Статья по ИЗО «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга
«Развитие творческих способностей обучающихся
на уроках изобразительного искусства»

Выполнила: Белешина Свтлана Николаевна
учитель изобразительного искусства
Санкт-Петербург 2015-2016 г.
"Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой."
В.А. Сухомлинский
Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперед. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей. В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.
В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка - предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. На уроках необходимо научить ученика различать основные виды и жанры изобразительного искусства, анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. При выполнении заданий, ученику необходимо предлагать различные материалы (гуашь, акварель, природные и подручные материалы), это способствует творческому подходу в исполнении работы. Чередование видов деятельности (рисование с натуры, по памяти, по представлению, воображению), способствует разностороннему развитию ученика. Эстетическое воспитание направлено развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: Личностно - ориентированное обучение, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.
Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.
На уроках изобразительного искусства я стремлюсь к тому, чтобы вызвать у школьников интерес и любовь к искусству, развивать художественный вкус, научить видеть красоту в жизни и искусстве, сопереживать художественным образом. Кроме того, искусство успешно прививает потребность в труде, учит находить в нем радость. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интересов. Выполненные на уроках художественные работы учащихся могут использоваться как подарки для родных и друзей. Внеурочное время школьники занимаются на кружках. Таким образом, они закрепляют и углубляют полученные на уроках знания и умения. Это доказывает особую значимость и актуальность нашей работы по воспитанию школьников средствами изобразительного искусства.
Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждый урок программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменит учителя, а только дополняет его.
В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО:
Использование медиа - ресурсов как источника информации;
Компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
Организация проектной деятельности учащихся.
В ходе педагогической деятельности я выяснила, что использование меди - ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
«посещать» крупнейшие  музеи мира;
прослушивать записи песен;
активизировать учебный процесс.
Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно - творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические и др.
Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение ряда следующих задач:
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.
Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
На уроках изобразительного искусства я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», «я не люблю рисовать» и т.д. ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно- ориентированный подход.
На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа. Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности. Работая с одаренными детьми, стараюсь убедить их посмотреть на свою работу глазами художника, всмотреться, увидеть, сделать, но только с творческим подходом. Ученик должен перерабатывать натуру, дополнять, убирать лишнее.
Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства позволяет раскрыть способности ученика и выявить талантливых обучающихся. В работе талантливого ученика есть степень образности в передаче явления, события, сцены. У таких учеников в работе передано самое главное, характерное, а у обыкновенных учеников в картине изображено случайное, нехарактерное. Гете сказал: «Человек, который стремится нарисовать собаку точь-в-точь как в натуре, не стремится создать произведения искусства, а тщательно пытается создать вторую собаку.»
Шаблонности, вот что я стараюсь избегать в работе со способным учеником. Именно неповторимость, оригинальность и простота, основанная на творчестве, вот мой критерий и стержень обучения, который я стараюсь вложить в сознание учеников.


Самой большой наградой для учителя, является успех ученика. Анализируя опыт работы, было выявлено, что дети любят заниматься творчеством. Большинство учащихся усваивают полученные знания по изобразительному искусству на «4» и «5». В результате применения данного опыта наблюдается динамика роста не только в качестве знаний учащихся, но и проявление желания участвовать в конкурсах и выставках.
ЛИТЕРАТУРА
Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.
// Искусство в школе. 2001, №3. – С.13-14.
«Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана»: «Новый Казахстан в новом мире»; 28 февраля 2007 г., раздел: «Основные задачи нового этапа»:
«Концепция непрерывного педагогического образования педагога новый формации Республики Казахстан» (проект), Астана, 2005г.
Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. — 1998 г., № 4
Научно-практический журнал «Управление современной школы Завуч», №8, 2008 г. Статья «Проблема определения Профессиональная компетентность педагога» Козырева О.А. (стр.42-44).
Шилов И.И. Литература для учителя // Казахстан 2003г. 9 стр.57-59
Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с.
Алехин А.Д., «Когда начинается художник.» М.: 1993 г.
Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
И.П. Волков. Художественная студия в школе.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991-159 с.