План-конспект урока музыки в 7 классе на тему Бардовская (авторская) песня

План- конспект урока музыки в 7 классе
Учитель музыки 1 квалификационной категории Сахаровской средней
общеобразовательной школы Каплин Александр Анатольевич.

Тема: Бардовская (авторская) песня.
Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный,
воспитательный потенциал, заключённый в сочетании стихов и
искренней музыки.

Межпредметные связи: музыка, литература, история.

Музыкальный материал: О. Митяев «Как здорово».
Ю.Кукин «За туманом»,
Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»,
«О Володе Высоцком»,
В.Высоцкий «Я не люблю»,
«Он не вернулся из боя»,
Ю Визбор «Милая моя».

Наглядный материал: компьютер, мультимедийный проектор, экран,
мультимедиа презентация на компьютере,
диск с авторскими песнями.

Ход урока.

Урок начинается песней О.Митяева «Как здорово» в исполнении ребят.

Слово учителя: Сегодня мы продолжаем знакомство с бардами и их
творчеством.
Проверка домашнего задания: Кто такие барды?
Что означает слово бард?
(ответы детей)
Обобщение: В наши дни бардами называют создателей авторской песни.
Вопрос: А что же такое авторская песня? (ответы ребят)

Учитель: Как правило, автор стихов, музыки, исполнитель - это одно и то же лицо.
Как вы думаете, что важнее в таких песнях – мелодия или стихи?
(ответы ребят)
Определяя сущность авторской песни Б.Окуджава говорил, что это –«поэзия под гитару», а В.Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку».
С этим мы можем согласиться, потому что на прошлом уроке с некоторыми исполнителями уже познакомились. Назовите их. (Ж.Бичевская, О.Митяев).
Сегодня мы дополним это список другими авторами и попробуем разобраться в содержании некоторых произведений.
По ходу урока в тетрадях записывайте фамилии новых авторов.

Сейчас прозвучит песня Ю.Кукина «За туманом» (Понимаешь это странно)
Вопрос: О чём поведал нам автор, что хотел донести до слушателя?
(ответы ребят)
Обобщение ответов: Вокруг такая красота, созданная самой природой. А мы иногда ничего не замечаем, нам не хватает времени оценить эту красоту, и хотя трудно себе это представить, но есть и в наше смутное время люди, которые едут не за деньгами, а за романтикой и мечтами.

Учитель: К кому и, главное, с чем обращается поэт в своих стихах, нам сказал Б.Окуджава в стихотворении, которое прозвучит сейчас. Оно называется «Поэт».
( На экране портрет Б. Окуджавы).
Читает ученица: У поэта соперников нету
Ни на улице и не в судьбе,
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас – о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь, и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
Это он не за вас – за себя
Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
Вопрос: Как же понимать эти строки?
(Ответы ребят).
Вывод:
· Каждый человек в стихах или песнях находит что-то своё, только ему понятное. И порой это даже трудно бывает выразить словами.

Учитель: В истории бардовской песни, как и в любом другом жанре музыки, есть свои классические образцы. Это место по праву занимают Б.Окуджава и В. Высоцкий, о которых я сегодня уже говорил.
В творчестве Б. Окуджавы главными темами являются честь, благородство, любовь, надежда. Его песни вселяют веру в торжество справедливости и добра.
Звучит песня в исполнении автора «Надежды маленький оркестрик»
(на экране идёт показ слайдов с изображением Б. Окуджавы)
Обобщение:
Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый решает сам, а барды помогают нам своими песнями – размышлениями.
Учитель:
Как и для кого начал писать свои песни В.Высоцкий, сегодня он нам расскажет сам. Внимание на экран.
На экране показ видео интервью В.Высоцкого и исполнение песни «Я не люблю».
Учитель:
Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне На вопрос, чем привлекает его военная тема, Высоцкий отвечал: «По – моему моё поколение мучает чувство вины за то, что опоздали родиться и мы своим творчеством как бы довоёвываем».
Читая его стихи и слушая песни о войне. Мы с трудом верим, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению многих, военная тема в песнях и стихах Высоцкого является вершиной его творчества.

На экране портрет В.Высоцкого, звучит песня «Он не вернулся из боя».

Учитель: 25 января день рождения В. Высоцкого. Ему исполняется 72 года. Но его, к сожалению, нет среди нас. Он умер в возрасте 42 лет в 1980 году, оставив нам свои стихи, песни, свои мысли и чувства. Но и после смерти он продолжает своим творчеством оказывать влияние на развитие авторской песни в России и его по праву называют «сердцем» авторской песни.
Друзья тяжело переживали его уход. Его учитель и друг Б. Окуджава написал о нём песню, которую так и назвал «О Володе Высоцком». Она сейчас и прозвучит, а мы увидим В.Высоцкого в фотографиях на экране.
Слайд фильм на фоне песни Б.Окуджавы «О Володе Высоцком».

Учитель: Мы познакомились с разными авторами, разными их сочинениями и теперь можно составить обобщённый словесный портрет человека, которого называют - создатель авторской песни, и о чём они пишут свои песни.
( Ответы ребят)
Вывод: Не обязательно быть профессиональным музыкантом или поэтом, чтобы сочинить песню. Но нужно уметь так передать свои мысли и чувства, свои размышления, своё видение мира и его проблемы, чтобы они были понятны окружающим.
Как вы думаете, к «лёгкой» или «серьёзной» музыке нужно отнести авторскую песню? (ответы ребят).

Вывод: Это серьёзная музыка. Бардовская песня – это не развлечение, а искренний разговор по душам со слушателями.
Авторы – исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство и непостоянство. А поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя и мир.
Вопрос: Что же нужно исполнителю таких песен? (Особенный зал, украшения, спецэффекты, дворцы?)
(ответы ребят)
Обобщение: Авторская песня должна идти от сердца к сердцу. Даже инструмента ей достаточно одного – гитары.
Давайте почувствуем теплоту и искренность, какую – то сближающую,
объединяющую силу бардовской песни и все вместе с нашими гостями исполним песню Ю.Визбора «Милая моя».

Итог урока: Музыка нужна разная и «лёгкая» и «серьёзная». Важно чтобы вы не только без разбора слушали то, что сейчас модно, но и понимали музыку, дающую пищу уму и сердцу. Наша жизнь многообразна, и надо уметь отличить хорошую музыку (как легкую, так и серьёзную) от подделки.
Я очень надеюсь, что наш сегодняшний урок вам в этом немного поможет.
15