И.А.Крылов – великий русский баснописец.


Тема: И.А.Крылов – великий русский баснописец. (5 класс)
Тип урока – урок-обобщение
Цель урока:
Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
проверить знания учащихся о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности ( развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
воспитание интереса к классической литературе.
Методические приемы: выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста, игра, викторина.
Оборудование: интерактивная доска, фонохрестоматия, презентация, учебники, рабочие тетради, сборники басен Крылова. 1.Слово учителя с использованием презентации
Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Басни Крылова». Давайте вспомним кто же такой Иван Андреевич Крылов.
И.А.Крылов родился13 февраля 1769 г. Он является великим русским баснописцем.
Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.
Как правило, басня имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.
Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.
Основной художественный приём – иносказание (аллегория - изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству: например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п..). Нередко носителем людского порока становятся животные.В басне используются:
диалог;
просторечная лексика;
особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).
2.Конкурс «Найди пару»
Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что мы знаем о баснях Крылова. Для этого мы проведем конкурс «Найди пару»
Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Например:
СЛОН МОСЬКА
СТРЕКОЗА МУРАВЕЙ
ЗЕРКАЛО ОБЕЗЬЯНА
ОСЁЛ МУЖИК
ВОРОНА ЛИСИЦА
КУКУШКА ПЕТУХ
3.Слайд-шоу. Работа с интерактивной доской.
И.А.Крылов очень известен. Обратите внимание на доску, сколько знакомых вам басен.
4.Работа с текстом
Давайте прослушаем басню «Свинья под дубом».(Использование фонохрестоматии. Читает басню А.Колган.)Анализ басни ведется по вопросам:
Интересна ли басня?
Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой?
Кто такой невежда?
Объясните аллегорию басни
Можно ли сказать, что автор осуждает свинью?
Какая интонация звучит в реплике Дуба?
Актуальна ли мораль басни в наше время?
Чему вас научила эта басня?
Давайте прочитаем басню «Ворона и лисица» и ответим на вопросы:
Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?
Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр?
Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение?
В чём заключается глупость вороны?
Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной?
В чём смысл басни?
Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
5.Слово учителя
Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк. Именно за его талант и трудолюбие его уважали и ценили писатели и поэты. Послушайте, что о Крылове говорит К.П.Вяземский:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!
Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой былиПока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
6.Опережающее задание
Выразительное чтение по ролям басни «Волк и ягненок».
Слова автора читает Амантаев РизатСлова волка –Свинцицкий Владислав
Слова ягненка – Кулаковская Виктория.
Какова мораль басни?
Что олицетворяет собой волк? А ягненок?
7.Проведение викторины по басням Крылова:
1.В какой басне звучат слова: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок» ?(Ворона и лисица)
2.У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (Стрекоза)
3.Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (козел, осел, мартышка да косолапый мишка)
4. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (За слоном)
5.Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк)
6.Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?(Кукушка и петух)
7.Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и ягненок)
8.Закончите фразу: «Ай, Моська! Знать, она сильна ……»(Коль лает на слона)
9.Закончите фразу: «Ворона каркнула во всё воронье горло…» (Сыр выпал и с ним была плутовка такова)
10.Закончите фразу: «А вы, друзья, как ни садитесь …..»(Все в музыканты не годитесь)
11.Закончите фразу: «Когда в товарищах согласья нет…»(На лад их дело не пойдет)
12.Закончите фразу: «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…» (За то, что хвалит он кукушку)
13.Закончите фразу: «Ты всё пела. Это дело…» (Так давай же попляши)
8.Домашнее задание
Нарисовать рисунок к понравившейся басне Крылова.
Прочитать 2-3 басни на выбор.
9.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какая из басен Крылова вам понравилась более всего?
Почему басня, как жанр, сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?
Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.