Организация этнографической смены в летнем лагере

Организация этнографической смены в летнем лагере
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края
Директор Юн Инесса Владимировна

В самом центре Дальнего Востока находится Хабаровский край, в состав которого входят как обширное Охотское побережье и Шантарский архипелаг, так и необозримое Приамурье и Приуссурье, а так же побережье Татарского пролива. Хабаровский край – один из прекраснейших краев нашей Родины. Кто видел хоть раз, тому не забыть лилового контура далеких сопок, поразительной пестроты осенних красок, торжественной широты Амура, чистоты зимнего солнечного неба, величия вековой Уссурийской тайги, всего простора и мощи дальневосточной природы.
Здесь, вблизи берегов великой реки проходит жизнь тысяч и тысяч людей. Одна из малых народностей – нанайцы (устаревшее название – гольды, самоназвание – нанай, т.е. люди земли) населяют среднюю часть Нижнего Амура, долины рек Уссури, Сунгари, Тунгуска, Кур, Урми; их села располагаются по берегам озер Болонь, Синдинское и др. Часть нанайцев живет в Хабаровске, Амурске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре. Предки нанайцев жили в бассейне Амура еще много веков назад. Традиционными занятиями нанайцев издавна были речное рыболовство, пушная и мясная охота (особенно у живущих по таежным протокам Горин, Кур, Урми), а также собирательство.
В ХХ веке в материальной и духовной культуре нанайцев произошли глубокие изменения: часть нанайского населения участвует в промышленном производстве, сложилось совхозное хозяйство, сформировалась собственная интеллигенция (педагоги, врачи, инженеры). На основе русского алфавита развилась письменность.
Изучение особенностей быта и жизни нанайцев началось еще в 19 веке (А.Ф. Миддендорф, Г.И. Невельской, Л.И. Шренк, Р.К. Маак, К.И. Максимович, Н.М. Пржевальский и др.). Ученые исследовали материальную и духовную культуру, расселение и хозяйствование этой народности. Накопленные сведения представляют большой научный интерес.
В настоящее время мир меняет свое отношение к наследию, к традиционной культуре. Все более приходит понимание того, что наследие – это не только источник ностальгического воспоминания о прошлом, не только возможность эстетического наслаждения произведениями искусства, созданными мастерами предшествующих поколений. Формируется новое представление о наследии как одном из важнейших факторов развития современной культуры, условий выживания народа, его адаптации к условиям быстро меняющегося мира. Сегодня уже многие осознали необходимость изменения взгляда на национальное культурное наследие.
Основной целью охраны и использования наследия, на наш взгляд, является приобщение подрастающего поколения к материальной и духовной культуре народностей, проживающих на территории Хабаровского края, в частности – нанайцев.
За годы деятельности МОУ ДО Дворца творчества детей и молодежи города Комсомольска-на-Амуре накоплен опыт работы этнографической направленности в условиях временного детского коллектива, в частности – организация этнографической смены в летнем лагере. Основной линией работы с детьми в рамках этнографической смены является знакомство с искусством и бытом народов Амура, пробуждение интереса к национальному наследию.
Задачи этнографической смены:
Обогащение теоретических знаний школьников о географическом положении, происхождении, культуре и быте нанайцев.
Практическое обучение участников лагеря технологиям прикладного искусства, традиционным ремеслам.
Развитие эмпатии к малым народностям.
Сплочение детского коллектива двух национальных культур в х оде совместного решения бытовых, коммуникативных и учебно-практических проблем.

Темы занятий естественным образом вытекают из задач и включают:
- обзор культуры и быта нанайцев;
- изготовление предметов материальной культуры (одежда, жилище, пища, предметы быта, украшения и др.);
- знакомство с духовной культурой нанайцев;
- тренинги коммуникативных умений.

Работа с детьми проводится в творческих мастерских по трем направлениям:
Технология обработки рыбьей кожи и изделия из нее
Традиции древних орнаментов
Искусство деревянной резьбы

Творческая мастерская
«Технология обработки рыбьей кожи и изделия из нее»

У народов Приамурья и жителей побережья Тихого океана широко распространены изделия из рыбьей кожи. Привлекательны ее качества: непромокаемость, легкость, прочность. Известно, что еще в 1 веке н.э. носили одежду из этого материала. Его активно применяли на практике вплоть до середины ХХ столетия. Из рыбьей кожи шили паруса для лодок, покрышки для охотничьих шалашей, кисеты, футляры, трафареты для орнамента, предметы культа и многое другое. Но в основном рыбьи кожи шли на производство одежды.
На Дальнем Востоке используется кожа кеты, горбуши, сазана, щуки, сома, толстолобика, ленка, амура. Впрочем, возможна обработка практически всех сортов рыб. Технология эта несложная, выполнима в домашних условиях.
Подсушивание рыбы
Не выпотрошенную рыбу требуется сушить в подвешенном состоянии около 2 часов, чтобы облегчить операцию снятия кожи.
Снятие кожи
Вокруг головы, хвоста и посередине брюшной полости кожу надрезают и снимают, осторожно обходя плавники. Рыбу потрошат
Сушка кожи
Кожу очищают от остатков жира, мякоти и тщательно промывают в проточной холодной воде. Затем отжимают, кладут на деревянную доску чешуей вверх и сушат в хорошо проветриваемом месте около 1 суток.
Размягчение кожи
Этот механический процесс выполняется руками или на станках-мялках. Вначале отпадает чешуя, а затем снимается верхний тонкий слой. Кожу продолжают отделывать до тех пор, пока она не станет мягкой.
Технология обработки соленой рыбьей кожи аналогична, с той лишь разницей, что ее нужно предварительно вымочить в холодной воде.
Кожу сома и других жирных рыб дополнительно обезжиривают: во время размягчения руками или в мялках пересыпают мелом (можно опилками).
Обработанная кожа получается различной по цвету и качеству. К примеру, у кеты, горбуши и щуки она прочная и толстая, у сома, ленка и амура – более мягкая. Цвет кожи сазана – желтоватый и прозрачный, у амура – белый, у сома – черновато-серый.
Рыбья кожа отлично окрашивается в любые цвета. В старину краски делали из природных материалов: глины, травы, ягод, цветов, сажи с добавлением сока свежей или растертой в воде сухой кетовой икры. Сегодня можно использовать обычный анилиновые красители.

Творческая мастерская
«Традиции древних орнаментов»

Нарядны красивые современные ковры из тканей, созданные искусными руками нанайских мастериц. Народным художницам удалось показать на больших коврах богатство амурского орнамента, четкую графичность древних узоров, праздничную гармонию цветовых сочетаний в тканях и вышивке, разнообразие приемов художественного исполнения.
Ковры делаются из сатина и ситца в технике аппликации и вышивки. Но (такова ценность народного искусства!) в законченной вещи материал не играет заметной роли. Ковер производит впечатление завершенной картины. Выбор материала в данном случае обусловлен традиционной техникой изготовления художественных изделий их тканей. Материал обязан отвечать непременным условиям: ткань должна быть тонкой, обладать свойством хорошо подкрахмаливаться, складываться в несколько слоев и легко прорезаться по шаблону для создания симметричных узоров, легко подклеиваться рыбным клеем на другую ткань. Именно таким условиям отвечают сатин и ситец.
Кроме того, сначала мастерицы вышивают отдельные фрагменты и лишь затем все детали собираются в единое целое – законченный ковер. Другой техники на Амуре не знали, а чтобы освоить новые материалы, нужно хорошо изучить их свойства и тогда уж вырабатывать технику исполнения. В народном искусстве это процесс длительный.
Для нанайских ковров характерна техника аппликации с плотно расположенным орнаментом. Узор ажурной аппликации полностью накладывается на основной фон, составляя законченную композицию.


Творческая мастерская
«Искусство деревянной резьбы»

В искусстве деревянной резьбы нанайцев особое место занимают ложки. Изящной, пропорциональной формы – с плоской вытянутой лопаточкой и маленькой выемкой внутри, тонкой шейкой, переходящей в фигурную ручку с резным узором, они необыкновенно хороши. Тщательностью и тонкостью художественной обработки ложки очень отличаются от других предметов с резным орнаментом. Так и кажется, что изготовление ложек доставляло народным мастерам огромную радость творчества.
Вырезаются ложки из досок липового, лиственничного или черемухового дерева. Плоская форма ложки с острым концом, длинной шейкой и утолщенной частью ручки – это традиция. Резной рисунок на ложках и бесконечные вариации фигурных форм ручки – это индивидуальное творчество мастера-резчика, но орнамент в целом всегда выдерживается в традициях народного искусства. Деревянными ложками пользовались постоянно, но годились они только для твердой пищи и каши. Жидкую пищу ели в прихлебку из чашек.
Особенно тщательно отделывались ритуальные ложки к «медвежьему празднику». Некоторые из них отличались значительными размерами и формой. Чтобы не пролить священный медвежий жир, его черпали из котла специальной большой и глубокой ложкой, богато орнаментированной резными узорами с изображением медведя.
Старательно украшались резьбой с амурскими узорами ящики для хранения одежды и ценных вещей, большие и маленькие круглые или овальной формы табакерки из черемухи азиатской – непременный предмет личного пользования, как мужчин, так и женщин. Каждая опытная мастерица имела специальную доску для вырезания орнаментов, концы которой орнаментировались нарядной резьбой. Деревянные ложки и табакерки украшали резьбой иногда и женщины.

Реализация программы этнографической смены предусматривает также изучение музейных и архивных материалов через посещение этнографического музея с. Верхняя Эконь. Музей создан в 1995 году энтузиастами в результате проведенных экспедиций по нанайским селам с целью сбора экспонатов (предметов быта, одежды, украшений, обрядовых и культовых предметов). В программу этнографической смены включаются беседы о культурном наследии, быте и нравах нанайского народа.
На примере этнографического музея С. Верхняя Эконь в перспективе планируется создание этнографического кабинета в МОУ ДО ДТДиМ города Комсомольска-на-Амуре, включение в учебный план учреждения этнографического направления работы с учащимися, проведение экспедиций по нанайским селам совместно с Комсомольским заповедником.
По материалам этнографической смены создан видеофильм «Кочевка».
15