Русский язык тема урока: Его величество, глагол 
                              Урок  русского  языка  3 класс
                            Тема: «Его величество, глагол» 
                (Повторение и обобщение знаний о глаголе)
Цель: повторить и обобщить грамматические признаки глагола, определять   
          глаголы в речи;
Планируемые результаты: распознавать глагол по грамматическим 
          признакам, определять роль глагола в предложении, правильно 
          задавать вопросы к неопределённой форме глагола, определять время 
          глагола, правописание частицы не с глаголами;
              развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания,     
          связной речи, оценивать правильность выполнения заданий, умение 
          обобщать;   
              воспитывать взаимопонимания, интереса к русскому языку, 
          самостоятельности.
 Тип урока: обобщающий
 Оборудование: разноуровневые карточки, карточки с глаголами, интерактивная доска, проектор, тетрадь, музыкальная минутка.
                                 Ход урока
Эмоциональный настрой учащихся
      Внимательно проверь, дружок,
      Готов ли ты начать урок?
      Всё ли на месте?
      Всё ли в порядке?
      Ручка, учебник и тетрадка?
      Есть у нас девиз такой:
      Всё, что надо, под рукой.  
Актуализация знаний учащихся
Поэтическая страничка.     (слайд)
    Ярко солнце светит,                 Дремлет лес: ни звука,-
    В воздухе тепло,                      Лист не шелестит.
    И, куда ни взглянешь,             Только жаворонок
    Всё кругом светло,                  В воздухе звенит.
                                                                          (И. Суриков )
- С помощью каких слов поэт описал картину весны?
- Что это за слова? Докажи!
- О каких приметах весны говорится? Дополни .
- Поставь вопрос к глаголам.
- Какого времени глаголы? Докажи
- Назови весенние месяцы. Какой сейчас месяц? (рассказ учащихся о марте месяце)
Март – в Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь его месяц так и назвали. Март – капельник.            (слайд)
                       Третий месяц у ворот –
                       Это к солнцу поворот.
                       Зимний сторож Снеговик
                       Ёжится, мрачнеет.
                       Старый к холоду привык,
                      Он в тепле худеет.          (Ю. Коринец)
- Что мы знаем о глаголе?
Составляем кластер «Рыбная кость»      (слайд)
 (глагол, постоянные признаки, непостоянные признаки, вывод )
- Хотелось бы вам знать, откуда взялось это слово «глагол», без которого не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений?
      По- старославянски глагол «слово». По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.
      Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет и лицо, и время, и вид.
     Он и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. С именами существительными они большие друзья. Вместе они могут о многом рассказать.
    Наша задача доказать, что глагол действительно необычная часть речи.
Минутка чистописания
Гг – характеристика буквы
          Гкп  гггппп гпгпгп
Обобщение и систематизация знаний.
          Собери из слов предложение   (слайд)
      Весна, на, Казахстана, уже, север, пришла, и.
- Выполним синтаксический разбор предложения. Найди в предложении глагол. Определи время, род и число глагола. Что мы знаем о глаголах прошедшего времени? 
- Какова роль глагола в предложении? 
         Работа по карточкам. Разноуровневые задания.
Определи лицо и число глаголов.
Мечтаешь о кукле, падают листья, наблюдаю за природой, рассказываешь сказку, верим в мечту, напишите письмо, играете на трубе.
Вставь пропущенные буквы в окончании глаголов и определи их лицо и число.
Тревожшь маму, грузм вещи, рубт дрова, рисуте картину, сиж на стуле, кушате в столовой, смотршь в окно.
Подбери подходящее по смыслу имя существительное, вставь пропущенные буквы в окончание глаголов. Определи лицо и число.
Обидшь ________             Чертшь ____________
Стирате ________             Танцут _____________
Дежурм ________               Нес ____________
Делаем вывод: изменение глаголов по числам и лицам  
- Как определить спряжение?
          Замени одним словом. (в паре) (слайд)
        Сделать покупку  (купить)
        Молоть языком  (болтать)
        Лить слёзы   (плакать)
        Клевать носом   (дремать)
        Дать ответ  (ответить)
- Что это за глаголы? Что о них знаем?
    Вывод: ..
          4.Музыкальная физминутка  (запись)
  Отрицательные глаголы. Работа над пословицей. Запиши правильно    
              пословицу. Объясни. (слайд)
Языком (не)спеши, а делом (не)ленись.
    Вывод:  частица не с глаголами  
- Назови слова исключения . (невзлюбить, недоумевать, ненавидеть, негодовать, недомогать)
    Игра «Кто самый внимательный». Назови глаголы с частицей «НЕ».
                                  Как вести себя в гостях                            (слайд)
Не ходите без подарка,                                   Будь воспитанным и скромным,
Не должно его быть жалко!                           По местам не шарь укромным.
Если вас не пригласили,                                 Похвали хозяев дома,
Не врывайтесь в гости силой.                        А также то, что в доме том.
Не забудь ботинки снять,                               Ты обулся, куртку взял . 
Дома в них нельзя гулять!                             А «До свидания» сказал? 
Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.                                                 (И. Горюнова)
Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты ни был.
- Как  нужно вести себя в гостях? Какие правила поведения вы должны соблюдать?
           Распредели глаголы по временам. На парте карточки с глаголами.
(работа в паре)
1 пара         Испугала,  вопил, смеюсь, пою, выкатилось, побежало, краснеют, 
                   вытянут, напишут, лежит, кормим, полетят, подрастут, смотрят, 
                   выбегут.
2 пара         Кричал, кричат, закричит, свалилось, глядят,  ткали, настал, 
                   испытывают, налетит, видит, ждёте, воспитывает, свищет, 
                   распустится, зацветёт.
- Как отличить времена?
Проверка.
Вывод: глаголы изменяются по временам ..
5.Рефлексия
Продолжи предложения
- Мне урок понравился ..
- Я на уроке .
6. Итог урока
Глагол, действительно очень ценный работник в нашей речи. Его надо знать и любить.
Выставление оценок. Составление синквейна «глагол»
Всем спасибо за урок!        
15