Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках математики в рамках перехода на ФГОС ООО

Антонюк Екатерина Михайловна, учитель математики МБОУ Тюменцевской СОШ, с. Тюменцева, Тюменцевского района, Алтайского края.
Тема: «Развитие творческих и познавательных способностей на уроках математики в условиях перехода на ФГОС»
1. Актуальность.
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Необходимость готовить к творчеству и развивать познавательные способности каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, а результатом воспитания, может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
В условиях перехода на ФГОС целями математического образования является: ( слайд 2) овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, развитие творческой активности учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания; развитие познавательного интереса у каждого ребёнка.
Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема «Развитие творческих и познавательных способностей на уроках математики в условиях перехода на ФГОС».
Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании познавательных интересов школьников.
Задачи исследования:
Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.
Определить критерии сформированности познавательных интересов.
Практика показывает, что эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках математики достигается через использование творческих заданий.

2.Необходимые условия формирования познавательного интереса (слайд 3)
(Слайд 4)
- Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Решение познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения.
- Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми ученик может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение работать с книгой, анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.
На своих уроках я использую один из эффективных путей активизации познавательной деятельности школьников - это реализация идей проблемного обучения.
Для примера привожу проект урока в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». (слайд 5)
Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:

Личностных (работа над воспитанием качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, формирование навыков решения социально и личностно значимых проблем)
Метапредметные (формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе, умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметных (овладение математическими знаниями и умениями по решению примеров и задач с помощью действия сложения и вычитания для продолжения обучения и применения в повседневной жизни).
Формы организации учебной деятельности: технология продуктивного общения, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в группах по заданиям, организация самопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимся вопросов и проблем, учебное сотрудничество.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения задач по заявленной теме.
После мотивационного настроя на работу с помощью ответа на поставленный учителем вопрос, идет организационная деятельность, где учащиеся отвечают на проблемные вопросы учителя, определяют тему урока, осуществляют планирование деятельности на урок.
Здесь можно для развития познавательных интересов предложить следующие проблемные задачи: (слайд 6)
1. Заселите домик числами
10

3,5



4,2

2,7



5,1

1,9


2. Решить удобным способом (слайд 7)
(40,24+10,77) – 7,3
(60,1+10,77) – 4,125
После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число 10,77, дети обводят указанные слагаемые красным мелом.
Цели, которые преследуются на данном этапе: Личностные: формирование навыков развернутого анализа, Метапредметные:умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей. Владение основами самоконтроля и самооценки.
Для работы в группах, с целью развития творческих и познавательных способностей предлагаются следующие задания: (слайд 8, 9)
Сопоставить решение с ответом.
38,26+14,124

23,074

132,5-78,25

57,868

24,13-1,056

13,156

56,79+1,078

52,384

111,356-98,2

54,25

Личностные:
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
Метапредметные
Развивать способность организовывать учебное сотрудничество
Физминутка нацелена на здоровьесбережение школьников и развитие познавательного интереса.
Рефлексия: (слайд 10) Учитель принимает отчеты. Отвечает на вопросы, вызвавшие затруднения. Личностные:
Умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

15