Технология развитие двигательных способностей учащихся на уроках физкультуры
Традиционное преподавание программы в условиях крайнего севера: в сентябре – легкая атлетика, зимой – спортивные игры, гимнастика, весной – лыжи и опять легкая атлетика, приводит к тому, за зиму дети отвыкают от длительного бега, за осень и за весну терялись все навыки по спортивным играм и гимнастике. Возникла объективная необходимость в параллельном прохождении всех разделов программы в течение всего учебного года.
За основу создания образовательной технологии была взята технологическая схема учебного процесса В.Ф. Шаталова (Приложение 1). Это позволило мне создать технологическую схему системы физического воспитания (Приложение 2), реализовать календарно-тематическое планирование по теории и практике (Приложение 3), составленные по нему блоки (Приложение 3.1), которые и легли в основу образовательной технологии по физической культуре. С помощью этой технологии можно проходить учебный материал, поддерживая уровень физической подготовленности учащихся на протяжении всего учебного года, и активно участвовать во внеклассной и внешкольной работе.
Т Е Х Н О Л О Г И Я,
направленная на развитие двигательных способностей учащихся
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая
По основному фактору развития: социогенная
По ориентации на личностные структуры: информационная – знания, умения, навыки (ЗУН) + операционная – способы умственных действий (СУД).
По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная
По организационным формам: индивидуально-групповая, альтернативная классно-урочной
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами диктатоцентризма
По преобладающему методу: диалогическая
По направлению модернизации: альтернативная
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции
Целевые ориентации
Формирование ЗУН
Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными
Развитие коммуникативных качеств личности (СУД)
Концептуальные положения
Развитие двигательных способностей – это разностороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей. Обеспечение на этой основе подготовленность учащихся к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Принципы
Многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, динамический стереотип деятельности
Завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты
Сотрудничества и взаимопомощи между учениками
Обучение по способностям индивида
Гуманизм (все дети талантливы)
Гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха
Соединение обучения и воспитания
Содержание
I Урок физической культуры
II Внеклассная работа
Формы организации внеклассной работы:
Школьная спартакиада по волейболу, пионерболу, баскетболу, футболу, ФКН «Эрэл»;
Секции по волейболу, боксу, ФКН «Эрэл»; ОФП;
Школьная олимпиада по физической культуре;
Научно-исследовательская работа учащихся.
Клуб «Оранжевый мяч»
III Внешкольная работа
Формы организации внешкольной работы:
Районная спартакиада школьников по: волейболу, баскетболу, ФКН «Эрэл», легкая атлетика
Летняя спортивная площадка
Приложение 1
Технологическая схема учебного процесса по В.Ф. Шаталову
Блок практики
Приложение 2
Система физического воспитания в школе
I Урок
Физической культуры
1. Практические занятия
(развитие физических качеств, координационных и кондиционных двигательных способностей, обучение способам двигательной деятельности)
2. Теоретический курс
2.1. Олимпиада по физической культуре
2.2. Научно-исследовательская работа учащихся (участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»)
II Внеклассная работа
1. Клуб «Оранжевый мяч»
Школьная спартакиада по программным видам спорта и ФКН «Эрэл
Спортивные секции:
бокс, волейбол, л/атлетика, группа ОФП
Секции по
баскетболу
III Внешкольная работа
1. Летняя спортивная оздоровительная площадка
2. Участие в районной спартакиаде школьников
Приложение 3
I Урок физической культуры
1. Практические занятия
Календарно-тематическое планирование по программно-нормативным основам по физической культуре (9 класс) (3 часа)
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛАМ
Знания, развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, развитие выносливости, совершенствование координационных способностей, овладение организаторскими умениями
Легкая атлетика
ОСНОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА
Освоение техники спринтерского
бега
Освоение техники бега по дистанции и финиша, техники бега в целом и техники длительного
бега
Овладение техникой метания малого мяча
Развитие выносливости
Развитие координационных способностей, развитие скоростных способностей
самостоятельные занятия, овладение организаторскими умениями
Волейбол
Овладение техникой перемещений, остановок, поворотов,
стоек(1-3);Освоение техники приема и передачи мяча, техники прямой подачи мяча (4-8);освоение техники прямого нападающего удара, закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей (9-12); Освоение тактики игры, Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей (13-16)
Баскетбол
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек (17-19);
Освоение техники ловли и передачи мяча, техники ведения мяча, техники бросков мяча (20-24);освоение индивидуальной техникой защиты, , закрепление техники перемещений, техники владения мячом и развитие координационных и кондиционных способностей, упражнения на развитие тактики игры (25-28); овладение игрой и комплексным развитием психомоторных способностей (29-35)
Гимнастика
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЫЕ ЗАНЯТИЯ
Совершенствование строевых упражнений; общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости
Освоение висов и упоров
Освоение опорных прыжков
Развитие скоростно-силовых способностей, силовых способностей и силовой выносливости
Овладение организаторскими способностями
Приложение 3.1
Содержание блоков по программно-нормативным основам
9 класс (Практические занятия) (3 часа)
№ недели
№ урока
I ЧЕТВЕРЬ
1 – 4
(1 – 12)
1.Самостоятельные занятия по разделам
2 Освоение техники спринтерского бега (л/а)
3.Овладение техники перемещений, остановок, поворотов, стоек (в/бол)
4.Челночный бег 3х10 м/сек («Эрэл»)
5.Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия)
6. Освоение висов и упоров
5 – 6
(13 – 18 )
1.Самостоятельные занятия по разделам
2.Знания (л/а)
3.Освоение техники приема и передачи мяча, техники прямой подачи мяча (в/бол)
4.Челночный бег 3х10 м/сек («Эрэл»)
5.Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6. Освоение опорных прыжков (гим-ка)
7 – 11
(19 – 33)
1.Самостоятельные занятия по разделам
2.Освоение техники бега по дистанции и финиша, техники бега в целом и техники длительного бега (л/а)
3.Освоение техники прямого нападающего удара, закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей (в/бол)
4.Наклон вперед из положения сидя, прыжок в длину с места («Эрэл»)
5.Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Освоение опорных прыжков (гим-ка)
II ЧЕТВЕРТЬ
12
(34 – 36 )
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Знания (л/а)
3. Освоение техники прямого нападающего удара, закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей (в/бол)
4.Наклон вперед из положения сидя, прыжок в длину с места («Эрэл»)
5.Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Развитие скоростно-силовых способностей, силовых способностей и силовой выносливости (гим-ка)
13 – 16
(37 – 48 )
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Овладение техникой метания малого мяча (л/а)
3. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей (в/бол)
4.Наклон вперед из положения сидя, прыжок в длину с места («Эрэл»)
5.Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Развитие координационных способностей, силовых способностей и силовой выносливости (гим-ка)
17
(49 – 51)
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Знания (л/а)
3. Овладение техники перемещений, остановок, поворотов, стоек (б/бол)
4.Кылыы («Эрэл»)
5.Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Развитие координационных способностей, силовых способностей и силовой выносливости (гим-ка)
III ЧЕТВЕРТЬ
18 – 20
(52 – 60)
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Развитие выносливости, развитие скоростно-силовых способностей, развитие скоростных способностей (л/а)
3. . Овладение техникой перемещений, остановок, поворотов, стоек (б/бол)
4. Кылыы («Эрэл»)
5.Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Развитие координационных способностей, силовых способностей и силовой выносливости (гим-ка)
21 – 24
(61– 72 )
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Развитие выносливости, развитие скоростно-силовых способностей, развитие скоростных способностей (л/а)
3. Освоение техники ловли и передачи мяча, техники ведения мяча, техники бросков мяча (б/бол)
4. Куобах («Эрэл»)
5.Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Развитие координационных способностей, силовых способностей и силовой выносливости (гим-ка)
25
(73 – 75 )
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Развитие выносливости, развитие скоростно-силовых способностей, развитие скоростных способностей (л/а)
3. Освоение индивидуальной техникой защиты, закрепление техники перемещений, техники владения мячом и развитие координационных и кондиционных способностей, упражнения на развитие тактики игры в (б/бол)
4. Ыстанга («Эрэл»)
5. Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Развитие координационных способностей, силовых способностей и силовой выносливости (гим-ка)
26 – 27
(76 – 81 )
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Знания (л/а)
3. Совершенствование техники защитных действий, техники перемещений, владения мячом и развитие координационных и кондиционных способностей, тактики игры (б/бол)
4 Ыстанга («Эрэл»)
5. Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Овладение организаторскими способностями (гим-ка)
28
(82)
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Развитие координационных способностей, самостоятельные занятия, совершенствование организационных умений (л/а)
3. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей (б/бол)
4. Ыстанга («Эрэл»)
5. Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Овладение организаторскими способностями (гим-ка)
IV ЧЕТВЕРТЬ
29 – 34
(83 – 102)
1.Самостоятельные занятия по разделам
2. Самостоятельные занятия, овладение организаторскими умениями (л/а)
3. Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей (б/бол)
4. Бег на 1000 м («Эрэл»)
5. Совершенствование строевых упражнений, общеразвивающие упражнения без предметов, развитие гибкости (самостоятельные занятия) (гим-ка)
6.Овладение организаторскими способностями (гим-ка)
13PAGE 15
13PAGE 14715
БЛОК ТЕОРИИ
Проговаривание
Ориентировочная
основа – ОС
БЛОК ПРАКТИКИ
Введение
информации
(объяснение)
Самостоятельная
работа дома ЗУН
III повторение
II повторение – индивидуальное воспроизведение поставленной задачи
I повторение –
фронтальное воспроизведение
двигательных навыков
Результат: прочные системные применяемые ЗУН и СУД
Самостоятельное исполнение
(упражнения)
Практическое исполнение
(упражнения)
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 915