Анализ урока литературного чтения по С.Есенину С Добрым Утром!


Предмет: Литературное чтение.3 класс
Тема урока: Анализ лирического произведения
С. Есенин «С добрым утром!»
Форма урока: Изучение нового материала. Знакомство с анализом лирического стихотворения.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с творчеством С.Есенина.
Знакомство с анализом лирического произведения на примере стихотворения С.Есенина «С добрым утром!»
Учить детей определять род литературы, жанр лирики.
Развивать речь, логическое мышление, навыки выразительного чтения.
Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края.
Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: Мультимедийный видеопроектор, ноутбук, экран; авторская презентация «С.Есенин»
Ожидаемые результаты: Создание положительной мотивации, направленной на эмоциональное и осознанное восприятие лирического произведения.
Этапы урока: I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока.
Сведения из биографии С.Есенина.
III. Анализ стихотворения С Есенина «С добрым утром!» IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.Ход урока:
Организационный момент.
Доброе утро! –
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам –
Улыбчивым лицам.
Сообщение темы и цели урока.
Подготовительная работа.
1. Работа с таблицей. (Таблица у каждого ребёнка)
-Дыхание
-Дикция.
-Скороговорка
2.Работа над логическим ударением.
Лучи солнышка осветили комнату.
Прочитай предложение тихо, громко, в пол- голоса, печально, радостно.
3.Рассказ об авторе. (Рассказывает подготовленная ученица)
Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
Учитель: - Ребята, сегодня на уроке нам выпала честь познакомиться с одним из произведений замечательного поэта - Сергея Есенина - волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам.
Откуда это у него?

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда по матери, знатока церковных книг. Читать Серёжа научился в 5 лет, а стихи стал писать в 9 лет. Он окончил 4-классное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.

В 1912 году Есенин приехал в Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.
В 1915 г. поэт едет в Петроград. Знакомится с уже знакомым нам поэтом Александром Блоком.
- А. Блок сразу оценил талант поэта. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу.
В 1916 году вышел первый сборник его стихов “Радуница”, куда и вошло стихотворение “С добрым утром!”
У. –Что нового узнали о С. Есенине?
Ученик: С. Есенин в 1912 году приехал в г. Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно – музыкальный кружок. В 1915 году поэт переехал в Петроград. Познакомился с поэтом А. Блоком. А. Блок оценил талант поэта.
4.Работа над музыкальным произведением Эдварда Грига «Утро».
У. –Послушайте музыкальную композицию. Подумайте, какие картины можно нарисовать?
Ученик: Можно нарисовать рассвет. Ещё горят звёздочки, но ещё медленно понимается солнышко. Шелестят берёзки от лёгкого ветерка. На траве капельки росы переливаются ярким перламутром.
5.Работа над детскими иллюстрациями.
У. – Рассмотрите работы ребят. Какие из них можно отнести к теме «Утро»?
Ученики: Мне кажется, что рисунок Коли больше подходит к теме . т.к. он пытался передать восход солнышка, гладь озера, в котором отражаются его лучики, берёзки. Которые пробуждаются после долгого сна.
IV. Анализ стихотворения С Есенина «С добрым утром!»1.Чтение учителем.
Учитель: - Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
Ученики: - С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.
Учитель: Что вам особенно запомнилось?
Ученики: Запомнилось, что автор вселил души во всё неживое. Все герои рады утру, вселит что –то новое, неизведанное. И в тоже время чувствует небольшую грусть, печаль, что этот день закончится и уйдёт в лету.
2.Чтение детьми.
Учитель: - Прочитайте стихотворение про себя, найди непонятные слова. (Работа с Толковым словарём В. Даля)
Объяснение непонятных слов:
затон - заводь, залив, входящий в берег;
заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным движением (объяснил учитель, пользуясь “Словарем” Ожегова);
плетень - забор из лозы (дети объяснили сами);
перламутр(ом) - цвет белый с переливом желтого, голубого, розового (учитель показал на примере бус).
3. Чтение стихотворения «цепочкой» по строке.
У. –Какие картины можно представить? (Ученик читает строку и описывает картину, представленную им)
Ученик: «Задремали звёзды золотые.» Ученик: Я представляю раннее весеннее утро, когда звёзды на небе ещё не скрылись.
Ученик: «Задрожало зеркало затона.»Ученик: Чуть – чуть дует ветерок, от этого вода на реке слегка дрожит.
Ученик: «Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.» Ученик: Солнышко только – только встаёт, его ещё не видно, а лучи уже озарили небо и отразились в воде.
Ученик: Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.» Ученики: На берегу стоят берёзки. От лёгкого ветерка шелестят их зелёные серёжки, молоденькая юная листва.
Ученики: «У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.» Ученик: Вот забор из лозы – плетень, возле которого растёт крапива. На листиках блестят капельки росы.
Ученики: И, качаясь, шепчет шаловливо:
« С добрым утром!»
Ученики: А ветерок качает и деревья, и траву. Кажется, что он разговаривает с ними.
Учитель: Прочитайте строки, которые нравятся вам больше всего. ( Дети зачитывают понравившиеся фрагменты)
Учитель: Каким настроением проникнуто это стихотворение?
Ученики: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. Настроение у поэта было, наверное, грустное, печальное.
Учитель: Скорее светлой печали. Изменяется ли поэтическое настроение?
Ученик: Настроение не меняется.
Словарь настроений.
спокойное
грустное
мирное
мечтательное
лирическое
нежное
просветлённое
чудесное
изумительное
восхитительное
прелестное
лучезарное
странное
тревожное
Учитель: Прочитайте слова из словаря настроений. Какие слова описывают чувства поэта?
Ученик: грустное, т.к. поэт – житель деревни, а он переехал в город и может быть грустит о своём доме, о своём любимом уголке природы.
Ученик: мечтательное – когда- может быть у С. Есенина появится возможность вырваться хоть на минуточку туда, где прошло его детство, где жили его родные и близкие.
Ученик: нежное – лирический герой с нежностью, теплом и любовью описывает родную природу.
Ученик: просветлённое – вспоминая любимую родину, поэт описывает её, передавая светлую печаль.
У учащихся памятки:
Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
Все ли слова понятны?
Каким настроением проникнуто?
Какие чувства владели поэтом, когда он писал?
Изменяется ли поэтическое настроение?
О ком (или о чем) оно?
Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?
При помощи каких художественных средств?
Какие краски, цвета, запахи, звуки, шумы использует поэт?
Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?
Найдите основную мысль.
4. Работа над средствами художественной выразительности.
Учитель: - Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам этот уголок природы?
Средства художественной выразительности
Эпитеты
Метафоры
Олицетворения
Сравнения
Повторы
Аллитерация
Гипербола
Ученик: Автор оживляет природу.
Учитель: - А для чего он это делает?
Ученик: для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.
Задремали звезды
Задрожало зеркало затона
Улыбнулись сонные березки
Растрепали шелковые косы
… крапива обрядилась ярким перламутром.
Учитель: - Олицетворение - одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всем, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской березке…. А к каким еще приемам прибегает поэт?
Ученик: - Метафора.
“звезды золотые” (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск.
“свет … румянит сетку небосклона” (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым)
“… шелковые косы” (сравнение с шелком)
“Горят серебряные росы” (росы блестят от лучей солнца).
Учитель: - Метафора - тоже любимый прием в поэзии Сергея Александровича. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказку. А какой прием помогает автору изобразить реальную красоту?
Ученик: - Эпитеты: “заводи речные” , “зеленые сережки”, “заросшая крапива”, “с добрым утром”.
Учитель: - Прочитаем хором это стихотворение. Как будем читать?
Ученики: - Спокойно, размеренно, тихо.
5. Чтение вместе с учителем.
Учитель: - Кто услышал, какие звуки часто слышатся в произведении?
Ученик: - Мы слышим, как ветер шелестит листочками на деревьях и шуршит травой.
“Шелестят зеленые сережки”
“И, качаясь, шепчет шаловливо”.
Учитель: - Какие звуки чаще всего повторяются?
Ученики : - [ш], [ч], [л]. Учитель: Этот прием называется аллитерация. Аллитерация - это повторение в речи одинаковых согласных звуков.
V. Работа над выразительным чтением.
1.Вступительная беседа.
Учитель: - Так что же хотел поэт показать нам этим стихотворением?
Дети: - С. Есенин любит родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.
2.Чтение стихотворения в пол- голоса, расставляя паузы.
3.Чтение стихотворения вслух, расставляя логическое ударение.
4.Работа в парах. Чтение стихотворения друг другу.
5.Чтение стихотворения на оценку.
6.Чтение стихотворения под музыку Э. Грига «Утро».
Учитель: - Сергей Есенин воспевал в своем творчестве русскую природу. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. Вы это почувствовали? Прочитайте его так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину. Для того чтобы создать настроение приходящего утра, пусть фоном звучит музыка норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».
Звучит музыка Э.ГригаВыразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Домашнее задание.Учитель: - Выучить наизусть стихотворение, нарисовать иллюстрации.


Прочитал:
1. Целым словом.
2. Соблюдал паузы.
3.Темп.
4.Выделял голосом логические ударения.
5.Без ошибок.