Рабочая программа по предмету Статистика профильное обучение 10-11 классы

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
города Москвы
«Московский государственный образовательный комплекс»
(ГБПОУ МГОК)



УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 569
Директора
от «1» сентября 2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет

Статистика

по профилю
120714 «Земельно-имущественные отношения»



















Москва
2015 год

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39

Разработчик рабочей программы:
Преподаватель/учитель Яхина Н.К.



Рецензенты:
Кухаренко, учитель математики высшей категории, ГБОУ СОШ № 656 им. А.С. Макаренко






















ОДОБРЕНО
на заседании кафедры
(название кафедры)

Протокол №______
От_________201 г.

Заведующий кафедрой
_____________________
(название кафедры)
_____________________
(ФИО)
_____________________
(подпись)



Составлена в соответствии Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39
и учетом профиля 120714 «Земельно-имущественные отношения»

УТВЕРЖДЕНО УМО


Протокол №______
От_________201 г.

Председатель УМО
Белевцова В.О. _____________










Автор: преподаватель/учитель_Яхина Н.К.















СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \h \z \t "Мой стиль;1" 1413LINK \l "_Toc430457052"141. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc430457052 \h 1451515
13LINK \l "_Toc430457053"142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1015
13LINK \l "_Toc430457054"143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 2215
13LINK \l "_Toc430457055"144. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 2315
15










































ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета Статистика является частью основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее – основной образовательной программы) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандарта 2014 года по специальности среднего профессионального образования 120714 «Земельно-имущественные отношения», базовый уровень подготовки.
1.2 Место предмета в структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Предмет Статистика является предметом по выбору. Рабочая программа по Статистике для учащихся 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39; с учётом примерной программы по статистике, представленной в Примерной основной образовательной программе основного общего образования, на основе программы по статистике для 10-11 классов общеобразовательной школы, авторы-составители В.С. Мхитаряна. Учебная дисциплина "Статистика" является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальности дисциплин.

1.3 Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности по интегрированной общеобразовательной программе (на базе основного общего образования) с освоением специальности 120714 - «Земельно-имущественные отношения»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в сфере экономической деятельности (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина по выбору профессионального цикла. Цель изучения дисциплины "Статистика" – раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи ее организации в условиях перехода на рыночную экономику; помочь студентам овладеть основными приемами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей, познакомить с формами и порядком составления действующей статистической отчетности.


1.4. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного комплекса
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа. Из них в 10 классе 34 аудиторных часа – 1 час в неделю и 12 самостоятельной работы; в 11 классе 34 аудиторных часа- 1 час в неделю и 12 самостоятельной работы.

1.5. Результаты освоения предмета
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: предмет, метод и задачи статистики; общие основы статистической науки; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учёта; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; основные формы и виды действующей статистической отчётности; технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;
о природе статистических вовокупностей;
знать:
основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации;
статистические показатели и технику их расчета;
нормативные акты статистипческой информации;
положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;
уметь:
осуществлять комплексный анализ изучаемых явлений и процессов;
выполнять необходимые расчеты и формулировать основные выводы;
использовать в работе специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
независимость и критичность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).







Предметные результаты

Учащийся научится (базовый уровень)
Учащийся получит возможность научиться (профильный уровень)

сущность и значение статистической информации в развитии современного информационного общества; ( опасности и угрозы несанкционированного распространения микроданных; ( основные требования информационной безопасности; ( систему организации государственной статистики в России; ( основные экономико-статистические классификации и группировки, в том числе основополагающие концепции и постулаты системы национальных счетов; ( особенности построения секторальных и консолидированных счетов; ( аналитические возможности систем показателей счетов специальных экономических операций, ( возможные и приоритетные направления анализа показателей СНС в соответствии с рекомендациями Комиссии Стиглица; ( системы показателей важнейших областей социально-экономической статистики и методологию их измерения или расчёта; ( аналитические возможности и границы применения методов статистического анализа данных; ( основные источники офицальной статистической информации (включая международные организации и их источники данных – МВФ, ВОЗ, ПРООН, ОЭСР, Евроста. ЕЭК ООН и т.д.); ( аналитические возможности стандартной статистической отчётности предприятий и организаций в рыночном и общественном секторе; ( особенности применения методов статистического анализа экономических процессов на микро- и макроуровне. составить план статистического исследования реальной экономической ситуации; ( сформировать круг характеризующих её исходных показателей; 3 ( подготовить тематический обзор отечественных и зарубежных источников информации; ( представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, ( применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; ( использовать компьютер как средство управления информацией; ( собирать и анализировать исходные данные для расчета социально-экономических показателей, характеризующих деятельность экономических агентов в реальных условиях хозяйствования.
расчёт показателей экономической деятельности организаций в соответствии с действующими статистическими стандартами; ( проведения целенаправленного статистического анализа с применением изученных систем показателей и адекватных статистических методов; ( формулировки аналитических выводов на основе содержательной интерпретации полученных результатов статистической обработки данных; ( анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и выявления тенденций их развития в будущем; ( работы в глобальных компьютерных сетях с использованием современных офисных и специальных статистических программных продуктов, технических средств и информационных технологий, ( на основе действующей статистической методологии рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; ( содержательно интерпретировать полученные производные статистические показатели; ( самостоятельно интерпретировать основные счета и показатели СНС; ( строить основные счета и рассчитывать макропоказатели СНС, используя официальную информацию о показателях СНС и взаимосвязи между ними






















13LINK \l "_Toc430457053"142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ15
2.1. Содержание учебного предмета
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ
Тема 1. 1. Предмет, метод и задачи статистики
Студент должен:
иметь представление:
о предмете и методе статистики;
о значении дисциплины "Статистика" для подготовки специалистов экономического профиля;
о взаимосвязи статистики с другими науками;
о современных тенденциях в области статистического учета.
Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели.
Тема 1.2. Задачи и принципы организации
государственной статистики в РФ
Студент должен:
иметь представление:
о принципах и схеме организации государственной статистики в РФ;
о направлениях реформирования российской статистики;
о задачах и функциях органов государственной статистики в современных условиях.
Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.
Раздел 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Тема 2. 1. Этапы проведения и программно-методологические
вопросы статистического наблюдения
Студент должен:
знать:
этапы проведения статистического наблюдения;
требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения;
методы оценки точности статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Статистический момент м срок (период) статистического наблюдения.
Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации.
Тема 2. 2. Формы, виды и способы организации
статистического наблюдения
Студент должен:
знать:
виды и способы организации статистического наблюдения;
организационные формы статистического наблюдения;
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрация, корреспондентский, анкетный явочный. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения. Регистровая форма наблюдения.
Раздел 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки
Студент должен:
знать:
задачи и порядок организации статистической сводки;
виды статистической сводки;
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
Тема 3.2. Метод группировок в статистике
Студент должен:
знать:
значение метода группировок в статистике;
виды статистических группировок;
уметь:
осуществить группировку данных в соответствии с поставленными целями и задачами;
определить вид представленной группировки;
произвести перегруппировку статистических данных для обеспечения их сопоставимости.
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике
Студент должен:
знать:
принципы построения и виды рядов распределения в статистике;
способы графического изображения рядов распределения;
уметь:
построить ряд распределения, представить его графическое изображение и произвести анализ полученных результатов.
Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.
Раздел 4. СПОСОБЫ НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Студент должен:
знать:
элементы, виды и правила построения таблиц и графиков в статистике;
уметь:
разработать макет статистической таблицы в соответствии с поставленными задачами;
графически изобразить статистические данные;
анализировать данные, представленные в виде таблиц и графиков.
Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения.
Раздел 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике
Студент должен:
знать:
значение и виды абсолютных показателей;
виды и методы исчисления относительных показателей;
взаимосвязи между абсолютными и относительными показателями.
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.
Тема. 5.2. Средние величины в статистике
Студент должен:
знать:
значение средних величин;
виды степенных средних величин в статистике;
свойства средней арифметической;
методы расчета средних показателей;
уметь:
определить средний уровень изучаемого явления.
Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя гармоническая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.
Тема 5.3. Показатели вариации в статистике
Студент должен:
знать:
понятие вариации и ее значение;
абсолютные и относительные показатели вариации;
уметь:
оценить степень вариации изучаемого признака путем расчета абсолютных и относительных показателей вариации.
Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.
Тема 5.4. Структурные характеристики вариационного
ряда распределения
Студент должен:
знать:
структурные средние величины в статистике;
аналитический и графический способы определения структурных средних величин;
уметь:
анализировать структуру вариационных рядов распределения.
Мода. Медиана. Квартили, децили и перцентили.. Квартильные и децильные коэффициенты.
Раздел 6. РЯДЫ ДИНАМИКИ В СТАТИСТИКЕ
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики
Студент должен:
знать:
понятие и составные элементы динамического ряда;
классификацию рядов динамики;
методы анализа рядов динамики;
уметь:
анализировать динамику изучаемых явлений.
Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные.
Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).
Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции
(тренда) в рядах динамики
Студент должен:
знать:
компоненты ряда динамики;
метод укрупнения интервалов;
метод скользящей средней;
методы аналитического выравнивания динамических рядов;
уметь:
выявить и проанализировать основную тенденцию в рядах динамики.
Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
Тема 6.3. Модели сезонных колебаний
Студент должен:
иметь представление:
о природе сезонных колебаний;
о методах изучения сезонных колебаний;
знать:
способы расчета индексов сезонности;
уметь:
построить сезонную волну.
Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.
Раздел 7. ИНДЕКСЫ В СТАТИСТИКЕ
Студент должен:
знать:
понятие и классификацию индексов в статистике;
значение индексного метода;
способы исчисления индексов;
взаимосвязи между индексами;
уметь:
рассчитывать индивидуальные и общие индексы в статистике;
осуществить анализ структурных сдвигов на основе индексного метода;
произвести факторный анализ на основе индексного метода.
Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.
Раздел 8. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В СТАТИСТИКЕ
Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности
Студент должен:
знать:
значение выборочного наблюдения в статистике;
способы формирования выборочной совокупности;
методы определения необходимого объема выборки;
уметь:
разработать программу и организационный план проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами.
Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.
Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения
Студент должен:
знать:
основные характеристики генеральной и выборочной совокупностей;
методы оценки результатов выборочного наблюдения;
области применения выборочного наблюдения в экономических и социальных исследованиях.
Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
Раздел 9. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями
Студент должен:
иметь представление:
о факторных и результативных признаках в статистике;
о функциональной связи и стохастической зависимости;
о количественных критериях оценки тесноты связи.
Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи.
Тема 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ
Студент должен:
иметь представление:
о задачах корреляционно-регрессионного анализа;
о парной регрессии на основе метода наименьших квадратов и метода группировок;
о множительной (многофакторной) регрессии;
о методах оценки существенной связи.
Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.






Тематический план


Основные разделы
Количество часов
Количество контрольных работ




письменные
устные
практические


Раздел 1. Введение в статистику
2





Раздел 2. Статистическое наблюдение
2





Раздел 3. Сводка статистических данных
6


2


Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных
4


2


Раздел 5. Статистические показатели
10


4


Раздел 6. Ряды динамики в статистике
10


4


Раздел 7. Индексы в статистике
4


2


Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике
4


2


Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями
6
2

2

Итого:
56
2

18

I полугодие



8

II полугодие

2

10

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Название дисциплины статистика

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

Раздел 1. Введение в статистику

2


Тема 1.1. Предмет, метод и задачи, организация статистики
Содержание учебного материала




Предмет и задачи статистики. Статистическая совокупность. Статистические показатели.
2
1


Система государственной статистики в РФ. Современные технологии организации статистического учета.

1

Раздел 2. Статистическое наблюдение

2


Тема 2.1. Этапы проведения, формы, виды и способы статистического наблюдения
Содержание учебного материала




Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Точность статистического наблюдения.
2
2


Виды статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения.

2

Раздел 3. Сводка статистических данных

6


Тема 3.1. Сводка и группировка в статистике
Содержание учебного материала




Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
4
2


Порядок проведения группировки.

2


Ряды распределения

2


Практические занятия:
№ 1 Проведение сводки и группировки статистических данных.
2




Самостоятельная работа обучающихся:
6



1. Доклады:
Виды группировок
Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам
Способы графического изображения рядов распределения
2



2. Решение и анализ задач на проведение группировок
2



3. Реферат «Графическое изображение рядов распределения»
2


Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных

4


Тема 4.1. Способы наглядного представления статистических данных
Содержание учебного материала




Статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.
2
2


Статистические графики. Элементы статистического графика. Виды графиков.

2


Практические занятия:
№ 2 Построение и анализ таблиц и графиков
2



Самостоятельная работа обучающихся:
5



1. Доклады:
Приемы графического изображения структуры совокупности, рядов распределения, взаимосвязи между явлениями, изменений явлений во времени, территориальных сравнений
2



2. Использование графических возможностей Excel при решении статистических задач
2



3. Реферат «Диаграммы, картодиаграммы, картограммы, статистические кривые»
1


Раздел 5. Статистические показатели

10


Тема 5.1. Абсолютные, относительные, средние величины в статистике
Содержание учебного материала




Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.
3
2


Средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.

2


Практические занятия:
№ 3 Определение относительных показателей и анализ полученных результатов
№ 4 Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов
4


Тема 5.2. Показатели вариации и структурные характеристики вариационного ряда распределения
Содержание учебного материала




Вариация. Абсолютные и относительные показатели вариации.
3
2


Мода. Медиана.

2


Самостоятельная работа обучающихся:
4



1. Доклады:
Принципы использования средних статистических показателей в экономических исследованиях
Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их совместного применения
Различие средних и относительных величин
2



2. Решение ситуационных задач на определение структурных средних
2


Раздел 6. Ряды динамики в статистике

10


Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики
Содержание учебного материала




Ряды динамики, их виды. Показатели изменения уровней рядов динамики.
6
2


Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

2


Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.

2


Практические занятия:
№ 5 Анализ динамики изучаемого явления
№ 6 Применение различных методов для выявления тенденции развития явления в рядах динамики
4



Самостоятельная работа обучающихся:
4



1. Доклады:
Характеристика среднего уровня и средней интенсивности развития явления в ряде динамики
Элементы интерполяции и экстраполяции динамических рядов. Статистические прогнозы.
2



2. Решение и анализ задач на применение различных методов выявления тенденции развития явления в ряде динамики
2


Раздел 7. Индексы в статистике

4


Тема 7.1. Индексы в статистике
Содержание учебного материала




Индексы. Классификация индексов.
2
2


Факторный анализ.

2


Практические занятия:
№ 7 Применение индексов в анализе динамики средних уровней
2



Самостоятельная работа обучающихся:
2



1. Решение и анализ задач на применение методики проведения факторного анализа на основе индексного метода
2


Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике

4


Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности, методы оценки результатов выборочного наблюдения
Содержание учебного материала




Выборочное наблюдение. Виды выборки.
2
2


Генеральная и выборочная совокупности. Ошибка выборочного наблюдения. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

2


Практические занятия:
№ 8 Ошибки выборочного наблюдения. Корректировка выборки
2



Самостоятельная работа обучающихся:
2



1. Доклады:
Практика применения выборочного наблюдения в социально-экономических исследованиях
2


Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями

6


Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями
Содержание учебного материала




Причинно- следственные связи между явлениями. Виды связей.
2
2


Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов.

2

Тема 9.2. Корреляционно-регрессивный анализ
Содержание учебного материала




Корреляция. Корреляционно- регрессивный анализ.
2
2


Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построение на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.

2


Практические занятия:
№ 9 Уравнение регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи.
2



Дифференцированный зачет
2



Самостоятельная работа обучающихся:
2



1. Доклады:
Параметрические методы определения тесноты и направления связи. Оценка значимости линейного коэффициента корреляции на основе t-критерия Стьюдента и z-распределения Фишера.
Оценка существенности связи. Критерий Стьюдента и Р.Фишера. Частные коэффициенты детерминации.
Множественный коэффициент детерминации и Q-коэффициент. Коэффициенты эластичности.
1



2. Решение и анализ задач на определение тесноты, существенности связи между явлениями.
1


Всего:
72


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных зад УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины Статистика предполагает наличие следующих учебных кабинетов: математики и информатики.

3.2 Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1.Статистика: Учебник для студентов учреждений СПО/ Под ред. В.С. Мхитаряна.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 372с.
2.Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2012. – 352 с..
Дополнительная литература:
Сборник задач по общей теории статистики под ред. к.э.н. Л.К. Серга. – М.: Филинъ, 2013.
Практикум по теории статистики под ред. профессора Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2013.
Практикум по теории статистики под ред. профессора Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2013.
Интернет-ресурсы:
1.http:// www.gks.ru (государственный комитет РФ по статистике)
2. http:// www.cbr.ru (Центральный банк РФ)
3. http:// www.minfin.ru (Министерство финансов РФ)
4. http:// www.micex.ru (ММВБ)
5. http:// www.akm.ru (АК&М)
6. http:// www.rbc.ru (РосБизнесКонсалтинг)
7. http:// www.nalog.ru (Министерство РФ по налогам и сборам)
8. http:// www.rts.ru (РТС)
9. http://www.fedcom.ru (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг)
10. http:// www.akdi.ru (Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации) .
















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Описание образовательных технологий, используемых на уроках для реализации рабочей программы

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


собирать и регистрировать статистическую информацию
защита практической работы № 1

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения
защита практических работ № 1 и № 2

выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы
защита практических работ № 3, 4, 5
тестирование

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники
защита практических работ № 6, 7, 8, 9
решение ситуационных задач
тестирование

Знания:


предмет, метод и задачи статистики
диктант
тестирование

общие основы статистической науки
устный и письменный опрос

принципы организации государственной статистики
устный опрос
тестирование


современные тенденции развития статистического учёта
диктант

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
тестирование
защита практических работ № 1, 2


основные формы и виды действующей статистической отчётности
защита практических работ № 5, 6

технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления
защита практических работ № 3, 4, 5
тестирование

Итоговый контроль
дифференцированный зачет











Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса
Формы контроля
Система оценивания

Личностные
Творческие задания, участие в олимпиадах, портфолио
Неперсонифицированная оценка, самооценка, уровневое оценивание

Метапредметные
Творческие задания, проектная работа
Уровневое оценивание, самооценка, взаимооценка, рейтинг, призовые места в конкурсах

Предметные
Проверочные работы, диагностические работы ДОгМ
5-балльное оценивание, бинарная оценка (зачёт-незачёт), 100-балльное оценивание, самооценка, накопительная оценка, рейтинг










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 1-ђ Заголовок 2цђ Заголовок 3цђ Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 715