Роль семьи и школы в воспитании гражданина и патриота


«Роль семьи и школы в воспитании гражданина и патриота»
От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом, поэтому необходимо воспитывать принципиально новый, демократический тип личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать своё материальное состояние – человека, сочетающего в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, уважающего права и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Такого человека, который, обладая всеми этими качествами, заботился бы о процветании России, думал не только о своём будущем, но и о будущем старшего поколения россиян.
Пройдёт несколько десятков лет - и наши дети займут наши места, станут руководителями производства и страны! Какими мы их воспитаем, такой будет и страна. Поэтому мы должны воспитать патриотов, Граждан России с большой буквы!
Патриотизм - важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом.
Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей
«А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» - писал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.
Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, подготовить защитника страны.
Всё начинается с семьи. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет имеют огромное значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением - бабушек, дедушкек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтескье.
Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при необходимости настойчивость и твердость.
Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: « Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу вред».
Если в семье ребенок не научился с пониманием и любовью относиться к близким, а привык следовать только своим прихотям и желаниям, то, переступив отчий порог, он так же будет строить взаимоотношения со своими друзьями, коллегами и окружающими людьми.
Разве может человек, не любящий свою мать или отца, любить город, в котором живет или страну в целом?.. Если он с детства привык только брать, он не научится отдавать. О каком гражданстве или патриотизме можно говорить в таком случае?!
Главное в воспитании юного гражданина - достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.
В качестве цели своей работы педагог определяет воспитание гражданина и патриота, готового взять на себя ответственность за свою семью, свой город, свою страну, способного к открытому взаимодействию с обществом на основе системы ценностей, традиционных для России.
Патриотическое воспитание – сложный, долговременный процесс. Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных часов или бесед. Этот процесс нуждается в системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость тесного объединения  возможностей школы, семьи и общественности. Путь воспитания любви к Отечеству надо выстраивать последовательно, в логике «от близкого к далекому». В этой связи можно выделить несколько поэтапных направлений работы по патриотическому воспитанию.

Самым актуальным направлением в работе с учащимися является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это особенно важно сейчас, когда со страниц журналов, газет, с экранов телевизоров исчезает тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. 
Воспитание гражданина и патриота, готового взять на себя ответственность за свою семью, свой город, свою страну, способного к открытому взаимодействию с обществом на основе системы ценностей, традиционных для России.
Патриотическое воспитание – сложный, долговременный процесс. Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных часов или бесед. Этот процесс нуждается в системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость тесного объединения  возможностей школы, семьи и общественности.
Путь воспитания любви к Отечеству надо выстраивать последовательно, в логике «от близкого к далекому». В этой связи можно выделить несколько поэтапных направлений работы по патриотическому воспитанию.

Я и моя СЕМЬЯ
Учащиеся должны знать свои семейные традиции, любить и беречь близких. Родители – постоянные участники, вдохновители и помощники наших классных дел.
Я и моя ШКОЛА
В каждой стране есть свои законы. Наша школа – это своего рода микрогосударство, в котором мы подчиняемся общему распорядку, где отражены права и обязанности. Воспитание будущего гражданина опирается на уважение и соблюдение этого закона.
Я и мой ГОРОД
Краеведческая работа помогает в воспитании уважения к культурному и историческому прошлому родного края, в привитии любви к малой Родине. Переживание информации, а не только усвоение делает знания значимыми для детей. Шаг за шагом в течение нескольких лет изучение истории нашего города, знакомство с интересными людьми, пребывание на предприятиях нашего города, в музеях, посещение митингов, посвященных героическим и памятным датам и событиям – все это способствует воспитанию патриота и гражданина
Я и моя СТРАНА
Большое значение на классных часах можно уделить воспитанию правовой культуры учащихся, формированию их гражданской позиции. Изучение истории России происходит не только на уроках, классных часах, различных мероприятиях, но и во время экскурсий, которые представляют собой целенаправленную систему воспитания патриота и гражданина.



«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».

Н.Г. Чернышевский


Памятка для родителей
1. Если вы хотите воспитать ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков и вас самих, из которых они и вы вышли с честью.
Вместе запишите свои воспоминания, воспоминания старших членов семьи.
Составьте генеалогическое древо своей семьи, собирайте семейные фотографии, документы, реликвии. Создайте музей семьи, своего рода, где найдётся почётное место медалям деда и прадеда, и изумительному рукоделию прабабушки, и грамотам папы или мамы за успехи в спорте или учёбе
Не забывайте о дальних родственниках.
3. Знакомьте своего ребенка с памятниками и историческими местами родного города и России. Посещайте их! Создайте фотоальбом «Мой родной город», « Мои любимые места Воронежа».
4. В выходной день сходите с ребенком в музей, театр или на выставку. Чем раньше и регулярней вы будете это делать, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
5. Помните, чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, оценивайте не только его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни. (Кто его друзья, кто ему помогает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу: она наказуема!» и т. д.
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте. Позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие - оно обернется против вас.

Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615