Развитие творческой активности у младших школьников на занятиях флористикой
Марьясова Нина Викторовна
педагог ЦДТ г. Абакан
Развитие творческой активности у младших школьников на занятиях флористикой
Листопад и снегопад, водопад и звездопад почти всегда и у всех вызывают удивление, восторг, желание «остановить мгновение». Но лишь очарованье листопада можно сохранить без фото- и видеокамеры, без палитры и красок. Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, открытки, сувениры. [2].
Художественное творчество, основанное на использовании природного материала, листьев деревьев, цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом – называется флористикой.
Как неповторима природа, так и неповторимо то, что создано из ее даров. Поделки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, отзывчивым и доступным материалом, но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления, творческой активности и воображения. [1]
Проблема активизации творческой деятельности детей всегда была из наиболее актуальных в теории и практики обучения. В поисках путей ее решения педагоги применяют разнообразные формы проведения занятий.
На своих занятиях с природным материалом я стараюсь создавать детям условия для развития творческой активности с помощью таких форм работы: экскурсии на природу, игры-упражнения с природным материалом, творческие задания, познавательные конкурсы и викторины, загадки, выставки поделок.
На экскурсиях дети не только собирают природный материал для поделок, но и учатся видеть неповторимую красоту в каждом цветке, травинке, листочке, как бы обретают второе зрение. А, почувствовав себя частицей прекрасной и вечной природы, они по-новому, боле эмоционально «сердечно» начинают воспринимать ее.
При знакомстве с флористикой неотъемлемой частью занятий становятся упражнения на пробуждение ассоциаций: «Угадай меня», «Добавь недостающий элемент». Я показываю детям красивый листок причудливой формы, затем каждый ребенок мне шепотом говорит свой вариант ответа: рыбка, дерево, елка, радуга и т.д.
«Добавь недостающий элемент»: детям раздается по листочку, в зависимости от того какой формы, размера и цвета лист, нужно придумать образ, например к ножке (листику) гриба приклеить шляпку, черепашке голову, пальме - ствол. Здесь ребенок и проявляет самостоятельность и творческую активность.
Развитие ассоциативного мышления прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание даже само по себе очень увлекательно и полезно. Порой от фантазий бывает трудно перейти к практической деятельности, и тогда я предлагаю детям творческие задания: «Поставь букет в вазу» (подобрать к букету вазу (листик), «Помоги зайке» (к туловищу приклеить голову, ушки). Игры, упражнения и задания помогают воспитанникам осваивать интересный вид творчества. Они уже любят и знают, как работать с природным материалом.
Еще бы! Ведь цветовая палитра как в живописи, а дана в листьях изначально. Образы и композиции – как в конструировании, а возникают из готовых форм (листочков) легко, быстро и каждый раз по-новому. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже еще проще – ничего не нужно вырезать, остается лишь «художественно» наклеить на картон сами листочки, чтобы получилась красивая картинка. [2]
Выставка готовых фитокомпозиций, помогает каждому воспитаннику творчески оценить свою работу и других детей. Знаю по себе выставки дают возможность увидеть достоинства и недостатки любого изделия, поразмышлять, обсудить, ощутить радость успеха. Проведение познавательных конкурсов «Загадки волшебницы Флоры», «Волшебный сундучок», викторин «В гостях у Природы», «Времена года» это не только возможность проявить свои знания и умения, но и обогащение, получение новой, интересной информации. Викторины, конкурсы, игры – это соединение индивидуальных и коллективных форм работы, которые также способствуют решению творческих задач.
Позитивный настрой и стимул к продуктивной деятельности дает рассматривание иллюстраций известных художников. Дети восхищаются натюрмортами, зачарованно разглядывают пейзажи.
Важное место в развитии творческой активности воспитанников занимает организация педагогического сотрудничества с родителями. Вместе с родителями у нас в объединении собран большой гербарий, мамы часто остаются на занятии, увлеченно мастерят, как дети, приносят из дома поделки – фитокопозиции, сделанные всей семьей.
Именно взрослые помогают ребенку увидеть необычное в обычном, обращают его внимание на красоту ажурной паутинки, необычную форму ветки, вместе любуются удивительными цветами, у ребенка появляется желание отразить свои наблюдения в изготовленных поделках.
Творчество – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда.
Результат развития воспитанников я наблюдаю постоянно:
- дети становятся увереннее;
- радость творчества помогает в жизни, в учебе;
- бережнее относятся к окружающей среде, к себе, к людям.
- развивается сенсомоторика, внимание, художественный вкус.
Литература
1.. Высотская Л.Ю. «Осенний букет», Цветной мир Ж. Природный материал и экопластика № 4, 2008 г.
2. Лыкова И.А. Листопад в ладошках. Издательский дом «Карапуз», 2004 г.
3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Экскурсии
на природу
Развитие творческой активности младших школьников
через занятия флористикой
Игры-упражнения с природными материалами
Творческие задания
Сотрудничество
с
родителями
Выставка
творческих работ
учащихся
Познавательные викторины,
конкурсы
15