Статья Создание образовательной среды для успешного развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий.(4 класс)
Создание образовательной среды для успешного развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий.
Петрова Светлана Николаевна
МКОУ «Новоусманская СОШ №3» учитель начальных классов.
Перемены, происходящие в современном обществе, заставили меня задуматься об одной из проблем современного образования: почему ребёнок, успешный в школе не всегда становится успешным в жизни? Может быть, потому что мы не учим детей чему-то очень важному?
Я считаю, что решением данной проблемы является опора на личностно-ориентированную модель обучения, осуществление компетентностного подхода и применение современных образовательных технологий.
На сегодняшний день качество образования – это способность решать нестандартные задачи, самостоятельно учиться мыслить, действовать, осуществлять свой выбор, умение работать в группах.
На мой взгляд, с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов я, из всего многообразия технологий, выбрала самые перспективные технологии игровые, информационные, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения, проектные технологии, обучение в сотрудничестве, систему «Портфолио». Благодаря этим технологиям я могу: повышать качество образования, оптимизировать образовательный процесс, сформировать для одарённых детей индивидуальную схему обучения, исходя из выявленных индивидуальных способностей, обеспечивать развитие личности ребёнка, организовать совместную деятельность учителя и ученика, которая будет направлена на успешное развитие ученика.
Выбирая новые условия необходимы и новые методы, которые позволят по-новому организовать процесс обучения. Сегодня современный ученик другой, поэтому и современный учитель должен быть другим.
Необходимы проблемные, ролевые, деятельностные, групповые, игровые, рефлексивные и другие формы и методы обучения.
Самая привлекательная для детей и способная вызвать положительную мотивацию к познанию нового – игровая деятельность. Я стараюсь на каждом уроке использовать дидактические и интеллектуальные игры.
Технологии игрового обучения позволяют решать образовательные и воспитательные задачи:
помогают детям обрести оптимизм, уверенность в своих силах;
самонастраивают на жизнерадостность, развивают привычки к самосовершенствованию;
включают учащихся в процесс самопознания и самовоспитания;
воспитывают аккуратность, ответственность;
позволяют учащимся сразу увидеть результат своей работы.
Информационные технологии, применяю с целью осуществления новой эффективной модели преподавания учебных дисциплин и обеспечения личностного развития ребенка за счет уменьшения репродуктивной деятельности и более плодотворного использования учебного времени.
Использование ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности допускает:
влиять на эмоциональную сторону восприятия школьников;
повышать стремление к познавательной активности учащихся и интерес к изучаемому предмету;
настроить творческий потенциал учащихся;
расширять кругозор;
развивать стремление работать с различными источниками информации.
Внедрение электронных учебных комплексов и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс допускает сочетание традиционных методов преподавания с новыми, оставляя возможным осуществление постоянного, вариантного мониторинга успеваемости.Цифровые образовательные ресурсы обеспечивают:
поддержку в постановке проблемы и ее разбора;
возможность управления вещами с помощью знаков;
проведение исследования, которое невозможно осуществить в практическом плане;
индивидуальные тренировки, когда компьютер оказывает учащимся содержательную поддержку и помощь.
В процессе использования ИКТ создаю свою копилку ЦОР: авторские презентации, программные наработки, позволяющие отработать определенные навыки. Консультирую родителей и учащихся по использованию цифровых образовательных ресурсов для домашней самостоятельной работы.
С целью создания благоприятной социокультурной среды для развития ребенка и формирования мотивов, ценностей, потребностей ЗОЖ использую здоровьесберегающие технологии. Работаю по трем направлениям: медицинское, психологическое, физкультурно-оздоровительное.
Применяю следующие формы работы: спортивные соревнования и викторины; встречи со старшеклассниками-победителями спортивных соревнований; Дни Здоровья; туристические походы с родителями; тематические классные часы, ведение папки спортивных побед учащихся класса; встречи с тренерами детских спортивных школ, интерактивные игры по проблеме; просмотр специальных видеосюжетов.
С целью создания основы для развития творческих и познавательных способностей, высокого общего развития личности учащегося я использую технологии развивающего обучения. Основной ценностью такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у детей возникает огромное желание в познании. Урок строю так, чтобы новые знания и способы деятельности учащиеся открывали в результате нахождения вариантов правильных решений, решения проблемных ситуаций.
Ставить ученика в позицию исследователя позволяет проблемное обучение. Оно учит анализировать и обосновывать ситуацию. Моя задача как учителя – помогать находить и показывать продуктивные для познавательного процесса противоречия, привлекать учащихся к их обсуждению и решению.
Особое место в моей системе работы занимает проектная деятельность. Использую её с целью организовать активную коммуникативную деятельность учащихся, стимулировать их самостоятельную работу, то есть обеспечить формирование коммуникативной компетенции. Моя цель – направить ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности в ходе основного обучения и во внеклассной деятельности. Моим учащимся очень нравятся творческие коллективные проекты. Мы участвовали в декабре 2014 года в общероссийском конкурсе «Край Родной, Любимый Мой», подготовили коллективную презентацию о своей малой родине – селе Новая Усмань. Ребята с удовольствием собирали материал, работали над презентацией, в итоге получили диплом 1 степени. Сейчас с удовольствием работают над Всероссийской проектной работой «Я помню, я горжусь!», посвященной 70–летию Великой победы, нашим дедушкам и прадедушкам – участникам ВОВ, ребята также надеются на призовые места.
С целью перехода от педагогики требований к педагогике отношений использую обучение в сотрудничестве. Организация на уроке групповой работы учащихся в сочетании с другими формами деятельности способствуют повышению эффективности обучения в целом, способствует воспитанию у учащихся самостоятельности, ответственности, творческой активности.
Одним из самых главных для моих учеников является применение системы инновационной оценки «Портфолио» с целью получения знаний для самостоятельной оценки познавательного и творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Система «Портфолио» – это:
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, создание ситуации успеха для каждого ученика;
максимальное раскрытие личностных способностей каждого учащегося;
формирование установки на творческую деятельность и мотивирование на дальнейший творческий рост;
формирование навыков рефлексии, приобретение умения анализировать свои собственные интересы, потребности и сравнивать их с имеющимися возможностями;
становление жизненных идеалов, активизирование стремления к самосовершенствованию.
Использование технологии «Портфолио» в урочное и во внеурочное время оказывает огромную помощь в развитии познавательного интереса, формирует умение учиться.
Работая четвёртый год в начальной школе по ФГОС, наблюдаю, что использование современных образовательных технологий в моей работе достаточно широк: включает в себя учебную и внеурочную деятельность, сферу дополнительного образования и работу с родителями.
Благодаря использованию всех выше перечисленных технологий я смогла добиться высоких результатов. Мои учащиеся уже в 4 классе свободно применяют различные программы для выполнения проектов. Они уверенно и с удовольствием участвуют в онлайн-тестировании своих знаний по отдельным предметам. Их творческие работы участвуют в различных конкурсах и получают призовые места. Именно это создает ситуацию успеха в обучении и во внеклассной работе, позволяет наполнить портфолио.
Моя педагогическая мечта – каждый ребёнок должен быть успешным, как в учебной деятельности, так и жизни.