Рабочая программа клуба «Занимательная физика» по внеурочной деятельно-сти в 7 классе
Чертковский район
с. Алексеево-Лозовское
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
директор МБОУ
Алексеево-Лозовская СОШ
приказ № 86 от 29.08.2015 г.
_______________Малая А. И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
клуба «Занимательная физика»
по внеурочной деятельности
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 7 класс
Количество часов
68
Учитель
Шконда Виктор Егорович
Программа разработана на основе
примерной программы по физике для
общеобразовательных школ,
издательство «Дрофа», 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. ...... 2
Содержание клуба «Занимательная физика». ....................................................... 3
Тематическое и поурочное планирование. ....... 7
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса. ... 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа клуба «Занимательная физика» по внеурочной деятельности в 7 классе МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ является модифицированной и разработана на основе Примерной программы по физике для общеобразовательных школ («Дрофа», 2013 г.), с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год) и в соответствии с учебником, входящим в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ, А. В. Пёрышкин «Физика. 7 класс».
Современному человеку нужны не только знания по конкретному предмету, но и умение общаться, ставить и решать проблемы. Ему необходимы условия для самовыражения, которые мы можем и должны создавать как на уроке, так и вне него. Именно поэтому большое значение имеет вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.
Несмотря на определенные достоинства существующих программ по предмету, у них есть два существенных недостатка:
выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется нехваткой учебного времени;
у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
Для устранения этих недостатков и создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.
Цель программы: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Задачи программы:
формирование осознанных мотивов учения;
формирование основополагающих понятий и опорных знаний;
повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, кратко, с использованием символов, записывать условие задачи);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.
СОДЕРЖАНИЕ КЛУБА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 7 КЛАССЕ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, массу, объём, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени.
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
– изменения координаты тела от времени;
– силы упругости от удлинения пружины;
– силы тяжести от массы тела;
– массы вещества от его объёма.
1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
– смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, и в системе отсчёта, связанной с Солнцем;
– большую сжимаемость газов;
– малую сжимаемость жидкостей и твёрдых тел.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
– положение тела при его движении под действием силы;
– удлинение пружины под действием подвешенного груза.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
– физические явления и процессы;
– изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения.
2.3. Вычислять:
– плотность тела;
– равнодействующую силу
– расстояние, скорость, время;
– силу тяжести, упругости;
– момент силы, условие равновесия рычага;
– механическую работу и мощность;
– кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
– потенциальную энергию взаимодействия тела с Землёй и силу тяжести при заданной массе тела.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.1. Приводить примеры:
– относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчёта;
– изменения скорости тел под действием силы;
– деформации тел при взаимодействии;
– проявления закона сохранения энергии в природе и технике;
– экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания;
3.2. Читать и пересказывать текст учебника.
3.3. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.4. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.5. Конспектировать прочитанный текст.
3.6. Определять:
– промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
– по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, скоростью; промежутки времени действия силы.
ПРОГРАММА КЛУБА
(68 часов; 2 часа в неделю)
Введение (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Использование результатов эксперимента для построения физических теорий и предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.
Демонстрации:
Примеры физических явлений: колебания тела на пружине; звучание камертона; получение изображения пламени свечи на экране с помощью линзы; взаимодействие металлических опилок с магнитом (через картон).
Набор тел, имеющих: а) одинаковую форму, но разный объём; б) одинаковый объём, но разную форму.
Измерительные приборы (линейка, секундомер, термометр, амперметр, транспортир, мензурка, барометр).
Современные электронные устройства (плеер, мобильный телефон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер).
Портреты учёных-физиков и выдающихся изобретателей.
Первоначальные сведения о строении вещества (4 ч)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Молекулы. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твёрдого тела. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Демонстрации:
Модели молекул воды, кислорода, водорода.
Модель хаотического движения молекул.
Механическая модель броуновского движения.
Диффузия газов, жидкостей.
Силы взаимодействия молекул: разламывание и соединение куска мела; сжатие и распрямление резинового ластика; соединение кусков пластилина.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Отрывание стеклянной пластины от воды.
Сжимаемость газов.
Объём и форма твёрдого тела, жидкости, газа.
Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.
Взаимодействие тел (24 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Сила трения. Виды трения. Равнодействующая сил.
Методы исследования механических явлений. Измерительные приборы: измерительная линейка, часы, мерный цилиндр, динамометр, рычажные весы. Измерение расстояний, промежутков времени, силы, объёма, массы, плотности. Графики изменения со временем кинематических величин.
Демонстрации:
Относительность движения.
Равномерное и неравномерное, прямолинейное и криволинейное движение.
Траектория движения тела, путь.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Взвешивание на рычажных весах.
Измерение объёма тела.
Способы измерения плотности вещества.
Явление тяготения.
Динамометр. Измерение сил динамометром.
Зависимость силы упругости от деформации.
Виды упругих деформаций.
Измерение равнодействующей сил, действующих на тело.
Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.
Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения.
Зависимость силы трения от веса тела, от шероховатости поверхности.
Способы изменения трения. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы:
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объёма тела.
Определение плотности вещества твёрдого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (26 ч)
Давление. Способы изменения давления. Давление газа. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Гидростатическое давление. Гидростатический парадокс. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Измерительные приборы: барометр, манометр. Измерение давления, атмосферного давления, архимедовой силы. Применение закона Паскаля для анализа и расчёта давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда, для объяснения работы поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса.
Демонстрации:
Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Давление газа. Изменение давления газа при изменении его объёма и температуры.
Передача давления жидкостями и газами.
Сообщающиеся сосуды.
Гидростатический парадокс.
Модели водомерного стекла, фонтана; таблица «Шлюзы».
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления.
Таблица «Опыт Торричелли».
Барометры (виды, устройство и принцип действия).
Манометры (виды, устройство и принцип действия).
Поршневой жидкостный насос (устройство и принцип действия).
Гидравлический пресс (устройство и принцип действия).
Архимедова сила.
Плавание тела. Условия плавания тел.
Изменение осадки судна при увеличении веса груза на нём.
Воздухоплавание.
Подъёмная сила.
Работа и мощность. Энергия (10 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Применение закона равновесия рычага к блоку.
Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации:
Определение работы при подъёме тела и равномерном его перемещении на то же расстояние.
Определение мощности, развиваемой при ходьбе.
Простые механизмы и их разновидности.
Лабораторный рычаг. Выяснение условия равновесия рычага.
Подвижный и неподвижный блоки.
Определение КПД наклонной плоскости.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КЛУБА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 7 КЛАССЕ
(68 ч., 2 ч. в неделю)
В планировании используется двойная нумерация: первая цифра соответствует порядковому номеру урока курса, вторая цифра – номеру урока по данной теме.
Тематический
блок
кол-во часов
Дата
Номер
урока
Тема занятия
Компетенции учащихся.
Основные понятия
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
Введение (05.09.2013 – 10.10.2013)
4
1/1
Что изучает физика. Наблюдения и опыты.
Понятия: методы изучения физики; физические термины и величины.
Уметь измерять и вычислять физические величины; вычислять погрешности измерений; определение цены деления измерительного прибора.
Использование результатов эксперимента для построения физических теорий и предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление
2/2
Нобелевские лауреаты по физике.
3/3
Физические величины. Измерение физических величин.
4/4
Различные измерительные приборы.
Первоначальные сведения о строении вещества
(17.10.2013 – 28.11.2013)
4
5/1
Строение вещества. Молекулы.
Понятия: молекулы, атомы, диффузия, броуновское движение.
Знать о дискретном строении вещества, о непрерывном и хаотичном движения частиц вещества и их взаимодействии.
Уметь объяснять агрегатные состояния вещества, измерять размеры малых тел.
6/2
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
7/3
Агрегатные состояния вещества.
8/4
Загадочное вещество – вода. Роль воды в жизни человека.
Взаимодействие тел
(05.12.2013 – 12.12.2013)
24
9/1
Механическое движение.
Понятия: механическое движение, траектория движения, путь, скорость, время движения.
Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном движении.
Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость.
Решать простейшие задачи на определение скорости, пути и времени движения.
Знать практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести.
Пользоваться секундомером.
10/2
Равномерное и неравномерное движение.
11/3
Средняя скорость движения.
12/4
Скорость равномерного прямолинейного движения.
13/5
Решение задач на определение скорости движения.
14/6
Использование в технике принципов движения живых существ.
15/7
Взаимодействие тел. Деформация.
16/8
Явление инерции. Инерция в быту и технике.
17/9
Видеоклип «Неподвижная башня».
18/10
Масса тела. Единицы массы.
19/11
Измерение массы тела на весах.
20/12
Плотность вещества. Таблица плотностей.
21/13
Расчёт массы и объёма тела по его плотности.
22/14
Решение задач на определение плотности вещества.
23/15
Практическая работа «Определение плотности природных материалов».
24/16
Сила. Изображение силы на чертеже.
25/17
Явление тяготения. Сила тяжести
26/18
Сила упругости. Закон Гука.
27/19
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
28/20
Трение в природе и технике.
29/21
Занимательный опыт «Шарик на нити». «Мир без трения».
30/22
Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела.
31/23
Строение солнечной системы. «Почему звезды не падают?»
32/24
Луна – естественный спутник Земли
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
(19.12.2013 – 09.01.2014)
26
33/1
Давление. Внесистемные единицы давления.
Знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (давление, выталкивающая сила, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы для расчета давления внутри жидкости, давления твердых тел, архимедовой силы.
Уметь применять основные положения МКТ к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
34/2
Способы изменения давления.
35/3
Давление газа.
36/4
Решение задач на расчёт давления твёрдого тела.
37/5
Закон Паскаля.
38/6
Гидростатическое давление.
39/7
Решение задач на расчёт гидростатического давления.
40/8
Вес воздуха. Атмосферное давление.
41/9
Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления.
42/10
Занимательные опыты «Перевёрнутый стакан». «Фонтан в колбе»
43/11
Роль атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода.
44/12
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
45/13
Барометр-анероид. Устройство и принцип действия.
46/14
Атмосферное давление на различных высотах.
47/15
Манометры. Виды манометров.
48/16
Атмосферное давление и медицина.
49/17
Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека».
50/18
Поршневой жидкостный насос. Виды насосов.
51/19
Гидравлический пресс.
52/20
Решение задач на определение выигрыша в силе при использовании пресса.
53/21
Архимедова сила.
54/22
Решение задач на определение архимедовой силы.
55/23
Видеоклип «Подводная лодка».
56/24
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
57/25
Условия плавания тел.
58/26
Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия
(16.01.2014 – 30.01.2014)
10
59/1
Простые механизмы.
Знать формулировки законов и формулы для вычисления механической работы, мощности, условий равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма.
Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (блок, рычаг, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул.
60/2
Рычаг. Виды рычага.
61/3
Рычаги в технике, быту и природе.
62/4
Выяснение условия равновесия рычага.
63/5
Применение закона равновесия рычага к блоку.
64/6
Равенство работ при использовании простых механизмов.
65/7
Коэффициент полезного действия механизма.
66/8
Решение задач на определение КПД простых механизмов.
67/9
Энергия. Полная механическая энергия и её виды.
69/10
Закон сохранения полной механической энергии.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Информационно – методическое обеспечение рабочей программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Примерные программы для общеобразовательных школ. Физика. /«Дрофа». Москва. 2013 г./.
Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального, основного и среднего (полного) общего образования» № 1312 от 9.03.2004 г.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год).
Физика 7 класс. Учебник. /А. В. Пёрышкин. «Дрофа». Москва. 2014 г./.
Я. И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
М. И Блудов «Беседы по физике».
И. И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным».
А. С. Енохович « Справочник по физике и технике».
М. Е. Тульчинский «Занимательные задачи-парадоксы и софизмы».
Комплект оборудования физического кабинета:
Учебно-методическая литература по физике.
Комплект электроснабжения кабинета физики.
Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике).
Приборы для фронтальных лабораторных работ и опытов (наборы оборудования по всем темам курса физики).
Принадлежности для опытов. (лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты).
Модели.
Компьютер.
Компьютерная измерительная система.
Мультимедийный проектор.
Экран настенный.
Информационно – коммуникативные и электронные образовательные ресурсы:
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября». http://fiz.1september.ru.
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. http://www.gomulina.orc.ru.
Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодий» 7-8 класс.
Краткий справочник по физике. http://www.physics.vir.ru.
Мир физики: физический эксперимент. http://demo.home.nov.ru.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ
№ 1 от 25.08.2015 года
Руководитель МО
______________В. И. Машкина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________И.М. Симонихина
29.08.2015 года
* Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательн Кабинет физики
13PAGE 15
13PAGE 14615
* Рабочая программа. Занимательная физика. 7 класс. Учитель высшей категории В. Е. Шконда
* Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательная школа Кабинет физики
* Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательная школа Кабинет физики
13PAGE 141415
* Рабочая программа. Занимательная физика. 7 класс. Учитель высшей категории В. Е. Шконда
* Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательная школа Кабинет физики
13PAGE 141615
* Рабочая программа. Занимательная физика. 7 класс. Учитель высшей категории В. Е. Шконда
Заголовок 6Заголовок 915