Тема: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Обобщающий урок в 5 классе.
Тема: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Цели: Обобщить и расширить представления учащихся о литературных сказках; сравнить их с народными; осмыслить, в чем близость и различие между ними; в чем их художественное своеобразие. Расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, полученные в начальной школе. Формировать навык выразительного чтения поэтических текстов. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к творчеству русских писателей.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, книжная выставка, грамзапись.
Ход урока: Сегодня мы завершаем разговор о сказках. Сказка вошла в нашу жизнь с раннего детства. Назовите свои любимые сказки.
Назвали много разных сказок, но все сказки можно разделить на три группы, т.е. жанры. Назовите жанры сказок.
А какие сказки мы читали на уроках литературы?
Т.о. вы назвали сказки литературные и народные. Чем отличаются литературные сказки от народных? Что объединяет все сказки? Назовите композиционные части сказок
( учащиеся называют общие черты, которые сближают народные сказки с литературными; работа в парах по карточке, выразительное чтение, фронтальный опрос).
Т.О. на примере сказки Пушкина мы назвали черты сходства литературной сказки с народной. И это не удивительно. Ведь с самого раннего детства Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывали ему бабушка и няня Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца. Пушкин посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений, и одно мы сейчас послушаем, оно так и называется «Няне»
Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй и заботливой няней. Она была для него близким другом. Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке ее писем к Пушкину, которые он бережно хранил в своем архиве. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург.
Через много лет(ученица в образе няни занимает место и читает).
« Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает .Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дороге выставлю. Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула, и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава Богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна. 6 марта 1827 год».
От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведенную тетрадь. Вслушаемся в рассказ Арины Родионовны: « Некоторый царь задумал жениться» (инсценировка сказки « Сказка о царе Салтане»). Конечно, вы узнали эту сказку.
Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их в основу своих либретто к операм и балетам. Послушаем музыку из оперы « Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок « У лукоморья дуб зеленый».
Великие пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого поэта русского, появились в 30-е годы 19 столетия, но и по сей день это любимые сказки не только детей, но и взрослых. Пушкин восторженно восклицал: « Что за лесть эти сказки! Каждая есть поэма!».


15