Классный час на тему: «Конфликты и способы их разрешения».
Классный час на тему: «Конфликты и способы их разрешения».
Цель: развитие адекватных форм межличностных отношений, освоение способов разрешения конфликтов.
Задачи:
Обучающие: обучить и овладеть приемам межличностного взаимодействия; способам разрешения конфликтов (коммуникативные УУД).
Развивающие: способствовать развитию личностных качеств и умений; снятию барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям (личностные УУД); способствовать развитию социально-психологической компетентности подростков; способствовать развитию навыков коммуникации.
Воспитательные: формировать умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формировать адекватные формы поведения, способы взаимодействия.
Целевая группа: обучающиеся 5 класса – 18 человек.
Оборудование: видеопроектор, компьютер.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Методы обучения: беседа, дискуссия, игры, упражнения на применение знаний на практике, проверка усвоения информации по данной теме.
Формы обучения: работа в команде, в группах.
Ход классного часа
I. Инсценировка конфликтной ситуации.
Ученик роняет учебники другого, в следствии чего у них начинается спор.
-Что же произошло?
Примерные вопросы учителя:
- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
- III. Рабаота в группах. Задания:
Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”?
Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”.
Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”.
(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в парах.)
-Теперь предлагаю высказаться (Дети высказываются)
IV. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям – разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д. 1. Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?
2. Чему вас научила эта ситуация?
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»
2. Беседа по теме.
- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"
Ответы детей:
Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.
Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
А что же такое конфликт?
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Микросценки:
· Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.
Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.
· Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.
5. Разрешение конфликтов
Но если конфликт уже возник, вопрос 1 группе «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?» (ответы уч-ся)
Вопрос 2 группе: «Что происходит, если конфликт разрешается правильно?»
· Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
·
·