Роль цвета в формотворчестве.
Урок 16
Тема урока: Цвет в архитектуре. Роль цвета в формотворчестве.
Цели урока:
Формирование у учащихся понимания о влиянии цвета на восприятие формы архитектурных объектов.
Развитие творческого воображения.
Воспитание эстетического восприятия городской среды, понимания своей роли в ее формировании.
Задачи урока:
Закрепление и применение законов цветовой композиции в архитектуре.
Формирование представления о том, как рождается единый синтетический образ здания.
Реализация композиционно – образных задач в создании эскиза здания.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедиа, презентация к уроку, таблицы по цветоведению, раздаточный материал, раздаточный материал (эскиз фасада школы), цветные карандаши.
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы урока.
«Цвет в архитектуре. Роль цвета в формотворчестве». (Слайд 1)
Мотивация учащихся.
- Ребята, рассмотрите эти фотографии и расскажите о том, красивы ли эти здания? (Слайд 2)
- Что их делает красивыми или некрасивыми?
Предполагаемый ответ: цветовое решение.
- Вот фотографии домов, которые построены недалеко от нашей школы. Рассмотрите их внимательно. (Слайд 3)
- Кому из вас нравится дом под №1, кому - под №2, кому - под №3?
Наши вкусы разделились. Для того чтобы лучше понять как сформирован единый синтетический образ этих зданий, необходимо вспомнить из чего он формируется. Назовите основные функции архитектурного строения (таблица свойств архитектуры).
Предполагаемые ответы: польза, прочность, эстетичность, экономичность, экологичность.
- тогда нужно отметить, что 4 характеристики этих трех объектов совпадают,
- Как вы думаете, какая характеристика архитектурного строения повлияла на наш выбор?
Предполагаемый ответ: эстетическая.
- Правильно, именно эстетическая функция отвечает за все, что нам нравится или не нравится, и цвет играет в этом важную роль. Т.к. именно цвет влияет на наши эмоции и чувства.
Самостоятельное формирование цели и задач урока:
- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Слайд 4)
Предполагаемый ответ: создавать создавать проект цветового решения здания нашей школы.
Вы будете работать в парах, чтобы проект получился более интересным, т.к. «один ум – хорошо, а два - лучше». Для того, что бы справиться с этой работой, нам нужно решить, в какой последовательности мы будем работать. Вот задачи сегодняшнего урока, давайте подумаем, что нужно сделать в первую очередь, а что потом.
- Повторить законы цветовой композиции и гармоничные сочетания цветов.
- Изучить применение законов цветовой композиции в архитектуре.
- Создать эскиз фасада нашей школы, предложив лучшее цветовое решение.
Объяснение нового материала.
Как сделать фасад школы таким, чтоб он создавал хорошее настроение и был более выразительным. Чтоб было видно, что это не простая школа, а школа с музыкально-хоровым уклоном, школа искусств?
В нашей работе мы будем опираться на: законы организации пространства и цветовой гармонии.
Для начала ответьте на вопросы по цветоведению:
- Назовите эти группы цветов (хроматические и ахроматические). (Слайд 5)
Правильно, черный белый и оттенки серого цвета позволяют получить нам новые более сложные оттенки цветных красок.
- Белый делает любой цвет…? (светлее, нежнее, мягче) (Слайд 6)
- Черный цвет делает любой цвет спектра …? (темнее)
- Серый цвет любой спектральный цвет…? (приглушает, делает его спокойнее)
Именно эти свойства наиболее часто нам помогают подобрать нужный оттенок цвета в архитектуре.
Яркие, интенсивные цвета, да еще в большом количестве в архитектуре приводят к быстрому утомлению, хотя сами по себе они могут быть красивы. Цвет в архитектуре, как правило, не такой открытый и интенсивный, каким он может быть в окраске вещи. Обычно цвета в архитектуре пастельные, слегка или сильно разбеленные.
Физики говорят о цвете как о результате разложения белого света; художники рассматривают цвет как вещество, применяемое для получения краски. Таким образом, речь идет то о краске, то о цветном луче. На самом деле цвет — результат физиологического воздействия обоих этих элементов на сетчатку глаза. Следовательно, цвет — это ощущение. Цветовая гамма – это гармоничное сочетание цветов в композиции. Конечно, у каждого человека могут быть на этот счет свои предпочтения, но существуют и общепризнанные закономерности гармонии цветов. (Слайд 7)
Давайте вспомним, как составить гармоничные сочетания.
- как мы назовем эти цвета? (Контрастные) Рассмотрите использование контрастной цветовой гаммы в украшении этих зданий, какой характер (образ) имеют дома?
- как мы назовем эти цвета? (Родственные) Рассмотрите использование родственной цветовой гаммы в архитектуре. Опишите, образ этих зданий.
(Слайд 8)
Самые употребительные гармоничные сочетания цветов: 1) цветовой контраст цветов, расположенных на противоположных вершинах треугольников; 2) цветовой нюанс двух близко расположенных на цветовом круге оттенков; 3) гармония более яркого и менее яркого оттенков одного и того же цвета (например, светло-желтого с темно-желтым); иначе говоря, это гармония градаций одного и того же цвета; 4) сочетание цвета или его оттенка — хроматического тона с ахроматическим (черным или белым). (Слайды 8,9, 10)Так же нужно помнить, что все цвета оказывают разное воздействие на человека. Красный цвет, цвет огня и крови, рождает ощущение тепла, вызывает также мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, повышает давление. Длительное пребывание в красном помещении приводит людей к частым конфликтам. Голубой цвет обычно вызывает воспоминание о небе или воде, он светлый, прозрачный, снимает давление, успокаивает. Синий и фиолетовый цвета также действуют успокаивающе. Были эксперименты в психиатрических клиниках, когда возбужденных больных помещали в синие комнаты с синими стеклами на окнах, и они приходили в норму, а в фиолетовых даже впадали в другую крайность — в подавленное состояние. Желтый цвет, словно солнечный свет, — цвет хорошего настроения и веселья. Он стимулирует зрение и умственную деятельность. Оранжевый цвет хорош, например, для кафе — он улучшает аппетит, вызывает легкое возбуждение, усиливает кровообращение. Зеленый цвет успокаивает, дает некоторый отдых уму, пробуждает в человеке терпение, считается оптимальным цветом, но представьте себе комнату, окрашенную зеленой масляной краской, — практично, но как в казарме, и приятного чувства цвет не вызовет. Но тот же зеленый матовый цвет воспринимается гораздо лучше. Свою роль здесь играет фактура цветового покрытия.
Представим наш фасад здания, как формат будущей композиции, где окна и двери – это прямоугольники. В их расположении есть ритм и симметрия.
Большое значение имеет положение цвета в пространстве, так как он может приобретать различный психологический смысл в зависимости от того, как и где употреблен: около потолка или пола, широкой или узкой полосой, на вертикальной или горизонтальной плоскости. Форма окрашенной поверхности (цветового пятна) тоже имеет значение. Один и тот же цвет может оказывать разное воздействие в зависимости от массы пятна и от его контуров — мягких или резких. Например, светло-желтая нижняя часть стены рождает ощущение хрупкости и беспокойства, но тот же цвет в верхней части стены вызывает мысли о свете и большом пространстве.
Абстрактную композицию строят при помощи геометрических фигур, линий и цветовых пятен. В построении такой композиции нужно следовать законам гармонии: равновесие, ритм, статика, динамика, симметрия и асимметрия, взаимосвязь элементов, соответствие единому художественному образу. (Слайд 3) Нужно дополнить будущую композицию линиями и ввести цвет, чтоб объединить и сделать нашу композицию более выразительной.
Существуют два способа, с помощью которых мы можем разбить фасад здания на цветовые плоскости:
- подчеркнуть и использовать линии конструкции здания;
- создать свободную композицию с учетом прямоугольников оконных проемов. (Слайд 4)
Каждый из этих способов делает строение особенным и по-своему красивым. Создайте свою композицию, используя один из предложенных вариантов. И помните, что применения цвета в архитектуре иной, нежели в живописи. Если в живописи присутствует множество оттенков, нюансов цвета, то в дизайне и архитектуре цвет применяется локальным — здесь он представляет собой однородно окрашенную поверхность.
Самостоятельное выполнение практической работы (создание образа здания школы, в которой бы хотелось учиться).
- Самое главное представить школу, не как архитектурный объект, а как дом, в котором живет музыка, в котором мы проводим часть нашей жизни. И мне кажется, что лучше учеников с этой задачей не справится ни один взрослый архитектор.
Подведение итогов.
Учащиеся презентуют свою работу.
- Как вы думаете, справились ли вы с поставленными задачами этого урока?
- как вы оцените свою композицию и цветовую гамму, что вы хотели выразить в новом образе школы?
Оценивание работ учащихся.
Творческое домашнее задание.
- Подумайте, почему архитекторами для нашего города выбран образ «Белокаменный город», нужно ли его сохранять, можно ли вводить в его архитектуру цвет и каким образом это можно делать? (слайд