Статья: Активизация учебной деятельности на уроках географии посредством применения раздаточного материала.
Активизация учебной деятельности на уроках географии посредством применения раздаточного материала.
На фоне всеобщей увлечённости информационными технологиями и бесконечными презентациями, считаю незаслуженно забытыми простые, но эффективные формы работы с применением разнообразного раздаточного материала.
На уроках географии применяю сигнальный опрос, смысл которого заключается в одновременных ответах на вопросы учителя всего класса или учащихся одного варианта с помощью карточек.
Правила проведения сигнального опроса:
1.Четкая и внятная формулировка вопроса.
2.Карточки с ответами ученики поднимают одновременно (не вовремя поднятая карточка засчитывается как неправильный ответ).
3. Карточки с ответами учащиеся поднимают по сигналу учителя (я применяю счёт: раз, два, три)!
Преимущества сигнального опроса перед другими формами:
1.Позволяет учителю оценить степень усвоения материала всеми учащимися.
2.Вовлекает в опрос всех учеников одновременно.
3.Активизирует деятельность учащихся.
4.Имеет некоторую игровую направленность.
5. Позволяет выставить отметки значительному количеству учеников.
Чтобы выставить отметки посредством данного опроса, пользуюсь двумя приёмами:
А. Взаимоконтроль. С карточками-сигналами работают вначале учащиеся первого варианта. Их соседи по парте фиксируют в тетради правильность каждого ответа знаками «+» и «-» , (после того, как учитель укажет на ошибки). Критерии оценки записаны на доске. Ученики выставляют отметку товарищу, учитель фиксирует.
Б.Контроль учителя. Учащиеся начинают работать стоя. Ученик, допустивший ошибку, садится и продолжает отвечать сидя за партой. При данной форме опроса выставляется только отметка «5» тем, кто не допустил ни одной ошибки.
384810300990Один из наиболее часто используемых мною наборов – материки (рисунок 1).
Рисунок 1.
Возможность применения данных карточек-сигналов:
Курс природоведения.
Тема : Суша.
Примерные вопросы:
1.Самый большой материк.
2.На этом материке – величайшая пустыня мира – Сахара.
3. Самый южный материк планеты.
4.Самый влажный материк планеты. И.т.д.
География. Начальный курс. (6 кл.).
Тема: Географические координаты.
Примерные вопросы:
1.Материки, части которых находятся и в северном и в южном полушарии.
2.Материки, которые пересекаются нулевым меридианом.
3.Материк, который пересекается всеми меридианами
4. Материк, все точки которого имеют южную широту и восточную долготу.
5. Материк, все точки которого имеют северную широту и западную долготу.
6. Материк, на котором имеется точка с координатой 900 южной широты. И.т.д.
География. Начальный курс. (6 кл).
Тема: Мировой океан.
Примерные вопросы:
1.Какой материк омывается Индийским океаном с востока?
2.У берегов, какого материка находиться крупнейший остров Земли Гренландия?
3.Частью какого материка является полуостров Камчатка?
4. Какие материки разделяет пролив Дрейка? И.т.д.
География материков и океанов. (7 кл).
Итоговый урок.
Примерные вопросы:
1. Какой материк называют материком высоких равнин?
2.На каком материке находится самая протяжённая горная система?
3.Какой материк омывается всеми океанами только с одной стороны?
4.На каком материке нет действующих вулканов и современного оледенения?
Экономическая и социальная география мира.
Тема: Политическая карта.
Примерные вопросы:
1. На этом материке находятся две страны-, лидирующие в мире по численности населения.
2. На этом материке нет монархий.
3. На этом материке государственный язык только один – английский.
4. Большинство стран этого материка освободилось от колониальной зависимости в 60-х годах XX века.
5. Всего 3 страны (все они федерации) занимают 90% площади данного материка. И.т.д.
Система сигнального опроса хорошо работает в процессе преподавания курса: «Природа России».
Я применяю карточки – сигналы при закреплении и проверке знаний по различным темам, например: «Геологическое строение территории России».
Для каждой пары учеников (один на парту) учитель изготавливает комплект цветных карточек:
А. Круглые карточки с названиями геологических эр.
Б.Прямоугольные двусторонние карточки с названиями тектонических структур.
Цвет карточек по возможности соответствует цветам общепринятым в школьных географических атласах.
22860306070
Предвижу критику загруженных работой учителей по поводу трудоёмкости работы по изготовлению данного раздаточного материала. Я сделала такие карточки 6 лет назад из цветного картона, они в отличном состоянии и работа с их применением всегда вызывает заинтересованность и положительные эмоции моих учеников.
Данные карточки можно использовать на уроке в различных целях:
Выложить геологические эры от самой древней к самой молодой.
Распределить тектонические структуры по эрам, согласно времени формирования.
Провести проверку с помощью сигналов при изучении соответствия форм рельефа определённому строению земной коры.
Возможные вопросы с использованием карточек геологических эр:
1.В какую эру мы живём?
2.В какую эру жили динозавры?
3.В какую эру сформировались древние платформы?
4. В какую эру сформировалась Западно-Сибирская плита (молодая платформа)?
5. В какую эру испытали вторичное поднятие все горные системы Земли?
Возможные вопросы с использованием карточек тектонических структур:
Какая складчатость является самой древней в геологической истории Земли?
Какой тип складчатости находится в основании Уральских гор?
Какому типу складчатости соответствуют горные поднятия Северо-Восточной Сибири?
Для какого типа складчатости характерна вулканическая деятельность?
Какой тип складчатости находится в основании Срединного хребта Камчатки?
Такая работа возможна как на стадии закрепления знаний в конце урока усвоения новых знаний, так и в качестве проверки знаний в начале следующего.
Подобные типы карточек применяю в темах: Климатические пояса и области России, Типы почв России.
При изучении темы: Части Мирового океана (Начальный курс географии,6кл), применяю приём создания учениками условных моделей карты.
Каждый ученик получает набор раздаточных материалов, имитирующих:
Мировой океан (лист синей цветной бумаги);
2 материка различной конфигурации;
4 острова различной конфигурации.
Получив задание, ученики перемещают условные знаки на импровизированной карте.
Учитель выдаёт жетоны из цветной бумаги 5-6 ученикам, которые справились с заданием в числе первых.
В конце работы выставляются только положительные отметки, согласно количеству полученных жетонов.
Возможные задания:
1.Архипелаг протянулся с запада на восток и находится в северной части фрагмента карты.
33655292735
Рисунок 3
2.Большинство заливов находятся у западных берегов материков и островов
44450297815
Рисунок 4
-406402686053.Превратите заливы в моря.
Рисунок 5
-406402717804.Создайте внутреннее море без помощи островов.
Рисунок 6
5.Создайте максимальное количество проливов.
33655111125
Рисунок 7