисовать природу. – Минск.: Попурри Минск, 2009. – 168с.
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – М.: АС, 2007. –100 с.
Шампарова Л.В.Рабочие программы под редакцией Неменского Б.М. Изобразительное искусство, 5-8 классы. – Волгоград. Учитель, 2012. - 56с.
Шанаева Г. Учимся рисовать растения. – М.: АСТ, 2009. – 68с.
Шанаева Г. Учимся рисовать животных. – М.: АСТ, 2009. – 68с.
Шанаева Г. Учимся рисовать машины и дома. – М.: АСТ, 2009. – 68с.
Шиматова О. Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: АСТ, 2008. – 68с.
Шиматова О. Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: АСТ, 2008. – 163с.
Шоу Джеки Шаг за шагом. Курс живописи. Руководство для начинающих по цветоведению, композиции. – М.: АСТ, 2009. – 303с.
Эдвардс Бетти. Откройте в себе художника. – М.: АС, 2007. – 144с.
Список литературы, имеющийся в наличии.
Браун Джереми. Учитесь рисовать птиц. – Минск.: Попурри , 2009. – 48с.
Браун Джереми. Учитесь рисовать лошадей . – Минск.: Попурри , 2009. – 48с.
3.Грин Ш. Практический курс медитации для начинающих 48 мандал для рисования и раскрашивания. – М.: ООО Изд. АСТ, 2011. - 48с.
4.Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 94с. (часть первая РИСУНОК)
5.Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 94с. (часть вторая РИСУНОК)
6.Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 94с. (часть первая ЖИВОПИСЬ)
7.Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. – 94с. (часть вторая ЖИВОПИСЬ)
8.Морган Джереми. Учитесь рисовать собак. – Минск.: Попурри, 2009. – 48с.
9.Неменский Б.М. Неменская Л.А. Горяева Н.А. Питерских А.С. Рабочие
программы. Изобразительное искусство, 5-9 классы. – М. Просвещение,
2013. - 176с.
10.Перт Фиона. Рисуем по схемам. Тюльпаны. Акварель.Гатчина.
Издательская группа Контент. - 2011.46 с.
11.Сеймур Мэри. Учитесь рисовать цветы и растения. – Минск.: Попурри,
2009. – 48с.
12.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. –
Обнинск. Титул, 2008. - 96с.
13.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основыживописи.
–Обнинск. Титул, 2008.- 96с.
14.Стивен Чарльз. Учитесь рисовать человека в движении. – Минск.:
Попурри, 2009. – 48с.
15.Хамм Джек. Как рисовать животных. – Минск: Попурри Минск, 2009.
– 130с.
16.Хамм Джек. Как рисовать голову и фигуру человека. – Минск:
Попурри Минск, 2009. – 130с.
17.Шампарова Л.В.Рабочие программы под редакцией Неменского Б.М.
Изобразительное искусство, 5-8 классы. – Волгоград. Учитель, 2012.
56с.
18.Шоу Джеки Шаг за шагом. Курс живописи. Руководство для
начинающих по цветоведению, композиции. – М.: АСТ, 2009. – 303с.