Конспект урока по русскому языку на тему Правописание глаголов с -тся -ться.


Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить с правилом правописания -тся и -ться в глаголах
Ход урока
Организационный момент.
Звенит звонок веселый,Зовет нас на урок.Такой порядок в школе,Не забывай дружок!Все у парты ровно встали,Улыбнулись, подравнялись. Тихо сели за свой стол.Начинаем наш урок.
-Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?
(внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память). В конце урока каждый оцените свою собственную работу на «Шкале успеха».
Рассказать секреты словаЯ для вас всегда готова.Но на уроке будь готовСам раскрыть секреты слов.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Тему урока вы определите и сформулируете самостоятельно
– Послушайте легенду. “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?– Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?
- Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (лучше понимать прочитанное и друг друга,  правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать).
– Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие в области языка.
– Какую большую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
- Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Послушайте, что сказал известный русский писатель Л.Н. Толстой о значении этой части речи: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Минутка чистописания: Запишем эту фразу в минутке чистописания. – Что вы знаете о глаголе? – Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих) – Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? – Для чего нужно знать все правила написания глаголов?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
2.1. – Прочитайте стихотворения М.Бородицкой:
Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится.Чистой водицы синица напьется –Славно сегодня звенится-поется.
– Назовите выделенные слова. Почему я выделила именно эти слова? ( в конце произносятся одинаково. А чем они отличаются? (это разные части речи : глаголы, имена существительные. И на конце пишутся по-разному.)2.2. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?
– Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения?
– Молодцы, что вы смогли зафиксировать своё затруднение и обозначить его. А теперь надо подумать и найти причину затруднения.
3. Постановка учебной задачи.
– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).
– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?
4. Построение проекта выхода из затруднения. Записать предложенные слова в таблицу:
Имена существительные
Глаголы
Начальная форма (что делать?) 3 лицо ( что делает?)
девица учиться удивляется
спутница торопиться улыбается
красавица удивляться случается
синица улыбаться готовится
больница случиться случится
5 Закрепление: «На уроке учитель попросила учеников записать слово «столица». Ребята выполнили работу по-разному. Марина написала «столица», Валера написал «столится», а Гена написал «столиться». Как вы думаете, кто из ребят прав? Аргументируйте свой ответ.
(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)– Сделайте вывод о правописании -тся, -ться в глаголах.
6. «Пишем грамотно». ( Орфографическая минутка: исправить допущенные ошибки). Сейчас каждый из вас выступит в роли учителя. Кому удастся обнаружить все допущенные безграмотным учеником ошибки.
На дваре бушуит непогода. Дождь стучиться по крышы, плескаеца в лужах. Временами он стихаит и уноситься в темную глубину ночи.
- Определить падежи сущ-х.
6. Орфографический тренинг: ( Отработка  написания -ться и -тся в глаголах). В предложенных глаголах на месте пропусков вставь -ться или – тся: Смеё…ся, катат…ся, крепит…ся, умывает..ся, красоват…ся, драт…ся, договариват…ся, крутит…ся.
- Кому удалось справиться без ошибок?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?
– Оцените свою собственную работу на «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»).
– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
7. Итог урока.
8. Задание на дом: составить по 3 предложения, в которых будут глаголы, оканчивающиеся на –тся и –ться.