Презентация по сестринскому уходу в хирургии на тему


Тема занятия:«Синдром «острого живота»» Цель занятия: сформировать у студентов представление о синдроме «Острый живот»,  о хирургических заболеваниях, методах обследования и лечения больных с «Острым животом»; формирование знаний о роли медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у больных с диагнозом «Острый живот». Студент должен:     иметь представление:о синдроме «Острый живот»;      знать:хирургические заболевания, которые входят в «Острый живот»;основные методы обследования и лечения больных с «Острым животом»;роль медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у больных; Уметь:-Осуществлять сестринский процесс при острых заболеваниях органов брюшной области- Выполнять сестринские манипуляции- обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала- Давать рекомендации и обучать пациента, его родственников- Применять современные сестринские технологии для профилактики ВБИ-Оказывать первую доврачебную помощь ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.-ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.-ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.-ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасностиСтудент должен овладеть следующими общими компетенциями: План занятия Дайте определение понятию «Острый живот»-симптомокомплекс (синдром), характерный для острых хирургических заболеваний и повреждений органов брюшной полости.Задание № 1

Задание №2
Заболевания или осложнения, которые могут протекать с клинической картиной «острого живота», можно условно разделить на 4 группы:1.Перфорация внутренних полых органов. Вследствие перфорации стенки желудка или кишечника их содержимое попадает в брюшную полость; от раздражения брюшины возникают внезапные, очень сильные, «кинжальные» боли в животе, коллаптоидное состояние, в дальнейшем развивается острый перитонит.Задание № 3

2.Острые воспалительные заболевания(острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит и т.д.). При прогрессировании процесса возможно развитие обширного нагноения,некроз органа(поджелудочная железа) или его стенки (аппендикс, желчный пузырь и т.д.), прорыв гноя в брюшную полость, развитие ограниченного или дифузного острого перитонита. Клиническая картина в начальный период характеризуется болями в животе, симптомами воспаления, общей интоксикацией.

3.Странгуляционная или обтурационная непроходимость кишечника Ущемление внутренних или наружных грыж. Во всех перечисленных случаях (кроме обтурационной непроходимости) развивается некроз стенки кишки, возможно развитие перитонита. Характерны резкие боли в животе, рвота, нередко с каловым запахом, метиоризм.

4.Внутреннее кровотечение в свободную брюшную полость При разрыве селезенки или печени вследствие травмы живота и др. Основными симптомами являются сильная внезапная боль в животе и сосудистый коллапс.

{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}Клинический признакОстрый аппендицитОстрый панкреатитОстрый холециститЗакрытая травма живота с повреждением паренхиматозного органа.Кишечная непроходи-мостьХарактер болиПостоянная умеренная, в правой подвздошной области усиливается при движение и кашле.Постепенно нарастает до сильной в эпигастрии или опоясывающего характера.Интенсивная, постоянная в правом подреберье отдаёт в правое плечо и лопатку.Возникает остро по всему животу, постепенно нарастает, постоянного характера, усиливается при передвижении.Схваткообразная. Очень интенсивная по всему животу.Задание № 4


{B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}Клинический признакОстрый аппендицитОстрый панкреатитОстрый холециститЗакрытая травма живота с повреждением паренхиматозного органа.Кишечная непроходи-мостьСостояниеУдоволетвори-тельное.Тяжёлое. Больной беспокоен.Средней тяжести. Больной беспокоен.Общее состояние тяжёлое. Страдальческое выражения лица, холодный пот, пульс учащён.Тяжёлое. Больной беспокоен. Тахикардия.


{B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}Клинический признакОстрый аппендицитОстрый панкреатитОстрый холециститЗакрытая травма живота с повреждением паренхиматозного органа.Кишечная непроходи-мостьРвотаОдно и двукратная, не приносящая облегчения. Постоянная тошнота.Повторная,неукротимая, мучительная,обильная, не приносящая облегчения. Многократная, иногда с примесью желчи, приносит облегчения.Частая при разрыве желудка и двенадцатиперстной кишки.Многократная, приносящая временное облегчение.


{B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}Клинический признакОстрый аппендицитОстрый панкреатитОстрый холециститЗакрытая травма живота с повреждением паренхиматозного органа.Кишечная непроходи-мостьТемпературанормальная или субфебрильная.позже повышается.повышена.постепенно повышается.не повышена.


{B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}Клинический признакОстрый аппендицитОстрый панкреатитОстрый холециститЗакрытая травма живота с повреждением паренхиматозного органа.Кишечная непроходи-мостьХарактер стулаСтул задержан, может быть однократным жидким.Задержан. Задержан.Задержан.Задержан.Кожные покровы, языкНормальной окраски,язык-влажный, без налетаБледные, язык сухой, обложен белым налетомБледные с жел. оттенкомЯзык сухой, обложен белым налетомБледные, язык сухой Бледные или без изменений.Язык сухой, обложен




Сестринский процесс.Особенности обследования больного с подозрением на «острый живот»Медсестра должна получить достаточно данных о больном для постановки сестринского диагноза. Для этого необходимо:Выслушать жалобы (боли, стул, рвота и др.)Собрать анамнез болезни:- начало заболевания острое или постепенное;- сколько времени прошло с момента заболевания;- изменились ли проявления болезни за это время;  Выяснить обстоятельства, предшествующие заболеванию: травма, нарушение диеты. Обморок и др.;Выяснить, были ли подобные приступы раньше;Выяснить, нет ли у больного в анамнезе таких заболеваний, как хронический холецистит, язва, грыжа;Оценить боли: наличие, локализация, характер, сила, иррадиация;Оценить рвоту: наличие, частота, примеси (кровь, желчь и др.), приносит ли облегчение.Задание № 5 Собрав анамнез, сестра приступает к осмотру больного. Для этого нужно:Оценить общее состояние по сознанию, пульсу, АД и температуре:-удовлетворительное;- средней тяжести;-тяжелое.Провести общий осмотр:- положение (вынужденное или нет);- цвет кожи и слизистых ( бледность, желтизна, сухость);Оценить состояние языка-влажный или сухой;- чистый или с налетом (его цвет);- наличие трещин.Провести внешний осмотр живота:- форма (вздутие, асимметрия и т.д.)-наличие выпячивания;-участие в дыханииПровести пальпацию живота, для чего попросить согнуть ноги в коленях:-определить болезненность (локализация, сила);- оценить напряжение передней брюшной стенки (локализация, сила);- проверить симптом Щеткина – Блюмберга;- оценить перистальтику (усилена она или отсутствует).Пальпацию сестра должна проводить очень осторожно и в основном только поверхностнуюСобрав необходимые сведения, сестра выставляет сестринский диагноз. Задание № 6Задача 1Через 15 мин. после дорожной аварии в стационар доставлена пострадавшая 42 лет с жалобами на боль по всему животу, больше в левом подреберье, общую слабость, головокружение. При осмотре м/с приемного отделения выявила: больная вялая, слегка заторможенная, в обстановке ориентируется, на вопросы отвечает замедленно. Кожные покровы бледные. Пульс 98 в мин., слабого наполнения. АД 100/60 мм. рт. ст. ЧДД 22 в мин. Дыхание поверхностное.ЗАДАНИЯ 1. Определите состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа. {B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}План  -мотивация 1. М/с обеспечит покой пациенту.  -для гемостаза 2. М/с наложит на живот пузырь со льдом  -для гемостаза 3. М/с обеспечит консультацию врача.-для решения вопроса о лечении 4. М/с обеспечит вызов лаборанта для взятия крови на общий анализ.  -для определения величины кровопотери5. М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациентки (пульс, АД, ЧДД). для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений6. По назначению врача, м/с подготовит пациентку к экстренной операции.  -для окончательной остановки кровотечения1.Предварительный сестринский диагноз: Закрытая травма живота ,кровотечение в брюшную полость.2. Алгоритм действий м/с:ЭТАЛОН ОТВЕТА.ЭТАЛОН ОТВЕТА.ЭТАЛОН ОТВЕТА. ЗАДАЧА № 2В стационар доставлен пострадавший, получивший во время драки ножевое ранение в живот. Пострадавший заторможен, жалуется на сильную боль по всему животу. М/с приемного отделения при осмотре выявила: пациент бледен, на передней брюшной стенке имеется рана, из которой выпала петля кишки. Выделения из раны кишечного содержимого не обнаружено.Пульс 110 в мин., слабый, АД 90/60 мм рт. ст.ЗАДАНИЯ 1. Определите состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа. Эталон ответа{B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}План  -мотивация 1. М/с обеспечит покой пациенту.  -для предотвращения осложнения состояния  2. М/с обеспечит консультацию врача.  -для решения вопроса о дальнейшем лечении 3. М/с обработает кожу вокруг раны спиртом не касаясь кишки.-для предупреждения дополнительного инфицирования4. М/с наложит на выпавшую петлю кишки влажную асептическую салфетку.  -для предупреждения высыхания кишечника 5. Вокруг петли кишки м/с уложит валик в виде баранки и наложит повязку-для предупреждения инфицирования 6. По назначению врача, м/с подготовит больного к экстренной операции. -для окончательной остановки кровотеченияПредварительный сестринский диагноз : ножевое ранение передней брюшной стенки с эвентрацией кишечника. 2. Алгоритм действий м/с:  ЗАДАЧА № 3 В медпункт училища обратилась студентка с жалобами на боль в правой половине живота, тошноту. М/с при расспросе выяснила, что боли появились 12 часов назад с локализацией в эпигастрии, отмечалась однократная рвота. При осмотре: состояние средней тяжести, кожные покровы обычной окраски, язык суховат, обложен белым налетом. Пульс 104 в мин., АД 120/80 мм рт. ст., температура 37,8 град. Правая половина живота напряжена и отстает в акте дыхания, положительный симптом Щеткина-Блюмберга в правой подвздошной области.ЗАДАНИЯ 1. Определите состояние пациента. 2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа. Эталон ответа{B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}План Мотивация 1. М/с вызовет "Скорую помощь"  для проведения экстренной госпитализации2. М/с уложит пациентку.  для облегчения состояния 3. М/с положит холод на живот.  для уменьшения болей 4. М/с не будет поить, кормить и обезболивать. чтобы не стереть клиническую картину и не утяжелить состояние1. Острый живот. Предварительный сестринский диагноз: острый аппендицит.2. Алгоритм действий м/с: видеоДомашнее задание видео видео