Тарасова Т.Н. рабочие программы элективного курса по ИЗО 5 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Краснояровская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
элективного курса
«Прошлое и настоящее
изобразительного искусства»
по
изобразительному искусству
5 класс
Составитель:
Тарасова Татьяна Николаевна,
учитель изобразительного искусства
с.Красноярово, 2016-17гг.
Пояснительная записка
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского.
Элективный курс предназначен для обучающихся 5 класса.
Рассчитан на 34 часа.
Цель: формирование представлений о целостности мира через эмоционально-ценностное ориентирование личности, в том числе путем интеграции учебных дисциплин - изобразительного искусства, музыки, литературы, истории и др., а также использования в учебном процессе различных видов информации.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своею народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
сформированность эстетических чувств, художественно –творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметые результаты характеризуют уровень сформированныхуниверсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного и з об р аз и те л ь и о го м а т е р и а л а;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художествен но- творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса « В мире прекрасного»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице., в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать па плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории:
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов:
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗАНИЙ,
УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 класса
Учащиеся должны знать:
о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
о процессе работы художника над картиной;
о композиции как целостности и образном строе произведения;
наиболее значимый ряд великих произведений ИЗО на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.Учащиеся должны уметь:
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
Формы организации образовательного процесса
Традиционный урок, комбинированный урок, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок. практикум, экскурсия, индивидуальная, парная и групповая формы обучения.Основные виды учебной деятельности
Викторины, практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа, проект, презентация работ учащихся, анализ произведений искусств, в отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ, ярмарка.Содержание курса 5 класса (34 часа)
1 тема «Русское народное искусство. Мой дом.» - 12 часов
Древние образы в народном искусстве
Декоративная композиция.
Осенний орнамент украшения для дома.
Яблоневый спас. Праздник осени.
В гостях у народного мастера. Декор русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Внутренний мир русской избы. Русская печь.
Внутренний мир русской избы. От лукошка до окошка.
Всё о прялках. Русские кружева.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Эскизы.
Народный праздничный костюм. Сарафан.
Народные праздничные обряды, праздники. Изовикторина.
Наши проекты. Выбор темы.
2 тема «Народное прикладное искусство. Я –мастер.» 10 часов
В гостях у народного мастера. Дымковская игрушка.
Искусство Гжели. Роспись тарелочек.
Искусство Городца. Развитие промысла. Работа на дереве.
Русская Хохлома. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных промыслов в современной жизни.
Связь времён в народном искусстве. Выставка-ярмарка.
3 тема «Искусство от прошлого до современности» - 7 часов
Зачем людям украшения. Др. Египет.
Положение человека в обществе. Мода.
Одежда говорит о человеке
Художники и стили. Великий Леонардо.
Маньеризм Арчимбольдо.
Странный портрет Пикассо.
Коллажи Брокка.
Фейерверки Кандинского.
4 тема «Современное декоративное искусство» - 5 часов
Современное выставочное искусство. Искусство декупажа.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Топиарии.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Ниткография.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Квиллинг.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
(резервный урок)
Календарно-тематическое планирование 5 класса (34)
№ Темараздела,урока Кол.час. Сроки
По плану Факт
1 тема «Русское народное искусство. Мой дом.» - 12 часов
1. Древние образы в народном искусстве
Декоративная композиция. 1 08.09 2 Осенний орнамент украшения для дома. 1 15.09 3. Яблоневый спас. Праздник осени. 1 22.09 4 В гостях у народного мастера. Декор русской избы 1 29.09 5. Конструкция, декор предметов народного быта и труда 1 06.10 6 Внутренний мир русской избы. Русская печь. 1 13.10 7 Внутренний мир русской избы. От лукошка до окошка. 1 20.10 8 Всё о прялках. Русские кружева. 1 27.10 9. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Эскизы. 1 10.11 10 Народный праздничный костюм. Сарафан. 1 17.11 11 Народные праздничные обряды, праздники. Изовикторина. 1 24.11 12. Наши проекты. Выбор темы. 1 01.12 2 тема «Народное прикладное искусство. Я –мастер.» 10-часов
13
14 В гостях у народного мастера. Дымковская игрушка. 2 08.12
15.12 15
16 Искусство Гжели. Роспись тарелочек. 2 22.12
29.12 17
18 Искусство Городца. Развитие промысла. Работа на дереве. 2 12.01
19.01 19
20 Русская Хохлома. Истоки и современное развитие промысла. 2 26.01
02.02 21 Роль народных промыслов в современной жизни. 1 09.02 22 Связь времён в народном искусстве. Выставка-ярмарка. 1 16.02 3 тема «Искусство от прошлого до современности» - 7 часов
23 Зачем людям украшения. Др. Египет. 1 02.03 24 Положение человека в обществе. Мода.
Одежда говорит о человеке 1 09.03 25 Художники и стили. Великий Леонардо. 1 16.03 26 Маньеризм Арчимбольдо. 1 23.03 27 Странный портрет Пикассо. 1 06.04 28 Коллажи Брокка. 1 13.04 29 Фейерверки Кандинского. 1 20.04 4 тема «Современное декоративное искусство» - 5 часов
30 Современное выставочное искусство. Искусство декупажа. 1 27.04 31 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Топиарии. 1 04.05 32 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Ниткография. 1 11.05 33
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Квиллинг. 1 18.05 34 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.(резервный урок) 1 25.05 Литература:
1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс / Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского.-3-е изд. - М.: Просвещение, 2010
2. Н.А. Горяева Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс. / Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2012.
4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.
5. Интернет- ресурсы