Конспект к уроку технологии Изготовление птицы из пластилина и сухой травы 3 класс VIII вид.
Тема: Работа с природными материалами. Лепка птицы из пластилина и сухой травы.
Цели: Закреплять и расширять представления детей об изделиях из природных материалов и о видах работы с природными материалами (конструирование объёмных изделий)
Задачи:
Образовательные:
Обучать технологии изготовления птицы по образцу, вести работу поэтапно ориентируясь на технологическую карту.
Закреплять знания об изменениях в живой и неживой природе осенью, о природном материале, об использовании природного материала на уроках труда.
Закреплять знания правильной организации рабочего места, правил личной гигиены при работе с пластилином.
Коррекционные:
Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, через практическую работу с пластическими и природными материалами.
Корригировать и развивать тактильные восприятия в процессе игры «Волшебный мешочек».
Развивать умение анализировать объект с опорой на образец и по вопросам учителя.
Корригировать логическое мышление, через анализ образца изделия, сравнения его с натуральным объектом.
Развивать творческие способности в процессе самостоятельной практической работы.
Корректировать и развивать связную устную речь, орфоэпически правильное произношение в процессе беседы, формулировании ответов на вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, побуждать заботиться о птицах в холодное время года.
Воспитывать чувства коллективизма, ответственности за порученное дело.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы, бережливость, дисциплинированность, культуру труда.
Изделие: птичка.
Оборудование.
для учителя: компьютер, проектор, презентация к уроку, натуральные образцы изделия на каждую парту, декоративная постановка, словарное слово, загадки, мешочек из ткани, шишки, жёлуди, каштаны, грецкие орехи, детские работы из природных материалов, изображения деревьев: каштана, дуба, ели, ореха, влажные салфетки.для учащихся: клеёнка, индивидуальная коробочка с пластилином, стекой, тряпочкой, природным материалом (сухой травой). Для Мельникова и Щеколодкиной – заготовки из пластилина.
Ход урока.
I. Организационный момент
Прозвенел звонок -
Начинается урок!
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь!Каждый хочет получать Только лишь оценку «5».
– Ребята, какую оценку любят получать ученики?
– А кто из вас хочет получить сегодня 5? Поднимите руки.
– А за что ученики получают оценку 5?
– Учёба – это ваша работа. И как у любого рабочего человека у вас есть правила, которые вы должны соблюдать. Давайте вспомним эти правила: (Слайд 2)
Каждый работает на своем рабочем месте.
Внимательно слушать объяснение учителя.
Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.
Во время работы содержи рабочее место в порядке.
Научился сам – помоги товарищу.
Работать надо дружно.
Закончил работу – убери свое рабочее место.
– А сейчас проверим готовность к уроку. Я буду называть предметы, которые понадобятся вам для работы, а вы глазками проверяйте.
II. Изложение нового материала
Вводная беседа. ( На стол выставляется декоративная постановка)
- Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы? Какой сейчас месяц?
- Ноябрь это последний месяц осени. За осенью придёт зима – трудное и голодное время для птиц.
- Как вы думаете, может ли человек помочь птицам в этот трудный период?
- Что вы видите на экране? (Слайд 3)
- Кто изготавливает кормушки для птиц? Для чего они это делают?
- Почему птицы погибают зимой?
- Часть птиц улетает в тёплые края, но есть птицы, которые остаются зимовать.
- А какие птицы остаются зимовать? (Слайд 4)
«В теплый край я не летаю,Я под крышей обитаю.Рядом кошка? Не робей!»— Так чирикал … воробей
С желтой грудкой у окошкаСобирает шустро крошкиОтгадайте что за птица?Называется..... синичка
Чернокрылый,КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут! Снегирь
- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем выполнять поделку одной из этих птиц.
- Посмотрите внимательно на своё рабочее место и скажите, какие материалы лежат у вас на столах? (пластилин, стеки, сухая трава.)
- Сухая трава относится, к каким материалам? (к природным)
- А какие природные материалы вы знаете. С какими природными материалами вам уже приходилось работать?
Игра «Волшебный мешочек»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек». Каждый из вас будет засовывать в мешочек руку. Затем вы должны взять в руку только один предмет и не доставая его из мешка сказать, что это такое.
(Дети выстраиваются в круг, беруться за руки и ходят по кругу. Учитель считает:
Шла кукушка мимо сети,А за нею малы дети,Кукушата просят пить.Выходи — тебе водить.
Водящий достает из мешочка (природный материал: орехи, шишки, желуди, каштаны, ракушки, галька) и отвечает на вопросы учителя.- На каком дереве растёт этот предмет (орех, каштан или жёлудь) или откуда этот предмет привезли (ракушки, галька)?
- Вспомните и скажите, какие работы с использованием природных материалов выполняли в прошлой четверти?
«Петушок», «Рыбки в пруду», «Воробьи на ветке»
Демонстрация учителем детских работ.
- Какие природные материалы использовали в работе?
- Сегодня мы продолжим работу с природными материалами, будем изготавливать птичку из пластилина и сухой травы.
Учитель выставляет поделки (птиц из пластилина и травы) на декоративную постановку)- Ребята, в конце урока к моим птицам вы добавите своих птичек, и у нас получится одна большая совместная работа. А пока птички перелетят к вам на парты.
(Учитель ставит птиц на каждую парту.)
III. Анализ образца.
Ребята рассматривают образец и уточняют части игрушки, ее детали, характерные особенности, определяют природный материал для изготовления поделки (материал разложен на столах). Затем педагог предлагает подумать, как такую игрушку можно сделать, просит рассказать, в какой последовательности вести работу.
- Из каких деталей состоит птичка?
- Из каких материалов сделаны детали изделия?
- Подумайте и скажите, в какой последовательности следует выполнять поделку?
- Прочитайте план работы в учебнике на стр. 41
1. Подготовка травы. Отдели стебельки травы от веточек.
2. Лепка головы и клюва птицы. Скатай шар, вытяни клюв.
3. Лепка туловища и хвоста. Скатай колбаску, согни её дугой, прищипки пластилин с одного края.
4. Сборка птицы.
- Соедини голову и туловище.
- Вдави траву в пластин.
- Скатай шарик, сплющи его и прилепи к хвосту.
- Воткни три травинки справа и слева.
1. Правила работы с пластилином. (Слайд 5)
– Вспомните, пожалуйста, правила работы с пластилином:
Работать пластилином на клеенке.
Руки вытирать тряпкой.
Стекой пользоваться осторожно.
2. Cловарная работа.- Скажите, какой инструмент вам понадобится для работы с пластилином?
- Стек – это резец, используемый при лепке. Стеки понадобятся в процессе лепки, чтобы отрезать куски от основного бруска, делать надрезы, разрезы, вырезать фигурки и пр.
Стеки либо входят в набор пластилина или продаются отдельно. Их изготавливают из пластмассы или дерева. Стеком удобно удалять прилипший к поверхности пластилин.
– Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе со стеком? (Дети повторяют правила техники безопасности.)
4. Повторение правил личной гигиены.
– Работу надо выполнять не только правильно, но и аккуратно.
– Какие правила личной гигиены вы будете соблюдать при работе с пластилином?
Я уверена, что вы все выполните работу правильно, аккуратно и получите хорошую оценку.
IV. Самостоятельная работа.
Учитель проводит текущий индивидуальный инструктаж, оказывает помощь слабым.
Физкультминутка.
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.
В конце работы все птички выставляются на декоративную подставку.
V. Анализ и оценка работ.Оценка работы всего класса в целом.
Оценка отдельных работ учащихся.
Выставка работ учащихся.
VI. Уборка рабочих мест.