конспект урока истории в 6 классе на тему Киевская Русь при Ярославе Мудром
Тема: «Киевская Русь при Ярославе Мудром».
Цели:
Сформировать представление о личности одного из самых известных правителей Древней Руси, его заслугах перед Отечеством;
продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими
документами, материалами учебника) и картой;
развивать умения анализировать источники, делать выводы, работать по
алгоритму;
способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к Родине, к ее истории.
Тип урока:
Урок изучения нового материала (в форме практического занятия).
Оборудование:
Учебник, технологическая карта, атласы и контурные карты для 6 класса,
Карта «Киевская Русь в IX – XI вв.», рабочие материалы к уроку (тесты, документы и т. д.),
Сообщение «Усобицы сыновей Владимира».
Ход урока.
Орг. Момент.
Эмоциональный настрой.
Сообщение темы урока и целей.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых известных правителей Древнерусского государства – Ярославом Мудрым.
Запись темы урока в тетрадь.
Мне бы хотелось, чтобы в конце урока, пользуясь знаниями, на нем полученными вы ответили на вопрос: Оправдывает ли князь Ярослав прозвище Мудрый? (записан на доске)
Основное содержание урока.
Сегодня на уроке вы работаете с технологическими картами. Принцип работы с ними вам уже знаком. Карта состоит из учебных элементов. За работу на каждом этапе вы получаете баллы. В конце урока оцениваете свою работу. Переводите баллы в оценку.
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте посмотрим, как вы усвоили материал, изученный на прошлых уроках.
УЭ -1: 1. Разминка. Проверка понятий. Составление кроссворда. Исходное слово БОРТНИЧЕСТВО. (учащиеся называю понятие, где есть буква «Б» и формулируют вопрос к данному понятию и т. д. )
2. Тестирование.
Оцените свою работу.
УЭ – 2: Усобицы сыновей Владимира.
Сообщение «Усобицы сыновей Владимира».
Беседа по вопросам.
Работа в тетради. Запись дат.
Оцените свою работу.
УЭ – 3: Ярослав Мудрый – киевский князь.
Работа с документами.
Дополнения учителя.
Беседа.
Работа в тетради. Запись даты.
Оцените свою работу.
УЭ – 4: Знание карты.
Работа с контурными картами.
Оцените свою работу.
УЭ – 5: Начало русского законодательства.
Работа с учебником и словарем.
Робота с учебной картиной «Суд во времена «Русской правды»»
Оцените свою работу.
УЭ – 6: Завершающий контроль.
Вставьте в текст пропущенные слова.
Оцените свою работу.
УЭ – 7: Подведение итогов. Рефлексия.
Сформулируйте ваше мнение об уроке. Что понравилось, что нет.
Тема «Киевская Русь при Ярославе Мудром».
(индивидуальная карта-бланк)
Ф. И. ученика __________________________________________________
№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению материала
Уэ-0 Интегрирующая цель: сформировать представление о личности одного из самых известных правителей древней Руси, его заслугах перед Отечеством.
Оправдывает ли князь Ярослав прозвище Мудрый? внимательно прочитайте цель урока
Уэ-1 Цель: контроль знаний по пройденному материалу
Выполните задание:
Разминка. Составьте кроссворд. Исходное слово
–бортничество-
Ответьте на вопросы теста (правильный ответ подчеркни карандашом) см. приложение 1
Оцените свою работу Устно
Письменно
Каждый правильный ответ 1 балл
Уэ-2 Цель: раскрыть причины второй усобицы на Руси после смерти
князя Владимира.
Выполните задание:
Прослушайте сообщение «Усобицы сыновей Владимира» и ответьте на вопросы:
Что такое междоусобицы?
Назовите причины второй усобицы на Руси?
Чем закончились междоусобные войны?
Что привлекает и что отталкивает вас в молодых князьях XI века?
Запишите в тетрадь даты
1015 – 1019 гг. – междоусобицы сыновей Владимира.
1019 – 1054 гг. – правление Ярослава Мудрого.
Оцените свою работу. Устно
правильный ответ 5 баллов
работа с учебником и тетрадью
Уэ-3 Цель: формирование навыков работы с документами.
Выполните задание:
Прочитайте текст документов (см. приложение 2) и ответьте на вопросы:
Почему Ярослава современники прозвали Мудрым?
Достоин ли он этого прозвища?
Запишите в тетрадь:
1036 г. – разгром печенегов.
Оцените свою работу -2225675243205000
Устно
правильный ответ 5 баллов
работа в тетради
Уэ-4 Цель: развитие картографических навыков
Выполните задание:
На контурной карте обозначьте:
Места расселения печенегов;
Место разгрома печенегов;
Торговый путь из варяг в греки
Походы Ярослава М. на западные племена: литву, чудь, ятвягов.
Оцените свою работу работа с атласом и контурной картой
правильный ответ 5 баллов
Уэ-5 Цель: формирование навыков работы с учебником
Выполните задание
Пользуясь текстом & 8 на с. 58-59 запишите в тетрадь (словарь) определения следующим понятиям:
«Русская правда»
Вира
Гривна
Рассмотрите учебную картину «Суд во времена «Русской правды» » Ответьте на вопросы:
Почему столько людей собралось на площади?
Что происходит с изображенным в центре картины мужчиной?
Почему он опустился на колено и протянул руку к костру?
Кто выступает в качестве судьи?
Оцените свою работу Стр. 58-59
Работа с учебником, запись определений в словарь
правильный ответ 5 баллов
Уэ-6 Цель: контроль полученных на уроке знаний
Выполните задание
Вставьте в текст пропущенные слова (см. приложение №3)
Оцените свою работу Письменно
Каждое правильно вставленное слово 1 балл
Уэ-7 I. Подведение итогов урока.
Прочитайте цели урока.
Достигли ли вы целей урока?
3. Оправдывает ли князь Ярослав прозвище Мудрый?
4. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали:
30 - 35 баллов, то получаете оценку 5
20–25 баллов – оценку 4
10 - 15 баллов – оценку 3
5 баллов – оценку 2
II. Самоконтроль (рефлексию) изобразите при помощи графического изображения:
Круг – мне было работать интересно, я все понял.
Квадрат - было интересно работать, но не во всем разобрался.
Треугольник – было неинтересно, понял очень мало.
II. Домашнее задание.
Параграф 8,
Придумайте рассказ по картине «Суд во времена «Русской правды» « Индивидуально
Работайте вместе с классом
Набранный балл:______
Ваша оценка за урок: _______
Приложение 2.
Н. М. Карамзин о Ярославе Мудром.
Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил свой народ.
Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1988. С. 133-134.
Повесть временных лет, XII в. О Ярославе Мудром.
В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное…..
Приложение 1.
Тест
Кто является автором «Повести временных лет»
Пимен; 2) Нестор; 3) Филарет.
В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
Многобожье; 2) трехбожье; 3) единобожье.
Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море.
Балтийское море – Западная Двина – Днепр – Черное море;
Балтийское море – р. Волхов – оз. Ильмень – Черное море;
Балтийское море – р. Неман - р. Припять – р. Днепр – Черное море.
Какой из русских городов, согласно летописи, возник первым:
Киев; 2) Новгород; 3) Москва.
Назовите дату объединения новгородских и киевских земель, которую принято считать созданием древнерусского государства:
862; 2) 882; 902.
Соотнесите термины и определения:
Размер дани князю а) погост
Место сбора дани б) урок
Что из перечисленного маршрута не входило в «путь из варяг в греки»:
Нева; 5) Ладожское озеро;
Волхов; 6) р. Ловать;
Волга; 7) Днепр;
Оз. Ильмень 8) Черное море.
Принятие христианства всей Русью произошло при князе:
Владимире 1; 2) Ярославе Мудром; 3) Ольге.
Приложение 3.
После смерти князя Владимира в 1015 г. начинаются _________________________
войны. В результате этой войны киевским князем стал _______________________, прозванный _________________. В _________году Ярослав отстоял Киев и разгромил __________________. Ярослав Мудрый создал первый свод законов на Руси, который назывался _______________________________.