Спецкурс по математике Решение логических задач ( 2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каргалинская гимназия»
Чистопольского муниципального района
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании кафедры. Директор гимназии
Руководитель кафедры Заместитель руководителя __________
________ по УВР Г.З.Давлетшина
Заишлова В.В. _________ приказ №
протокол № 1 Валеева Л.А от «1» сентября 2015 г
от « 1 » сентября 2015 г
Рабочая программа по курсу
«Решение логических задач»
для 2В класса
Составитель: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Заишлова Виктория Викторовна
2015-2016 учебный год
Аннотация к рабочей программе по курсу«Решение логических задач» для 2 В класса
Учитель: Заишлова В.В.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов предлагается для работы во 2 классах начальной школы и составлена для организации занятий в течение одного учебного года. При реализации программы в неделю проходит 1 развивающее занятие (34 часа за год).
Занятия по программе рассчитаны на работу в группе до 30 человек. Для выполнения некоторых заданий ученики распределяются в творческие мини-группы.
Логическая взаимосвязь отдельных занятий по этой программе достигается за счёт систематического повторения материала, изученного ранее. Изучение теоретического материала занимает небольшую часть учебного времени и носит прикладной, эпизодический характер. Такой подход к планированию занятий выбран для того, чтобы любой ученик вне зависимости от его посещаемости не чувствовал на занятии психологический дискомфорт, обусловленный нехваткой специальных знаний и мог бы в любой момент включиться в работу класса.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.
Задачи программы:
способствовать расширению кругозора;
развивать мотивацию к познанию и творчеству;
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития.
Прогнозируемые результаты:
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в олимпиадах;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся.
Краткое содержание программы: «Путешествие в прошлое» -4 ч., «Особые методы решения задач» - 8 ч., «Решение комбинаторных задач» – 10 ч., «Путешествие по стране Геометрии» – 4 ч., «Таинственные преобразования» – 4 ч., «Развиваем память и внимание» – 4 ч.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение логических задач» для 2 класса разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- Положением «О структуре разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования МБОУ «Каргалинская гимназия» Чистопольского муниципального района РТ от 5.11.2013г.№345;
- Приказом МОиН РФ от 26.11.2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденным приказом МОиН РФ от 6.10.2009 года №373;
- Образовательной программы НОО МБОУ «Каргалинская гимназия» на 2011-2015 года, утвержденного приказом №112/1 от 17.08.2011 г.;
-Учебного плана МБОУ «Каргалинская гимназия» Чистопольского муниципального района РТ на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом №130 от 21.08.2015 года.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов предлагается для работы во 2 классах начальной школы и составлена для организации занятий в течение одного учебного года. При реализации программы в неделю проходит 1 развивающее занятие (34 часа за год).
Занятия по программе рассчитаны на работу в группе до 30 человек. Для выполнения некоторых заданий ученики распределяются в творческие мини-группы.
Логическая взаимосвязь отдельных занятий по этой программе достигается за счёт систематического повторения материала, изученного ранее. Изучение теоретического материала занимает небольшую часть учебного времени и носит прикладной, эпизодический характер. Такой подход к планированию занятий выбран для того, чтобы любой ученик вне зависимости от его посещаемости не чувствовал на занятии психологический дискомфорт, обусловленный нехваткой специальных знаний и мог бы в любой момент включиться в работу класса.
Настоящая программа курса по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Она направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления и призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.
Задачи программы:
способствовать расширению кругозора
развивать мотивацию к познанию и творчеству
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
обучать младших школьников работе с различными источниками информации
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих
способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития.
Прогнозируемые результаты:
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в олимпиадах;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Развитие морально - этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
Осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке своих действий и волевая саморегуляция.
Спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, вера в свои силы.
Метапредметные результаты
Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения.
Формирование специфических для математики логических операций (сравненение,
анализ, синтез, обобщение, установление причинно - следственных связей, построение рассуждений,) необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Способность к использованию знаково – символических средств математического языка для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов.
Умение работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение, способность разрешать конфликты
Предметные результаты
Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по решению текстовых арифметических задач.
Использование приобретённых математических знаний для решения учебно-практических задач.
Овладение приёмами анализа условия задачи и наглядного представления данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов.
Умение устно и письменно решать текстовые задачи, составлять выражения.
Овладение математической речью, знание терминологии используемой при рассуждении в процессе решения задачи.
Краткое содержание программы
№
Разделы
Ожидаемые результаты
1
Путешествие в прошлое (4 ч.)
Проявлять интерес к математике как к науке;
развивать желание узнавать больше о числах и об их свойствах;
знакомство с буквами латинского алфавита, со способами чтения и письма римских цифр.
2
Особые методы решения задач
(8 ч.)
уметь применять при решении задач такие методы, как
перебор вариантов, построение «схемы-дерева»,
графическое представление исходных данных и т.п
-уметь исследовать текст задачи.
- уметь моделировать текст задачи.
-уметь использовать цвета при работе с текстом задачи
3.
Решение комбинаторных задач (10 ч.)
уметь работать над решением нестандартных задач
различных математических конкурсов.
- ознакомить с решением задач другим методом,
способом или в другой форме.
- уметь работать с заданиями различных типов,
относящимся к «задачам на смекалку» и регулярно
предлагаемых учащимся на математических конкурсах и
олимпиадах различного уровня.
4.
Путешествие по стране геометрии
(4 ч.)
ознакомить учеников с некоторыми основными
геометрическими понятиями;
- уметь ориентироваться в простейших геометрических
ситуациях и обнаруживать геометрические образы в
окружающей обстановке.
5.
Таинственные преобразования
(4ч.)
- расширять математический кругозор учащихся и
поддержать у них интереса к математике.
6.
Развиваем память и внимание
(4 ч.)
-развивать умение выстраивать логическую цепь рассуждений
-развивать познавательный интерес к науке – математика
-развивать мышление, воображение
- развивать память
-способствовать формированию адекватной самооценки
Календарно- тематические планирование
№
Раздел
Тема
Дата план.
Дата факт
1.
Путешествие в прошлое (4 ч.)
Введение. Страна Логика.
4.09
2.
Сведения из истории математики. Происхождение римских цифр. (I – XX).
11.09
3.
Арабские цифры. Буквы латинского алфавита.
18.09
4.
Решение старинных задач.
25.09
5.
Особые методы решения задач
(8 ч.)
Составление и решение задач по краткой записи, по схеме, по вопросам.
02.10
6.
Конструирование задач на основе готовых моделей.
09.10
7.
Весёлые задачи на сложение и вычитание в пределах 100.
16.10
8.
Задачи воспитательного характера: «Грамотные пассажиры и пешеходы»
23.10
9.
Числа в спорте.
30.10
10
Математика в профессиях: в раскрое одежды, в торговле.
13.11
11.
Математика в профессиях: в строительстве, в кулинарии.
20.11
12
Задачи с геометрическим содержанием.
27.11
13
Решение комбинаторных задач (10 ч.)
Задачи - «ловушки».
04.12
14.
Задачи без ответа.
11.12
15.
Задачи с лишними данными.
18.12
16.
Задачи с недостающими данными.
25.12
17.
Работа с текстом нерешённых задач.
15.01
18.
Конструирование текста задачи.
22.01
19.
Изменение событий в задаче, вопроса, числовых данных.
29.01
20.
Логические задачи.
05.02
21.
Решение олимпиадных задач.
12.02
22.
Решение задач конкурса «Кенгуру».
19.02
23.
Путешествие по стране геометрии
(4 ч.)
Как строят дома.
26.02
24.
Как лучи соединяются в углы.
04.03
25.
В городе треугольников.
11.03
26.
Геометрические задачи.
18.03
27.
Таинственные преобразования
(4ч.)
Уникурсальные фигуры (фигуры, рисуемые «одним росчерком пера»)
01.04
28.
Числовые головоломки.
08.04
29.
Задачи со спичками.
15.04
30.
Игра «Я – тебе, ты – мне»
22.04
31.
Развиваем память и внимание
(4 ч.)
Учимся быть внимательными«В гости к Светофору Светофорычу».
29.04
32.
Учимся запоминать. Игры для развития памяти.
06.05
33.
В мире электроники. Электронные игры.
13.05
34.
Итоговое занятие. Презентация задачника «Математическая головоломка»
20.05
Список использованной литературы
1. Холодова О. А. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей ( 7-8 лет). Части 1,2» (рабочие тетради + методическое пособие). Москва, издательство РОСТкнига, 2011 г.
2. И. Л. Никольская, Л. И. Тигранова. Гимнастика для ума – книга для учащихся начальных классов. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН», 2012 г.
3. Волина В. В. «Праздник числа» Москва, АСТ-ПРЕСС, 1996 г.
4. Ю. А. Дробышев. Олимпиады по математике (1-4 классы). Москва, издательство«ЭКЗАМЕН», 2011
5. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. Путешествие по стране Геометрии. Москва, «Педагогка», 1991 г.
6. Н. А. Шевердина. Новые олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2010 г.
7. Занимательная математика. «Смекай, отгадывай, считай», (составитель Н. И. Удодова). Волгоград, издательство «Учитель»,2008 г.
8. Н. Ф. Дик. Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2009 г.
9. Е. В. Королева. Предметные олимпиады в начальной школе. Москва, издательство «АРКТИ», 2004 г.
10. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Познавательный задачник по математике. (1-4 классы). Москва, ООО «Издательство АСТ», 2005 г.
11. http://metaschool.ru/internet-olympiada-po-matematike.php - Меташкола
12. http://mathkang.ru/ - Кенгуру
13. http://www.nic-snail.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=258&Itemid=62 – конкурс игра Слон
14. http://cerm.ru/ - ЭМУ
15. Интерактивная математика проекта «Учи.ру»
15