Сценарий классного часа на тему: « Наши земляки – воины славной ПОБЕДЫ!


МОУ «Школа с. Аксарка»
Сценарий
классного часа на тему:
« Наши земляки – воины славной ПОБЕДЫ!



Составила учитель математики и классный руководитель 6а класса Квасневская О.Ю.
Аксарка
2013
Цели: 1. Познакомить детей с героическими страницами истории русского
народа.
2. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине на
примере подвигов, совершенных нашими земляками в годы
Великой Отечественной войны; дух нации, гордость за величие
наших предков.
3. Формировать у детей положительную нравственную оценку
защитников родной земли.
4. Помочь детям в социализации, в осознании себя частью истории.
Форма: лекция - беседа.
Оборудование: фотопортреты ветеранов ВОВ, тружеников тыла, уроженцев
Приуральского района.
Оформление: написать на доске тему классного часа «Наши земляки – воины славной ПОБЕДЫ!
эпиграф « Никто не забыт, ничто не забыто».
Музыкальное оформление: а) запись песни « Вставай, страна огромная»;
б) музыкальный фрагмент для минуты молчания.

План классного часа.
Вступительное слово.
Информационная часть.
Минута молчания.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
Вступительное слово.
Классный руководитель: У каждого народа есть славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передается из поколения в поколение. За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Наш народ неоднократно защищал и спасал европейскую цивилизацию от жадных и агрессивных захватчиков.
1 сентября 1939 г. началась вторая мировая война. Вторая мировая война - самая страшная война в истории человечества. В этой войне приняло участие 61 государство мира. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. Если первая мировая война длилась чуть больше 4 лет, то Вторая – 6 лет. Она была самой разрушительной из всех войн.
(звучит запись песни « Вставай, страна огромная»).
На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт (договор) о ненападении, фашистская Германия напала на советскую землю. Самолеты бросали бомбы на мирные советские города, немецкая авиация атаковала аэродромы, и многие наши самолеты даже не смогли взлететь. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей - почти 4 героических и трагических года.
- Как вы думаете, почему Вторая мировая война была самой разрушительной?
1 ученик: Вторая мировая война была самой разрушительной, так как было очень много потерь.
2 ученик: А сколько человек погибло во время войны?
Классный руководитель: Этот вопрос остается дискуссионным. В свое время Сталин называл одну цифру- 7 млн., Н.С. Хрущев – 20 млн., М.С.Горбачев- 27- 28 млн.
Вот что писал по этому поводу А. Т.Твардовский, поэт, участник Великой Отечественной войны:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе-
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Классный руководитель: Ребята, а как вы думаете, сражались выходцы из Приуральского района на фронте?
( ответы учащихся).
Классный руководитель: Да, вы ответили правильно на мой вопрос.
Вместе со всем советским народом поднялись против фашистов трудящиеся всего Ямала, в том числе и Приуральского района. За годы войны сотни тысяч ее жителей Ямала были призваны в армию. Это были представители народов ханты, ненцев, коми, русские и представители других национальностей, проживающих на территории Ямала. Многие из них погибли в жестоких боях, но они до конца выполнили свой долг. Они сражались и погибали ради нас, ради того, чтобы был мир на земле, чтобы дети могли улыбаться, радоваться жизни.
- У вас у всех есть семейные альбомы. Вы их часто листаете. Листая их, мы видим старые фотографии наших прабабушек и прадедушек. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Именно они отвоевали долгожданную победу. Кто из вас может назвать родственника, участника войны?
( ответы учащихся).

-Кто из вас может назвать участников Великой Отечественной войны, наших земляков, выходцев из Приуральского района?
(ответы учащихся).
2. Информационная часть о ветеранах Великой Отечественной войны – наших земляках.
Классный руководитель: «Из Приуральского района в действующую армию были призваны более 6оо человек,374 приуральца с полей сражений так и нее вернулись. Весну юбилейного 60-го года встречали лишь 4 фронтовика, из них трое – жители Аксарки. Вот лишь несколько имен из 600 фронтовиков района, живших и павших и ныне живущих.
Добрынин Михаил Дмитриевич, 1911 г.р. Ушел на фронт добровольцем в начале войны, дошел до Берлина. За боевые заслуги был награжден орденами Отечественной войны I степени, Славы II и III степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За Отвагу», «За Боевые заслуги», «За Победу над Германией».
Петров Виктор Николаевич. Мобилизован на фронт в январе 1943 г. и прошел фронтовыми дорогами от Северного Кавказа до Праги. Ратные подвиги младшего лейтенанта, комсорга батальона В.А. Петрова отмечены орденом Красной Звезды и многими медалями. С 1965 г. живет в Аксарке, долгие годы работал учителем Аксарковской школы.
РОЖДЁННЫЙ  В  РУБАШКЕ
 
– Разойтись мы не могли. И раз я здесь, они остались там, – Виктор Александрович Петров рассказывает о встрече с двумя эсэсовцами на поле боя. С того дня прошло семьдесят лет, а фронтовик помнит каждую минуту короткой схватки. – Впереди был обер - лейтенант, за ним – солдат. Я выпустил три коротких очереди. Одного сразу насмерть, другой долго еще хрипел.
 
Начинал войну семнадцатилетний Виктор Петров простым рядовым. Еще не исполнилось восемнадцати – дали младшего лейтенанта. Получил молодой человек кубик на петлички. Погоны появились позже…
Не заставили себя долго ждать и награды. Правда, самая дорогая – медаль «За отвагу» – не дожила до победы, рассказывает ветеран. Под обстрелом, в сорок четвертом, прыгнул солдат в воронку, ударившись грудью о край. Только на следующий день увидел, что колодка от медали на гимнастерке на месте, а награды нет – видимо, осталась лежать в земле, изрытой снарядами. Документ, подтверждающий факт награждения, бережно хранит по сей день. Получена медаль была двумя годами ранее. В таком же грохочущем вулкане взрывов, как выразился ветеран, пробирался он в тыл за горячим питанием, куревом, хлебом, сахаром – всем, что полагается солдатам.
 – Я мог остаться на той полянке. Повезло, пробрался. Выполнил задание, – выживших в войне Виктор Петров называет рожденными в рубашке. Из шестисот одногодок, призванных одновременно с ним, домой вернулись десятеро.
Серасхов Павел Филиппович, добровольцем ушел на фронт в 1942 г. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За Отвагу», «За взятие Берлина».
Карымов Рабхат Ахатович, 1920 г.р. Ушел на фронт добровольцем, воевал на 2-м Белорусском фронте, дошел до Берлина. Награжден орденами Славы III степени, «Знак Почета», Отечественной войны II степени, медалями: «За Отвагу», «За Победу над Германией». После демобилизации вернулся в Приуралье, и долгие годы работал на благо района.
Вокуев Гаврил Алексеевич. До войны жил и работал сначала в с. Щучье, затем в Седельниково. В составе сформированной в Новосибирске дивизии был отправлен на фронт, освобождал Белоруссию. День Победы приуралец встретил в Берлине. Служить ему пришлось до 1950 г., и лишь затем он смог вернуться в родные места. Главной своей наградой считает медаль «За Отвагу».
Шарапов Афанасий Николаевич.
27 января, в очередной раз свой день рождения житель Аксарки, участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, кавалер многих боевых и трудовых наград Афанасий Николаевич Шарапов встретил в профилактории Харпской районной больницы, путевку в который регулярно ветерану выделяет Администрация МО Приуральский район.
left0РАЗВЕДЧИК  И  УЧИТЕЛЬ
 На пять лет приехал в Аксарку Афанасий Николаевич Шарапов. Мечтал заработать на машину и вернуться домой. Через несколько месяцев ветеран будет праздновать полувековой юбилей пребывания на Севере. Машину таки купил – буквально на днях. Уже не себе – сыну. Детям и внукам досталась большая пятикомнатная квартира. Афанасий Николаевич живет в однокомнатной. Жилье предоставили ему два года назад.
– Вошел – жить можно! Я молотка в руках не держал, – рассказывает ветеран. И торопится показать самое дорогое – фотографии. И делится самым дорогим – воспоминаниями разных лет. – В прошлом году ездили в Киев на День Победы. А надо сказать, я после войны никогда не встречался с однополчанами. Привезли нас после парада на площадь Дружбы. Разговорились с другими гостями праздника. Я называю номер своей мотобригады, и один вдруг говорит: «А мы стояли рядом!» А этот, – Афанасий Николаевич показывает на лицо третьего ветерана, запечатленного на фото, – командир звена истребителей, приписанных к нашему корпусу, они нас охраняли на марше, на отдыхе. Вот и встретились…
 Воевал аксарковский фронтовик на Втором Прибалтийском фронте, в составе Пятого двинского танкового корпуса. Четырнадцать километров не дошел до Риги – получил тяжелейшее ранение.
А за несколько дней до того случилось событие, которое ветеран вспоминает как самое яркое за военную биографию.
– Это мы брали языка перед общефронтовым наступлением, – трогая медаль «За отвагу», рассказывает Афанасий Николаевич. – Числа десятого сентября. Дали нам два дня сроку.
 Трое  нас  было. Пошли.
Метров за 200–300 до передовой целый день наблюдали, изучали распорядок дня немцев. Решили, что брать будем в обед. На второй день выдвинулись. Легли, стали ждать. Немцы пунктуальны очень. Смотрим – точно, кухня едет. Видим, разнесли. Подползли к брустверу. Слышно даже, как ложки стучат.
Распределились: один хватает за ноги, другой кляп делает. По команде связали, немец охнуть не успел…События сорок четвертого ветеран вспоминает легко. Между тем только жизни в Аксарке – уже пятьдесят лет. Большая их часть отдана школе, где Афанасий Николаевич работал директором.
На отсутствие внимания жаловаться не приходится. Два раза был фронтовик на параде Победы в Москве. Всё, что нужно, ему предоставляют по первому требованию и даже без этого. Не только квартира – бытовая техника, необходимая помощь по дому – к потребностям ветерана в администрации относятся очень и очень внимательно.
В Приуралье с первых дней война началась трудовая битва: изматывающая, бесконечная, требующая мужества, терпения и упорства. Навсегда вошли в историю п. Аксарка беспримерные трудовые подвиги женщин, стариков и детей, оставшихся в тылу и перенесших на своих плечах всю тяжесть военного времени.
Участники трудового фронта: Валишева П.Х., Абакумова В.М. Журавский С П., Серкина Н.Ф., Девятова А.П., Девятов П.В., Касьяненко Г.И., Ломоносова А.И., Лырмина М.Е., Леонова А.В., Манакова Н.Г., Матвеева А.Г., Окотэтто А.И., Окотэтто А.П., Шилова И.И., Проскурина К.Г.
3.Минута молчания.
Классный руководитель. Ребята, вы сейчас послушали мой рассказ о героическом прошлом, о мужестве и героизме наших земляков, о людях, которые спасли мир от фашизма. Их подвиг - это наша национальная гордость, святыня. Мы не должны о них забывать. Не должны забывать о тех безусых юношей, которые ушли на фронт и не вернулись из поля боя.
Например, как только началась Великая Отечественная война, жители Приуральского района стали приходит в районный военкомат с одной целью – призваться на фронт. Из Приуральского сельского поселения ушло на фронт 600 чел. Многие из них не вернулись. Почти в каждую семью в годы войны приходили похоронки.
Предлагаю почтить их память минутой молчания.
Наша задача - мы никогда не должны забывать о тех, кто завоевывал Победу. Мы не должны забывать о тех, кто остался на поле боя. Мы должны заботиться о тех ветеранах, которые сегодня здравствуют, а их с каждым годом становится все меньше и меньше.
4.Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Программа нашего классного часа выполнена. Я хотела бы услышать ваши мнения о сегодняшнем мероприятии.
- Как вы считаете, нужно ли нам знать о боевых заслугах наших предков?
- Нужно ли проводить «раскопки», чтобы больше узнать о наших героях, об участниках войны, а они сегодня еще живут рядом с нами.
( ответы учащихся).
Звучит песня «День Победы» !

Использованная литература.
1.Кредер А. А. Новейшая история зарубежных стран. 1914- 1997: Учебник для 9 класса основной школы.- М.:ЦГО, 1999.
2. Данилов А.А. История России, ХХ – началоХХ1 века: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений.- М.-: Просвещение, 2007
3. О.В.Кишенкова, С.В. Тырин. История России.- М.: Вече* Новый учебник, 1999.
4. Классные часы: 5-6 классы / Автор- составитель А. В.Давыдова./- М.:ВАКО, 2008.- Учебный год.
5. Т.И. Бакулина, В П. Петрова. Земля и люди Приуралья. Средне – Уральское книжное издательство 2005.