Исследовательская работа на тему Колыбельные песни


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Чеботаевская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Колыбельные песни»
(секция искусствоведения)
Автор: Спиридонова Дарья
Учащаяся 4 класса
Руководитель:
Киселёва Марина Александровна
учитель начальных классов
Спиридонова Оксана Юрьевна
учитель начальных классов
2012 год
-430140-399400 «Песня матери – главная песня в мире;
Начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
«Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.
Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу»
Народная мудрость

Цель проекта:
Узнать больше о колыбельных песнях и о их влиянии на сон ребёнка.
Задачи:
Проанализировать изученную литературу.
Выяснить, какие колыбельные песни поют жители села.
Проанализировать сведения, полученные в результате опроса.
Гипотеза:
Если мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают, ребёнку становится спокойнее, ему снятся хорошие сны.
Методы работы:
Прослушивание, наблюдение, сравнение, сбор информации.
При изучении произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения мы познакомились с колыбельными песнями. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.
Меня очень заинтересовала эта тема. Захотелось больше узнать о том, какие колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни, зачем их поют. Это и стало целью моего проекта. Решила обратиться за помощью к мамам, к бабушкам, к библиотекарям. Найденную информацию проанализировала и создала тематический альбом.
Свою работу я проводила в несколько этапов:
Нашла сведения о колыбельных.
Нашла сами колыбельные песни.
Ребята помогали сочинять колыбельные песни, рисовать героев колыбельных песен.
Ляжешь ты, малыш, сейчас,Будешь слушать мой рассказПро чудесный рай святой,Где струится золотой,Очень добрый нежный свет,Где ни тьмы, ни злобы нет.
В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни.

Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными.
Когда я слышу эти спокойные ласковые нотки, я чувствую мамину нежность, мамину заботу и мне хочется продлить эти минутки дольше. Пусть я уже взрослая, но иногда я не могу заснуть без маминой колыбельной песни. Она мне никогда не отказывает, бросает все незаконченные дела, садится возле кровати и поёт колыбельную. В её голосе столько теплоты, нежности и любви, что глаза сами закрываются и я засыпаю.


Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот. Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель т.к. у него тёплая шёрстка и ласковое мурлыканье.
Уж я Ванюшку качала, 2323465-444500Уж я котику кричала:
- Приди, котик, ночевать,Сына Ванюшку качать.А я серому котуЗа работу заплачу:Дам я мяса кусок,Молочка туесок.Баю, бай, баю, бай,Поскорее засыпай!
Как рассказывают жительницы нашего села, для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом.



На моей малой Родине проживают разные народы: русские, татары, чуваши, мордва. У каждого народа есть свои колыбельные песни. Они отличаются мелодией и содержанием.

Я посещаю кружок «Культура чувашского народа». Там я познакомилась с их традициями, фольклором.
Нянине – папине,
Ачине – сапкинеЛаштам-лаштам яранма,
Шаппан-шаппан сыварма…
Перевод.
Нянечке- папочке,
Доченьке- деточке
Стали люльку мы качать,
Дочка стала засыпать…

Колыбельные бывают не только народные, но и авторские. Собиратели устного народного творчества ходили, ездили по стране, слушали, записывали. Прежде чем напечатать, часто их обрабатывали. Вот поэтому в книгах есть пометки, которые указывают, кто пересказал. Колыбельные песни сочиняли и поэты. Подарила всем детям интересную колыбельную, похожую на рассказ, А. Л. Барто:
КолыбельнаяСтарший брат сестру баюкал:- Баюшки-баю!Унесём отсюда кукол,Баюшки-баю.Уговаривал девчушку(Ей всего-то год!):- Спать пора,Уткнись в подушку,Подарю тебе я клюшку,Встанешь ты на лёд.Баю-баюшки,Не плачь,ПодарюФутбольный мяч,Хочешь-Будешь за судью,Баю-баюшки-баю!Старший брат сестру баюкал:- Ну не купим мяч.Принесу обратно кукол,Только ты не плачь.Ну не плачь, не будь упрямой,Спать пора давно:Ты пойми - я папу с мамойОтпустил в кино.
Прослушивая и читая авторские колыбельные песни, я пришла к выводу, что у литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и мелодии.
Я также провела опрос среди ребят. Задавала им такие вопросы:
Какие колыбельные песни вы знаете (народные, литературные)?
Часто ли вам пели их родители?
Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка?
По результатам опроса мы видим, что большинство ребят знает народные песни и лишь небольшая часть современные литературные песни. (Приложение №1)
На вопрос: Часто ли вам пели их родители? Ребята ответили, что довольно часто и немногие отметили, что редко слышали от мамы эти удивительные песни.
И на последний вопрос: Влияют ли колыбельные на сон ребёнка? Большая часть ребят ответили утвердительно. И это мы видим на диаграмме.
Ребятам из моего класса очень понравились колыбельные, и они решили сами сочинить их, оформить книжки - малышки, нарисовать героев колыбельных песен. (Приложение 2)
Моя бабушка иногда тоже поёт мне колыбельные песни. Она сочинила для меня «Колыбельную внучке»
Зима, зимушка – зима,
Спят сугробы, спят дома.
Только Дашенька не спит, что-то тихо говорит.
Хочешь, песенку спою,
Хочешь, сказку расскажу,
Поскорее засыпай,
Баю-бай, баю-бай.
Утром солнышко взойдёт,
Тёплый лучик нам пришлёт,
Снова новый день придёт,
Пусть он радость принесёт.
Хочешь, песенку спою,
Хочешь, сказку расскажу,
Поскорее засыпай,
Баю-бай, баю-бай.
Внучка, внученька моя,
Будь счастливее меня,
Пусть тревога и печаль
Унесутся с ветром вдаль.
Хочешь, песенку спою,
Хочешь, сказку расскажу,
Поскорее засыпай,
Баю-бай, баю-бай.
Даша, Дашенька моя,
Незабудка у ручья,
Поскорее подрастай,
Как цветочек расцветай.
Хочешь, песенку спою,
Хочешь, сказку расскажу,
Поскорее засыпай,
Баю-бай, баю-бай.
Проанализировав всю собранную информацию, я пришла к следующим выводам:
Традиции устного народного творчества живут в народе. Жители села Чеботаевка помнят и поют колыбельные песни.
Колыбельные песни – показатель того, что всё в порядке: мамочка рядом и любит его.
С помощью певучих колыбельных песен ребёнок лучше запоминает и воспринимает, а значит, раньше начнёт разговаривать.
Слушая колыбельную песню, малыш успокаивается, затихает, засыпает.
С колыбельной песней ребёнок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.
Колыбельная песня несёт в себе свет, тепло, являясь оберегом для малыша.
Колыбельная песня – это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка.
С колыбельной песней передаётся ласка, ребёнок чувствует любовь, ласку и нежность мамы. Дети, которые поют в детстве песни, врастают нежными и добрыми.
Малая Родина – это и есть мама и её колыбельная песня.
Мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.
Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.
Спойте ему колыбельную снова,
Хоть ему больше, чем год
Ваше тепло, материнское слово
Каждый малыш,
повзрослев, все же
ждет.