Социальные роли детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря
Социальные роли детей и подростков
в условиях детского оздоровительного лагеря
Немало важный фактор, влияющий на развитие индивидуальности ребенка – социализация. Ведь не каждый ребенок чувствует себя комфортно в обществе, пусть то общество одноклассников, сверстников и или совершенно незнакомых людей.
Для развития коммуникативной компетентности и компетенции решения возникающих проблем, у нас в школе был разработан социально-педагогический проект «Пути решения оздоровления и отдыха детей из социально незащищенных семей в летний период». Сегодня я хочу поделиться опытом работы в нашем лагере. Хочется сказать, что это был не просто проект, а социально – педагогический проект, целью которого было оздоровление наших детей в палаточном лагере за минимальные затраты. Материально – техническая база позволила отдохнуть в нашем лагере около 90 детям. Лагерь работал в три смены по пять дней, каждая из которых работала по своему направлению: спортивному, эколого – патриотическому, трудовому. Немало важную роль в работе нашего лагеря мы отдали трудовому воспитанию. Ведь сегодня одной из проблем современного образования является искоренение общественно – полезного труда, отсутствие которого делает современное поколение беспомощными,
.Организовав в этом году летний профильный палаточный лагерь «Достык-Дружба», были удивлены тому, что мы совершенно не знаем наших детей. Дети, которые во время школьных занятий являли пример в учебе и дисциплине, совершенно не приспособлены к жизни в социуме, такие дети не находили общего языка с ребятами потому что, они страшатся незнакомой ситуации, абсолютно не приучены к труду, не имеют элементарных навыков общения. А для некоторых ребят, наоборот, пребывание в лагере помогло утвердить себя как личность. Тех, кого мы считали «серенькими», проявили себя самостоятельными, находчивыми, изобретательными, веселыми и заботливыми друзьями. И ты делаешь для себя открытие - какой же ты профессионал, если не разглядел в данном ребенке такое сокровище. Задача педагога помочь раскрыть в ребенке его внутренний мир, утвердить свое «Я».
Моя задача познакомить с социальными ролями детей и подростков
в условиях детского оздоровительного лагеря
Детский оздоровительный лагерь - это специально организованный объект (предприятие, учреждение, организация и т.д.) предназначенный для эффективного отдыха, оздоровления, развития подростков без родителей на период от 5 до 40 дней.
Основной целью деятельности лагеря является всестороннее развитие личности подростков через реализацию принципа непрерывности образования, а также приоритетное применение современных педагогических, оздоровительных методик и технологий для развития и воспитания.
Основная цель деятельности лагеря осуществляется через практическое решение следующих задач:
- воспитание стремление к осознанному гармоничному духовно-нравственному, умственному и физическому развитию;
- воспитание нового поколения в единении с природой и привитие навыков здорового образа жизни;
-выявление и поддержка подростков имеющих природные способности к разным областям науки, культуры, искусства, техники и спорта;
-формирование у подростков интереса к исследованию природы и общества, углубление в этих целях изучение теоретических основ науки и техники;
-привитие умений и навыков научно-исследовательской и художественно-творческой работы;
-воспитание активной гражданской позиции, политической грамотности, толерантности, уважение к этническим и национальным группам, развитие высоких нравственных качеств и духовной культуры;
-формирование коммуникабельной культуры и космополитического мировоззрения.
Временное детское объединение – это не стихийно возникающая общность (сообщество, коллектив, отряд, профильное объединение, группа) взрослых и подростков (не более 20-25 детей).
Оно характеризуется:
-временным характером (при временности, цикличности, функционирования) межличностных отношений участников педагогического процесса, организованного с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников (их обоюдным желанием достижения положительного единого результата);
-разнообразием состава участников, свободой выбора деятельности, интенсивностью целенаправленной деятельности и коммуникативного общения;
-формальными и неформальными отношениями в объединении, складывающимися между взрослыми и подростками;
-предоставлением возможности индивиду проявить себя в новой социальной среде и новой социальной роли; приобретением нового социального опыта в отношениях со сверстниками и взрослыми, новых ценностей.
В деятельности педагогического коллектива как организатора воспитательного процесса временного объединения следует выделить три основных направления:
-создание и развитие временного объединения;
-организация конструктивного взаимодействия педагогов и подростков;
-создание воспитательно-образовательной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный процесс в условиях временной среды пребывания подростков.
Организация воспитательного процесса должна соответствовать следующим правилам:
-предоставлять каждому подростку возможность свободного выбора социальной активности и деятельности;
-давать возможности смены социальной позиции (роли) в процессе его жизнедеятельности;
-побуждать ставить себя на место другого (применение механизма идентификации).
Работая в коллективе, наблюдая за взаимоотношениями ребят, можно выделить три основные социальные роли:
Лидер в условиях любого коллектива (постоянного, а особенного временного) необходимая фигура. Данный подросток «притягивает» к себе положительные эмоции своих ровесников. Вместе с концентрацией позитивных эмоций подростки-лидеры олицетворяют собой ожидания ровесников. Если ожидания отряда лидером не удовлетворяется, то он извергается с лидерского места.
Другая самая важная социальная роль, которая выделяется в отряде, находящаяся в окружении лидера – это интерпретатор. Интерпретатор, не имея большого количества коммуникаций, которые отвлекают его от позиции стороннего наблюдателя, возлагает на себя функцию анализа тех событий, которые происходят в условиях ситуации успеха (не успеха) временного детского объединения. Следовательно, эту роль могут исполнять только интеллектуально развитые подростки.
Другой ролью, которая постоянно находится рядом с лидерской позицией, является социальная роль исполнителя.
Эти три социальные роли вместе составляют единую контактно - референтную группу, которая доминирует в отряде за счет сплоченности и внутреннего распределения ролей.
Работая в лагере, мы столкнулись с некоторыми трудностями и проблемами:
дети не приспособленны к проживанию в обществе;
ребята не подготовлены к самостоятельной жизни (нет навыков самообслуживания, общения);
нет педагогических кадров.
Адаптированный опыт палаточного лагеря позволил сделать вывод , что летний оздоровительный лагерь – один из важнейших инструментов социализации, где дети могут попробовать себя в различных социальных ролях с детьми разных возрастов, интересов и различных социальных положений. Здесь «лагерь» - это маленькая картинка общества, маленькая «жизнь». Жизнь в лагере - это хорошая школа общения, самоутверждения, толерантности и саморазвития, поэтому необходимо практику организации летней лагерной жизни сделать постоянной в деятельности нашего образовательного учреждения.