Методическая разработка модуля дополнительной программы объединения ««НТМ» «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТОРСКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА САРОВА










Методическая разработка модуля дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения ««НТМ»
«ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ
КОНСТРУКТОРСКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»





Автор:
Захарова Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ
















г. Саров
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» реализуется в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» города Сарова (МБУ ДО ДДТ). Программа направлена на раскрытие таланта и дарования ребенка, его становление как творческой личности: освоение азов инженерной науки, приобретение необходимых умений и навыков практической деятельности, умение самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель самолета, корабля или ракеты, ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение. Программа «Начальное техническое моделирование» рассчитана на детей младшего, среднего школьного возраста, три года обучения.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности.
Сегодня особое значение в образовательном процессе приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С дидактической точки зрения проектирование, конструирование и изготовление технического устройства – это применение своих знаний на практике, развитие самостоятельности мышления, любознательности и инициативы. Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской технической деятельности, к которым относится техническое конструирование. Значительные образовательные возможности технической направленности дополнительного образования детей, обеспечение доступности этой направленности для детей с разным уровнем материального обеспечения обуславливают актуальность и педагогическую целесообразность дополнительной общеразвивающей программы "Начальное техническое моделирование". Педагогическая целесообразность программы Техническое творчество способствует развитию общего мышления и, в частности, развитию технического мышления. Это объясняется тем, что в этом виде деятельности не стоят отдельно две относительно самостоятельные задачи - формирование понятий, знаний и обучение приемам их использования. Вторая задача не может быть решена без первой. Другими словами можно сказать, что техническое творчество способствует формированию у ребенка преобразующего отношения к действительности. Это позволяет формировать у ребенка способности приобретать новые знания и умения на основе полученных. При этом накапливается практический опыт ребенка, который в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. Важным моментом является формирование у ребенка способности переносить знания и умения в новые условия для достижения новых результатов. Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников - специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д. Среди детей и подростков не угасает интерес к техническому моделированию и конструированию моделей из разных материалов. Изготовление интересных для них моделей предполагает значительные возможности для развития их способностей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые обеспечивают успешность любого вида деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет педагогу в зависимости от потребностей детей составить учебно – тематическое планирование на то количество часов в неделю и последовательность изучения модулей, которое необходимо. Базовый, сокращенный и углубленный уровни прохождения программы позволяют дифференцировано организовать образовательный процесс, выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка. Таким образом, технология модульного построения дополнительной образовательной программы дает возможность педагогу гибко и оперативно реагировать на изменения социального заказа, изъять тот или иной модуль, или использовать его отдельно в зависимости от уровня подготовленности и запросов обучающихся.
В основе модульных дополнительных образовательных программ лежит компетентностный подход. Также модульный блок, являясь структурным элементом программы обучения, имеет свои обучающие, развивающие и воспитательные задачи, а в соответствии с ними ожидаемые результаты. Такое построение программы дает возможность более эффективно проводить мониторинг личностного роста (личностные результаты) и результатов обучения воспитанников (метапредметные результаты). Также модульная дополнительная образовательная программа базируются на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Именно этот принцип лежит в основе ФГОС. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если воспитанник выполняет задание с дозированной помощью педагога или товарищей (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
В дополнительной образовательной программе «Начальное техническое моделирование» модуль «Первоначальные конструкторско - технологические понятия» составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. В основе модульной технологии лежит принцип программированного обучения. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность ребенка, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи технологии модульного обучения. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Все вышеперечисленные подходы, используемые при реализации модульных дополнительных образовательных программ, направлены на достижение именно воспитательных результатов внеурочной деятельности, позволяя осуществить переход от результатов первого уровня к результатам второго и третьего. Модульное построение дополнительной образовательной программы позволяет формировать новые личностно – профессиональные установки по отношению к ребенку, его субъектности и самоопределению. Открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов - важнейшие характеристики модульных программ.
В объединении «НТМ» обучаются младшие школьники, которые в доступной форме знакомятся с элементами техники и простейшими технологическими процессами. Учащиеся изготавливают технические игрушки, несложные модели машин и механизмов, простейшие автоматические устройства, занимаются моделированием и макетированием. Опыт показывает, что обучение в этом объединении служит хорошей пропедевтикой для всех форм последующего обучения школьников старшего и среднего возраста.
Такая преемственность прослеживается при переходе детей из объединения «НТМ» в другие объединения технической направленности: «Воздушные змеи», «Авиамодельное», «Автомодельное», «Судомоделирование».
В результате освоения данной дополнительной образовательной программы у обучающихся формируется целый комплекс качеств творческой личности:
умственная активность;
стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы;
самостоятельность в решении поставленной задачи;
трудолюбие;
изобретательность.
Особо хочется отметить, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.
Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы.
В процессе технического творчества учащиеся совершенствуют свое мастерство владения с различными материалами (бумага, картон, пенопласт, бросовый материал и др.).
Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике:
в изучении специальной литературы;
в ознакомлении с новинками техники;
в консультациях специалистов.
Большое значение в детской технической творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса.

В данной методической разработке представлен модуль «Первоначальные конструкторско-технологические понятия».
Настоящий модуль предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления на занятиях объединения начального технического моделирования.
Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Осуществление обучения детей по данному модулю дает возможность познакомиться с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами. Обучающиеся самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.
Модуль разработан в рамках личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире. Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными инструментами, материалами, применяемыми в моделизме.
Цель модуля: формирование представлений о предмете начальное техническое моделирование, развитие элементарных прикладных умений и навыков по НТМ.  
Задачи модуля:
развитие  интереса  к  миру  техники;
выявление  способностей  ребенка  на  ранней  стадии  развития  для  ориентации  в  направлении  технического  творчества;
возбуждение  потребности  в  получении  дополнительных  знаний  для  развития  творческой  личности;
формирование  эстетических  и  художественных  черт  личности  через  технический  дизайн;
выработка  навыков  планирования  и  конструирования  через  создание     простейших  моделей;
развитие  коммуникативных  навыков;
закладка  основ  для  адаптации  ребенка  в  сложном  мире  техники, транспорта, архитектуры, искусства, как  интеллектуального  и  гармонично  развитого  члена  общества;
развитие УУД (умения учащихся работать с дополнительной литературой, осуществлять целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию).

Ожидаемые результаты освоения модуля.
Личностные:
познавательный интерес к техническому моделированию как науке;
знать основные правила общения, уметь их применять;
знать правила поведения на занятии, уметь их применять;
уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений);
уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем;
уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез;
знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.
знать правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Метапредметные:
готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета технического моделирования, способность характеризовать собственные знания по предмету;
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;
умения моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные:
технику безопасности работы с необходимыми материалами и инструментами;
технику противопожарной безопасности, правила содержания рабочего места, должны усвоить основные элементы содержания (правила, термины, технологии (проведение разметочных, обработочных, измерительных, монтажных и отделочных операций));
уметь выполнять работы по образцу (репродуктивный уровень восприятия);
уметь составлять оригинальные объекты нового типа (продуктивный уровень восприятия).
Методы и формы организации деятельности.
Для более эффективного усвоения тем модуля предполагается реализация принципов личностно-ориентированного подхода в обучении. Эта система обучения направлена на личность ребенка, выявляет его субъектный опыт и предоставляет ему возможность выбирать способы и формы реализации задуманного. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
Занятие – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняются его функция, форма организации. Занятие выявляет опыт ученика по отношению к излагаемому педагогом содержанию.
Основные формы занятий в освоении детьми содержания данного раздела: теоретические – это беседы - викторины, сюжетно-ролевые игры, экспедиция, экскурсия, видеопросмотры.
Практические – игра - путешествие, защита творческих работ, мини-выставка,
В процессе занятий в рамках данного модуля все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.
Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно-иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем.
Система знаний и система деятельности.
Освоение модуля «Первоначальные конструкторско-технологические понятия» основано на эстетическом восприятии. Предлагаемый в данном разделе объем знаний предполагает сочетание эстетического восприятия с развитием «хорошей памяти» в процессе развернутого ряда мыслительной и творческой деятельности. Эстетическое восприятие является источником развития и творческой деятельности. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, желания. Результаты мотивационно-целевой деятельности приносят чувство удовлетворения и самосовершенствования как личности («я могу, я умею»).
Готовая модель – это результат длительной, кропотливой работы, начиная от разработки чертежа, выбора материалов, заканчивая сборкой и окраской модели.
Восприятие формы, цвета, свойств предметов и материалов является основой создания образов в творческой деятельности.
В ходе занятий у обучающихся развивается словесно-логическая, образная и эмоциональная память. Развитие образной памяти (зрительной, слуховой, двигательной) необходимо не только для обучения в техническом объединении, но и для усвоения школьной программы.
На занятиях используются анализ, синтез, сравнение, обобщение и прочие мыслительные операции, направленные на решение познавательных задач.
Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях является дополнительным фактором, стимулирующим развитие речевого центра коры головного мозга.
Таким образом, создание игрушки становится не только средством эстетического, нравственного и трудового воспитания, но и средством формирования интеллектуальной, творческой личности.

Поурочное планирование модуля «Первоначальные конструкторско-технологические понятия». 1 год обучения
Тема занятия (часы)
Теория (часы)
Практика (часы)

1
2
3

Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений-4часа
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.-1 час
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённой модели автобуса.-3 часа


Конструирование.
Конструирование поделок путем сгибания бумаги.
4 часа
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.-1 час
Изготовление поделок путём сгибания бумаги: парашют, катамаран. Игры и соревнования.-3 часа


Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.-6 часов
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.-1 час
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – таких как самолёт, парусник. Окраска модели.-5 часов


Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.-6 часов
Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток – таких коробочка.-1 час
Изготовление упрощённой модели, гоночного автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.-5 часов


Работа с наборами готовых деталей.-4часа
Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из набора готовых деревянных деталей. Правила и приёмы работы простым монтажным инструментом.-1 час
Конструирование различных макетов и моделей. Игры с моделями.- 4часа

Разработка занятия.
Тема: «Конструирование поделок путем сгибания бумаги.
Изготовление катамарана».
Тип: Закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков.
Цель: Систематизация и закрепление знаний по теме «Конструирование поделок путем сгибания бумаги».
Материалы к занятию:
Схемы шаблонов.
Материалы для объяснения схем «линии сгиба» для изготовления поделок.
Материалы для объяснительного и диагностического диктантов.
Главная проблема занятия: выявление и устранение затруднений в схемах «линии сгиба» для изготовления поделок.
Ход занятия:
Поэтапные цели учебного занятия
Возможные действия педагога
и учащихся

Организационное начало учебного занятия:
Цели:
- психологический настрой учащихся на
предстоящее занятие;
- обеспечение комфортной обстановки
на занятии.
- взаимное приветствие, педагога и
учащихся;
- проверка отсутствующих;
- проверка рабочих мест;
- организация внимания;
-инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

Проведение диагностики уровня знаний
по теме занятия:
Цель:
- выявление затруднений по данной теме
- проведение диагностики по теме «Конструирование путем сгибания бумаги» (викторина);
- проверка и выявление ошибок.

Актуализации знаний, имеющихся у воспитанников по данной теме:
Цель:
- воспроизведение имеющихся знаний и
умений у учащихся по данной теме
- выявление имеющихся знаний и умений по теме;
- определение причин имеющихся затруднений в выборе той или иной схемы и технологии выполнения работы.

Закрепление пройденного материала в практической деятельности:
Цель:
- прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях
- реализация полученных знаний на практике – перевод шаблона и линий на бумагу и выполнение модели катамарана.


Мониторинг результатов обучения:
Цели:
- установление соответствия теоретических знаний и практических умений и навыков программным требованиям;
- выработка позитивной мотивации к получению знаний;
- воспитание объективной самооценки
- проверка выполнения задания

Литература для педагога.
1.Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.
2.Архипова Н. А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.
3.Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.
4.Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.
5.Дорин В. С. Как и почему плавает судно. – Л.: «Судпромгиз», 1957.
6.Жабров А. А. Почему и как летают самолёты. – М.: «Физматгиз», 1959
7.Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.
8.Заворотов В. А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.
9.Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.

Литература для детей.
1.Загайкевич Д. Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.
2.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
3.Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.
4.Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
5.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3









13PAGE \* MERGEFORMAT14215


13PAGE \* MERGEFORMAT141215




Заголовок 215