Планирование кружка интеллектуального направления.
Муниципальное образование Тбилисский район п. Октябрьский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2015 года протокол № 1 Председатель ______ В.В.Скубачев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«МАРАФОН ЗНАНИЙ»
для учащихся 1 класса
Срок реализации программы 1 год
Автор составитель
Бондарь Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
2015-2016
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы:
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по предметам. Организация курса «Марафон знаний» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Вся работа по данной программе направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий: - позитивной мотивации к учению;- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.
Реализация программы приведёт к решению самых актуальных проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию навыка саморазвития, самовоспитания личности.
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
В основу программы «Марафон знаний» положены программы внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой,
Цель программы: способствовать созданию условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребёнка, преобразование ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к учебным предметам.
Задачи программы:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к учебным предметам;- расширение кругозора учащихся в различных областях;- обучение приемам логического мышления;- развитие внимания, мышления, воображения, памяти;- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.Общая характеристика программы
Программа кружка «Марафон знаний» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Кружок «Марафон знаний» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 1 класса. Состав группы постоянный, до 25 человек.
Связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык». Основные виды деятельности на занятиях кружка: игровая, познавательная. Разделы, составляющие программу, построены по принципу «от простого к сложному».
Основные разделы программы «Марафон знаний»:
1.Правила поведения в школе.
2. Правила дорожного движения.
3. Природа вокруг нас.
4. Логика, задания на внимание.
5. Познавательные игры и занятия.
6. Интеллектуальные игры.
7. Занимательная математика и геометрия.
8. Литературные викторины и конкурсы.
9. Занимательная грамматика.
10.Проектная деятельность.
Принципы построения программы.
1) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
2) увеличение объёма материала;
3) наращивание темпа выполнения заданий;
4) смена разных видов деятельности.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой курс как «Марафон знаний» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что, в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации.
Формы занятий:
● по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, интеллектуальная и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Место программы внеурочной деятельности «Марафон знаний» в учебном плане.
Программа кружка «Марафон знаний» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Количество часов за год – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью – 30 минут.
Требования к результатам освоения программы «Марафон знаний»
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.
Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные: сформированность у детей любознательности, интереса к учению.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности с помощью учителя, поиск средств и пути их осуществления.
Познавательные: умение определять, какая нужна информация; отбор необходимых источников: книги, словари, справочная литература, электронные носители; отбор, классификация полученной информации.Коммуникативные: организация взаимодействия в группе, умение договариваться друг с другом; распределять роли.
Планируемые результаты изучения курса.
Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.
В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
Рост личностных достижений.
Создание атмосферы успеха.
Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
Накопление опыта творческой деятельности.
Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру.
Содержание программы внеурочной деятельности «Марафон знаний».
Основные разделы программы.
1. Правила поведения в школе (1 час).
Правила дорожного движения (1 час).
Природа вокруг нас (6 часов).
Логика, задания на внимание(4 часа).
Познавательные игры и занятия(9 часов).
Интеллектуальные игры(2 часа).
Занимательная математика и геометрия(3 часа).
Литературные викторины и конкурсы (5 часов).
Проектная деятельность (2 часа).
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание занятий.
1 занятие. Игровое занятие «Мы - школьники» (ко Дню знаний). Правила поведения в школе. Пословицы и поговорки о школе, знаниях. Загадки о школе. Стихи о школе. Игра «Доскажи словечко».
2занятие. Игра «Дети и дорога». Правила дорожного движения. Викторина о ПДД. Презентация о ПДД.
3 занятие. Викторина «В мире насекомых». Просмотр презентации о мире насекомых.
4 занятие. Познавательная игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Знакомство с цветами радуги. Стихи о цветах. «Разноцветные» загадки.
5 занятие. Конкурс загадок об осени. Рассматривание осенних пейзажей известных художников. Беседа по картинам осени. Стихи об осени.
6 занятие. Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов.
7 занятие. Игра «Волшебные слова». Чтение «Волшебное слово» В. Осеевой. Загадки-задания о вежливых словах. Игра «Закончи предложение».
8 занятие. Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». Значение воды в жизни людей и животных. Просмотр презентации. Обсуждение. Кроссворд.
9 занятие. Как жили наши бабушки. Экскурсия в краеведческий музей. История родного города. Быт простых людей.
10 занятие. Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…». Загадки и сказочные конкурсы. Конкурс рисунков по сказкам.
11 занятие. Игра «Доскажи словечко». Игра с подбором пропущенных слов с опорой на логическую цепочку и рифму слов.
12 занятие. Мой домашний любимец. Мини-проект о домашнем животном.
13 занятие. Логика. Решение кроссвордов. Обучение разгадыванию кроссвордов. Использование Интернет-ресурсов, справочной литературы.
14 занятие. Моя малая Родина Мини-проект.
15 занятие. Игра «Геометрический конструктор». Загадки о геометрических фигурах. Загадки о животных. Составление фигурок животных из геометрических фигур.
16 занятие. Ребусы. Отгадывание и составление ребусов.
17 занятие. Конкурс «Самый смекалистый». Интеллектуальный конкурс по математике.
18 занятие. Животный мир . Просмотр презентации. Викторина о животных .19 занятие. Игра «Путешествие в страну Сказка». Конкурсы, загадки, занимательные задания по сказкам.
20 занятие. Познавательная игра «Все работы хороши – выбирай на вкус». Знакомство с профессиями в стихах. Игра на внимание. Ребусы- профессии.
21 занятие. Игра «Буква потерялась». Познавательная игра на закрепление знаний орфографии.
22 занятие. Игра «Что изменилось?». Игра на внимание. Сравнение рисунков, нахождение различий. Дорисовывание картинок.
23 занятие. Викторина «Природа родного края». Животный и растительный мир края. Лекарственные растения, их назначение.
24 занятие. Просмотр презентации «Из глубины веков» . Знакомство с древними животными – динозаврами. Загадки в картинках. Ребусы.
25 занятие Математика – царица наук. Викторина. Математические задачи в стихах. Ребусы. Рисование по цифрам.
26 занятие. Математические лабиринты. Задания на решение примеров, задач, прохождение лабиринтов на картинке.
27 занятие. Занимательная грамматика. Задания по русскому языку в стихах.
28 занятие. Игра-путешествие «Полет на Марс». Просмотр презентации на тему «Планеты солнечной системы». Загадки о планетах.
29 занятие. Что? Где? Когда?
30 занятие. Познавательная игра «История появления часов». Просмотр презентации. Загадки о времени и часах.
31.занятие. Викторина «Времена года» . Загадки о временах года.
32 занятие. Беседа «День Победы». Конкурс рисунков «Мы за мир!» Просмотр презентации «9 мая – День Победы».
33 занятие. Игровое занятие «Ура, каникулы!». Веселые конкурсы и загадки о лете. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
Учебно методическое и материально-техническое обеспечение программы:
Литература1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г. 2. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г. 3. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Академия Холдинг, 2000. 4. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики. Волгоград: Учитель. 2003. 5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе. – М.:Илекса, 2002. 6. Сухин И.Р. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: ВАКО, 2004. 7. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – М.: Владос, 2000.8. Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991
Экранно-звуковые пособия:
-компьютер
-проектор
- интерактивная доска
- принтер
- сканер
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Кол-во занятий Формы и методы работы
теория практика
1 Игровое занятие «Мы школьники» 1 Беседа упражнение, игра
2 Игра «Дети и дорога» 1 Беседа упражнение, игра
3 Викторина «В мире насекомых» 1 Диалог Упражнение, игра
4 Познавательная игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 1 Диалог Игра, упражнение, рисунок
5 Конкурс загадок об осени 1 Беседа Игра, упражнение, рисунок.
6 Конкурс загадок о природе 1 Беседа Игра, упражнение.
7 Игра «Волшебные слова». 1 Беседа Игра, упражнение
8 Вода. Значение воды 1 Беседа упражнение, игра
9 Быт людей 1 Беседа Экскурсия.
10 «Сказка – ложь, да в ней намек…». 1 Беседа упражнение, игра
11 «Доскажи словечко». 1 диалог Игра
12 Мой домашний любимец 1 Беседа Проект
13 Решение кроссвордов. 1 Диалог Игра, упражнение.
14 Моя малая Родина. 1 Беседа Проект
15 Геометрический конструктор 1 Беседа Игра, упражнение.
16 Ребусы. 1 Объяснение Игра, упражнение.
17 Самый смекалистый 1 Практические занятия Игра, упражнение.
18 Животный мир 1 Беседа Игра, упражнение.
19 Путешествие в страну Сказка 1 Сказка Игра, упражнение.
20 Все работы хороши – выбирай на вкус 1 Беседа Игра, упражнение.
21 Буква потерялась 1 Практические упражнения Игра, упражнение.
22 Что изменилось? 1 Практические занятия Игра, упражнение.
23 Природа родного края. 1 Беседа Игра, упражнение.
24 Из глубины веков. 1 Беседа Игра, упражнение.
25 Математика – царица наук 1 Беседа Игра, упражнение.
26 Математические лабиринты 1 Практические занятия Игра, упражнение.
27 Занимательная грамматика. 1 Беседа Игра, упражнение.
28 Полет на Марс. 1 Игра-путешествие
29 Что? Где? Когда? 1 Практические занятия Игра, упражнение.
30 История появления часов 1 Беседа Игра, упражнение.
31 Времена года. 1 Беседа Игра, упражнение.
32 День Победы! 1 Объяснение орисунков33 Ура! Каникулы! 1 Практические занятия Игра, упражнение.
ИТОГО 33 часа
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________О.В.Некрылова«___» августа 2015 г.
Муниципальное образование Тбилисский район Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «МАРАФОН ЗНАНИЙ»
Класс: 1
Учитель: Бондарь Людмила Ивановна
Количество часов: всего 33 часа (1ч в неделю)
Время проведения:
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя Бондарь Людмилы Ивановны, утверждённой решением педагогического совета № 1
от августа 2015 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС.
№ Тема занятия Кол-во часов Дата
по плану фактич.
1. Игра «Мы - школьники» 1 2. Игра «Дети и дорога». 1 3. Викторина «В мире насекомых». 1 4. Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» 1 5. Конкурс загадок об осени. 1 6. Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов. 1 7. Игра «Волшебные слова». 1 8. Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». 1 9. Как жили наши бабушки. Экскурсия в краеведческий музей. 1 10. Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…» 1 11. Игра «Доскажи словечко». 1 12. Мой домашний любимец. Мини-проект. 1 13. Логика. Решение кроссвордов. 1 14. Моя малая Родина. Мини-проект. 1 15. Игра «Геометрический конструктор» 1 16. Ребусы. 1 17. Конкурс «Самый смекалистый» 1 18. Животный мир . Просмотр презентации. Викторина. 1 19. Игра «Путешествие в страну Сказка» 1 20. Познавательная игра «Все работы хороши – выбирай на вкус». 1 21. Игра «Буква потерялась» 1 22. Игра «Что изменилось?» 1 23. Викторина «Природа родного края» 1 24. Просмотр презентации «Из глубины веков» 1 25. Математика – царица наук. Викторина. 1 26. Математические лабиринты. 1 27. Викторина «В мире животных». 1 28. Игра-путешествие «Полет на Марс». 1 29. Игра «Что? Где? Когда?» 1 30. Тематическое занятие. История появления часов. 1 31. Викторина «Времена года». 1 32. Беседа «День Победы». Конкурс рисунков «Мы за мир!» 1 33 Игровое занятие «Ура, каникулы!» 1