Конспект по литературному чтению Колыбельные песни
Тема урока: Колыбельные песни.
Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.
Задачи:
выявить особенности жанра колыбельной песни;
сравнить литературную и народную колыбельную песню;
попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.
Тип урока: открытие новых знаний учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.
Предметные результаты – познакомятся с жанром колыбельной песни, научатся сравнивать народные и авторские колыбельные.
Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.
Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый.
Оборудование: запись с колыбельными песнями, раздаточный материал,
Ход урока.
1. Целеполагание и мотивация.
-Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. А сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на доску.
На доске слова:
СПАЛЬНЯ
ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
СЛАДКИЙ СОН
МАМА
ПЕСНЯ
НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС
Учитель:
Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили?
Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?
Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.
(Исполняется колыбельная песня, аудиозапись)
Подтвердилось ли ваше предположение?
Что вы сейчас прослушали?
Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?
(Мелодия нежная, тихая, ласковая, присутствуют слова «баю-баю»)
Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?
(Ответы детей)
- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.
2. Постановка учебной задачи.
Учитель: Что бы вы хотели узнать о таком жанре как колыбельная песня?
Дети: Как появились колыбельные песни? С какой целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?
С вашей помощью я составила задачи, которые мы постараемся решить сегодня на уроке:
выявить особенности жанра колыбельной песни;
сравнить литературную и народную колыбельную песню;
попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.
3. Изучение нового материала.
Учитель:
- Чтобы выполнить первую задачу, поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группах
· не говорить всем сразу;
· всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
· перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
· не спорить зря, а доказывать, объяснять;
· стараться понять друг друга;
· возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Саша, ты не сказал, что ”.
-Вам предстоит обсудить и совместно решить тесты, отметив правильный ответ галочкой.
Приложение №1
(Дети работают в группах, выполняют тест для каждой группы.)
Учитель: Обобщим наши знания.
От какого слова произошло слово “колыбельная”? Ответ первой группы детей.
Учитель: В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”. Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь). Баять и байкать– значит говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять.
Кто мог быть создателем колыбельных песен? Ответ второй группы детей.
Учитель: Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы.
С какой целью исполняли колыбельные песни? Ответ 3 группы детей.
Учитель: Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.: Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.
-Как исполнялись колыбельные песни?
Учитель: Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом». Заглянем в толковый словарь В.И. Даля, прочитаем:
речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативом – значит читать нараспев.
Учитель: Молодцы, вы отлично справились с заданием и смогли решить первую задачу нашего урока.
Сделаем вывод: особенности жанра колыбельной песни в том, что эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребёнка, дать ему первое представление об окружающем мире, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельных простой, однообразный, но с добрыми ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул.
4. Знакомство с народной колыбельной песней.
Учитель: В начале урока вы слышали народную колыбельную песню. Народные колыбельные песни приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей.
1.Прослушайте народную колыбельную.
.-Какие чувства вызывает колыбельная?- Какие строки особенно понравились?
- Простой или сложный текст у народной колыбельной песни? (Текст простой и понятный)
– Какие слова повторяются?
2. Поработаем над выразительным чтением песни.
Как её надо читать? Что хотим показать голосом. (Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью).
Выбираем тон и темп чтения. (спокойно, негромко, небыстро, напевно) Наблюдаем за знаками препинания.
Прочитайте колыбельную соседу по парте вполголоса, работая по Памятке.
. Оцени выразительное чтение соседа и поставь оценку.
3-Прочитаем песню выразительно вслух.
Физминутка
5. Знакомство с авторской колыбельной песней.
М. Ю. Лермонтов “Спи, младенец мой прекрасный...”
Учитель.
Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а теперь поют ваши мамы. Колыбельные сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.
– Закройте глаза, прослушайте колыбельную и расскажите, какие картины вы себе представили?
- Прочитайте колыбельную самостоятельно в полголоса.
– Какие слова говорят о любви матери к ребенку?
- простые или сложные слова в песне?
- Какой тон выберем для чтения? (весёлый, грустный или спокойный; громко или негромко)
-Какой темп подойдет для исполнения колыбельной? (небыстро, напевно)
– Выразительное чтение с анализом и самооценкой.
6. Сравнение авторской и народной колыбельных песен.
Учитель: В результате изучения особенностей авторской и народной колыбельной мы заполнили сравнительную таблицу. Сделаем выводы по данной таблице
Что объединяет авторские и народные колыбельные песни? Чем они похожи?
(Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери)
Чем они отличаются?
(У литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и меняющаяся мелодия).
7. Проверка домашнего задания
– Какие чувства просыпаются в вашей душе, когда слушаете колыбельные? (Задушевность, сердечность, доброта и теплота)
Дома вы записали колыбельные, которые вам пели мамы, красочно оформили свои листочки. Они станут страницами нашей книжки, которую так и назовём: «Мамины песни».
А сейчас, кто хочет исполнить свою песню и убаюкать эту крошку? (Детям предлагается сесть на стул и спеть колыбельную, укачивая куклу.)
(Исполнение одной - двух песен.)
(Автор слов «Спят усталые игрушки» Зоя Петрова)
- Нам осталось решить последнюю задачу урока. Как же колыбельные песни влияют на человека? (Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека.)
А почему это происходит? (Их поет мама с теплотой и любовью, заботой и нежностью.)
Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? (Всем людям, независимо от возраста, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром, в этом и состоит таинство колыбельной песни.)
Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку, посоветовавшись с соседом.
1. Птица рада весне, а младенец матери.
2. Нет милее дружка, чем родная матушка.
3. Хлеб питает тело человека – а колыбель душу.
8. Дополнительное
Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:
Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню, добавив свои слова. Это называется буриме. (Работа в парах).
...пришла,...принесла,...петушок,...сверчок.
9. Рефлексия
Учитель: Наш урок подходит к концу. Ответьте на мои вопросы, используя сигнальные карточки.
- Если вам было интересно на уроке, поднимите красную карточку, а если скучно – зелёную. Спасибо.
- Если было легко выполнять все задания, поднимите красную карточку, а если иногда испытывали затруднения – то зелёную. Спасибо.
- Чему вы учились сегодня на уроке?
10. Домашнее задание:
Выучить одну колыбельную (по выбору) наизусть.
Выставление оценок.
Литература:
Даль В.И. Толковый словарь.
Калугин В.И. "Фольклор народов России" том 1.
Интернетресурс
Приложение 1 Тест «История появления колыбельных песен»
1. От каких слов произошло слово “колыбельная”?
байка;
игра;
погремушка.
2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?
животные;
птицы;
люди.
3. С какой целью исполняли колыбельные песни?
поиграть;
побегать;
убаюкать.
4. Как исполнялись колыбельные песни?
громко;
грубо;
певуче.
Приложение3 Памятка «Выразительное чтение»
l Правильно ставь ударение.
l Соблюдай паузы.
l Выбери силу голоса (тихо, громко).
l Определи темп (быстро, медленно)
l Читай эмоционально.
Приложение 4
...пришла,...принесла,...петушок,...сверчок.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015