Из опыта работы Необычное в обычном. Новые формы подачи учебного материала

Необычное в обычном
(новые формы подачи учебного материала)

Шабалина Е.Г., учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ № 43

В условиях реформирования образования, которое происходит в контексте демократических изменений в обществе и применения новых образовательных технологий, возрастает требование к профессиональному уровню учителя, его методической компетентности.
Сегодня школа формирует у обучающихся некую «картину мира», но не учит, как изучать и понимать этот мир и как действовать в этом мире. В основе новых стандартов лежит деятельностная образовательная парадигма. Учитель должен создать для учеников ситуацию успешности, включить их в ту деятельность, где они смогут проявить себя, поверить в себя. Для этого используется психологический фон радости и одобрения:
Внесение мотива - «нам это так нужно»
Авансирование - «при твоих-то способностях»
Индивидуальная исключительность - «только ты и смог бы»
Снятие страха - «не получится, и не надо»
Мобилизация активности - «приступай, начинай, пробуй»
На первый план ФГОС второго поколения выводят и потребности социальной адаптации и самореализации личности. Следовательно, в соответствии Концепцией развития образования в РФ, фундаментальное образование – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.
Отсюда можно сделать вывод, что основные изменения в стандарте образования можно выразить следующими словами: формируются не общеучебные навыки, а универсальные учебные действия. Следовательно, нужно не просто давать знания, а учить добывать их.
Лев Толстой писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». В выгодных условиях душевные силы ученика будут при следующих условиях:
Ученик
Будет находиться в ситуации успешности
Будет понимать практическую значимость материала
Будет вовлечён в поисковую деятельность
Материал будет значим для обучающегося
Учитель
Организует ситуацию успеха для каждого обучающегося
Отбирает материал с учётом психолого-педагогических особенностей возраста
Формирует навыки поисковой деятельности
Организует проектную деятельность на уроке
Я хочу представить опыт работы в данном направлении на примере отдельных уроков. Ведь с введением новых стандартов, меняющих парадигму деятельности с «дать знания» на «научить добывать знания», должно, на мой взгляд, поменяться и отношение преподавателя не только к своему предмету, но и к форме подачи материала. И главным в этом направлении деятельности должно стать социализирование тех знаний, умений и навыков, которые получает ребёнок, сидя за партой.
Литература 5-6 класс. Устное народное творчество. Интересный разноплановый материал, но совершенно оторванный от жизни. Да, мы говорим о том, что в сказках отражались мечты и чаяния народа (отсюда появление самодвижущейся печи, ковров-самолётов, сапог-скороходов), говорим о воспитательной роли народных произведений (воспитание любви к родине, уважительного отношения к старшим, роли дружбы и товарищества). Но это опять назидания, выведенные кем-то. А ребёнок лучше воспринимает то, до чего дошёл сам, сам «открыл», сам догадался. И вот новый вариант изучения малых жанров фольклора: малые жанры фольклора как учебник жизни для детей.
Народ на протяжении веков вырабатывал красивый и полезный свод правил – педагогических, бытовых, медицинских. При этом никогда не говорили о специальной воспитательной работе родителей, а просто следовали традициям, которые сохранил для нас с тех далёких времён фольклор. А традициями становилось то, что прошло жёсткий отбор временем.
Эмоциональное общение - одна из ведущих сторон развития маленького ребенка, начиная с первых дней его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом Все это формировало представление ребёнка об окружающем мире и его месте в нём.
Через фольклорные произведения ребёнок получал разноплановую информацию: знакомился с миром; учился совершать какие-либо движения; учился понимать слово, оттенки голоса, разнообразие звуков; развивал представление о социальной значимости того или иного действия; приобретал трудовые навыки.
В этих произведениях нет никаких назиданий, наставлений, нравоучений, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких детей средством народной педагогики, обогащающей их духовно, нравственно и развивающей физически.
Зная это, дети с большим интересом знакомятся с произведениями устного народного творчества, собирают фактический материал, беседуя с бабушками, мамами. Сами пытаются придумать новые фольклорные тексты.
Вот, например, пестушки (от пестовать - заботиться о ком-либо, заботливо воспитывать) – небольшое по размеру произведение фольклорного жанра, чаще всего стихотворной ритмической формы, при помощи которого ребёнок совершает какие-либо действия с помощью взрослого. Пестушки включают игровое взаимодействие взрослого с ребенком, когда взрослый выполняет движения "за него", играя его ручками и ножками. Всем известны «потягунюшки, потолстунюшки». А ведь это ни что иное, как массаж, разглаживание мышц ребёнка после сна. И вот уже новые детские варианты:
Ручка, ручка, потянись.
Дитя, солнцу улыбнись.
А ты, ноженька, согнись.
Дитя, маме улыбнись.
Затем в детскую жизнь входят потешки. Потешка – небольшое по размеру произведение фольклора стихотворной ритмической формы, при помощи которого ребёнок самостоятельно включается в деятельность. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки. Помните: «Ладушки, ладушки»? Потешка учит малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, развивает логику, учит соотносить действие со словом. И снова поиск фактического материала и самостоятельное творчество:
Топ, топ, ножка.
Хлоп, хлоп, ладошка.
Ну-ка к солнцу потянись.
Ну-ка с мамой обнимись.
Новый этап в развитии ребёнка вносит и новые требования, появляется и новый фольклорный жанр. Прибаутка - небольшое по размеру произведение фольклора стихотворной ритмической формы, при помощи которого взрослый сопровождает самостоятельную деятельность ребёнка. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет или сюжетно-ролевая игра. Эти произведения предназначены для малышей, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Прибаутки помогают ребёнку познать мир через звучащее слово. В них как бы представлены картинки реального мира:
Собака на кухне пироги печет. Кот в углу сухаpи толчет. Кошка в окошке платье шьет. Курочка в сапожках избушку метет.
А вот детская работа:
Мы муку с тобой просеем,
Молочка туда нальём,
Быстро ложкой размешаем
И блины мы печь начнём.
Или
Давай помоем глазки, чтоб они смотрели.
Давай почистим зубки, чтоб они блестели.
Личико сполоснём
И завтракать пойдём.
Ребёнок начал говорить. Сначала его лепет умиляет всех. Но вот он подрастает, и выясняется, что малыш не все звуки произносит правильно. И вот тогда на помощь и приходит очередной жанр фольклора – скороговорка. Это самая настоящая народная логопедия. Скороговорки учат говорить чисто и красиво, ведь не случайно их называли чистоговорками. Помимо отработки правильного произношения звуков, скороговорки помогали в работе по формированию правильного дыхания, а также несли в себе информацию об окружающем мире. С удовольствием ребята работают со скороговорками и даже сочиняют свои чистоговорки:
Грека реку переехал,
Рака Грека не поймал.
Грека рака не заметил,
Рак от Греки убежал.
Развитию мышления ребёнка способствует особый жанр - прибаутки - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Вот одна из них:
Была репа важная, дивилась бабушка каждая: Одним днем не обойдешь кругом. Всей деревней ели целую неделю.
А вот детская работа:
Сто гусей со всех волостей
Сидели на ели, песенку пели.
Сто петухов со всех округов
«Му-у-у» кричали, зарю встречали.
Загадки начинают загадывать малышам тогда, когда они имеют достаточное представление об окружающем мире. Этот жанр фольклора играет большую роль в развитии мышления ребёнка, ведь он учит сравнивать, сопоставлять. И вновь мы развиваем детское творчество, а вместе с ним работаем и над образностью языка, ведь загадки – это те же самые метафоры:
Ящик в комнате стоит, о погоде говорит (соотнесение по форме и действию).
Чёрный квадрат. В доме каждый ему рад (соотнесение по форме и цвету).
Mikrosoft его хозяин. Для меня же он как друг. С его помощью узнаю я про всё и всех вокруг (соотнесение по назначению и принадлежности).
Теперь его нужно научить общаться со своими сверстниками. И в этом нам опять помогают произведения фольклора – народные игры. Самая известная детская игра «Гуси-гуси». Но и сегодня можно придумать новые игры с новыми героями:
- Здравствуй, Кузя, как дела?
- У меня болит нога. Как же мне попасть домой?
- Нужно прыгать на одной.
В игре ребёнок учится общаться, работать в группе, подчиняться правилам, прислушиваться к мнению других. Вот здесь на помощь и приходят считалки, при помощи которых можно решить спорный вопрос первенства (голения) или выбора. И опять простор для детского творчества. Как бы посчитались герои вашего любимого мультфильма?
Пчелёнок, Лунтик, Кузя, Мила
Собралися за малиной.
Кто малину будет рвать?
Это нужно посчитать.
1,2,3,4,5 –
Знать, тебе голить опять.
К считалкам можно отнести и так называемые «мирилки». Они создаются для игры, для мирения и не являются чем-то застывшим. Вот как звучит сегодня хорошо известная мирилка:
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись.
Если будешь драться, обращусь в Организацию Объединённых Наций.
А работа с колыбельными песнями помогает нам научить ребёнка уже в 5-6 классе проводить анализ текста на разных уровнях. Ведь в этих песнях и забота матери о своём дитяти (отношение автора к герою), и информация об окружающем мире (предметный мир в произведении), и обилие ласкательных слов (оценочная лексика текста), так необходимых для формирования психики ребёнка.
Баю-баюшки-баю.
Тебе песенку спою.
Повернися на бочок.
Спят Лиса и Пятачок.
Лунтик спит, и Кузя спит.
А луна нам говорит:
-Закрывай скорее глазки,
Расскажу я ночью сказки.
Ночью сказки расскажу
Да тебя посторожу.
Такая работа даёт положительные результаты:
ребёнок учится самостоятельно находить тексты,
развивается творческое воображение,
повышается мотивация на изучение предмета,
ученик видит социальную значимость теоретического материала.
Для обучения анализу текста можно брать и тексты иркутских писателей, которые мы используем в своей работе. Читая на уроке литературы Восточной Сибири сказку В.П.Стародумова «Бедовый орешек» мы показываем обучающимся, как много нового, нужного и полезного можно найти даже в небольшом по объёму произведении.
Прежде всего это лексическая работа – объяснение названия сказки, с чего и должен начинаться литературоведческий анализ («бедовый» от слова «беда»). Второй шаг – выяснение отношение автора к герою ещё до чтения произведения (использование уменьшительно-ласкательного суффикса). Третий шаг – обогащение словаря юного читателя через использование гиперссылок в тексте (выделение незнакомых или неточно определяемых детьми слов и пояснение их при помощи гиперссылки в тексте). Работают на уроке все виды памяти, частая смена деятельности позволяет глубже войти в текст, осмыслить его содержание. На первый взгляд покажется, что вставки-помощники отвлекают внимание от основного содержания, но это не так. Анализ данных уроков показал, что дети лучше запоминают текст, дольше помнят содержание произведения и его главных героев.
Но значимость таких занятий, которые я условно назвала «уроки текста», заключаются в том, что при обобщении и систематизации полученных на уроке знаний обучающиеся включаются в социально-значимую деятельность: учатся находить решения тех проблем, которые выдвигаются в произведении. На первых уроках – продолжают предложение, предложенное учителем, а далее учатся сами находить проблемы в тексте и искать пути их решения. А развитие этого умения – большое подспорье к выполнению части С ЕГЭ.
Новые государственные стандарты требуют от нас уже не личностно-ориентированного, а личностно-деятельностного обучения, при котором ученик должен быть включён в деятельность по добыванию знаний и осмыслению их практической значимости. И я хочу показать это на примере изучения темы «Лексика» в 6 классе.
Огромный теоретический материал, разнообразные задания в учебнике способствуют повышению интереса обучающихся к данной теме, но осмысления практических знаний, кроме как использования с определённой целью в произведениях художественной литературы, не дают. И я предлагаю детям изучение русского языка на улицах нашего города. Это учебный проект, который называется «Парадоксы уличной рекламы». Обучающиеся работают со словами-названиями. Темы подпроектов таковы:
Слова-названия, соответствующие лексической наполняемости
Слова-названия, несоответствующие лексической наполняемости
Заимствованные слова-названия
Метонимия в названиях
Названия – описания функций
История России в словах-названиях
Давайте почитаем (слова-названия с использованием имён литературных героев и названий произведений)
Использование переносного значения слова в словах-названиях
Неологизмы на улицах города
Много нового и интересного узнали школьники, работая над данным проектом. Обогатился их словарный запас, так как много времени работали обучающиеся со словарями и справочной литературой. Ребята стали внимательнее относиться к слову, подбирать соответствующие обстоятельствам словесные формы. А главное – они смогли на практике применить те знания, которые были получены ими на уроках русского языка.
Главное для учителя на новом этапе – всегда помнить о том, что «учение – искусство содействовать открытию» (Марк Ван Дорен).
Список литературы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1987
Барашков В.Ф. Знакомые с детства названия. – М., Просвещение, 1983
Библиотека русского фольклора. М., 1989
Вартаньян Э. Путешествие в слово. – М., Просвещение, 1982
Википедия
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1988
Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. М., 1990
Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 3 томах. М., 1993
Делу время, потехе час. М., 1988
Дивная щука. Русские народные песни. М., 1989
Загвоздкин В.К. О стандартах второго поколения. – Народное образование, 2009, №7
Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. – Образовательное право, 2011, №7
Павлова Л. Пра-бабушкино слово. «Мама и Малыш», №1
Панкеев И.А. От крестин и до поминок. М., 1998
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990
Русский народ. М., 1989
Учителю словесности. Методические рекомендации. Автор-составитель Н.В.Прокофьева– Иркутск, 2011
Шамес Р.А. Забавные приключения в стране слов. – Волгоград, Учитель, 2005
Яловицкая Н.И. Профессиональная компетентность и культура педагога. О школьных стандартах второго поколения (В чём особенности и развивающий потенциал стандартов второго поколения?) - Учителю словесности. Методические рекомендации. Автор-составитель Н.В.Прокофьева– Иркутск, 2011



15